Опыт применения «тренажера гросса» в реабилитации детей с дцп

30 Sep 2011

Проведен анализ 32 реабилитационных карт детей от 1 года до 15 лет с различными формами ДЦП, прошедших курс реабилитации с применением тренажера Гросса. Тренажер позволяет детям, имеющим разной степени двигательные нарушения, свободно перемещаться с помощью тренажера в пространстве в любом направлении, вращаться вокруг своей оси, благодаря снятию определенного процента массы тела, находиться в вертикальном положении неопределенное время. Тренажер Гросса рекомендуется для применения у детей с двигательными нарушениями.

 

Проблема детской инвалидности на сегодняшний день стоит очень остро. Инвалидность, обусловленная патологией со стороны нервной системы и опорно-двигательного аппарата, в частности Детский церебральный паралич, является серьезной проблемой. Так как в силу ограниченных возможностей дети с ДЦП зачастую изолированы от окружающего мира и дезадаптированы, многие из них не имеют социальных навыков, и будущее таких детей неопределенно. Именно поэтому важно на ранних этапах оказать высокоэффективную реабилитационную помощь детям с тяжелым недугом, а для этого необходима комплексная реабилитация с использованием современного оборудования и тренажеров. Основная цель коррекции двигательных нарушений – это расширение двигательной активности ребенка и его вертикализация для самостоятельного передвижения и социальной адаптации. В этом существенную помощь может оказать «тренажер Гросса».

Тренажер состоит из натянутого троса с подвижным блоком эластичных тяг, рычажно-карабинного механизма, страховочного пояса и колец для рук. Натянутый трос закрепляется максимально высоко под потолком между противоположными стенами помещения. Подвижный блок устанавливается на натянутом тросе и позволяет осуществлять вдоль него свободное передвижение. Эластичные тяги, выполненные из эспандерной резины и собранные в петли, верхней частью соединены с подвижным блоком, нижней частью – с рычажно-карабинным механизмом, который, в свою очередь прикреплен к страховочному поясу. Длина эластичных тяг подбирается в зависимости от высоты помещения и весо-ростовых показателей занимающихся. Путем увеличения количества эластичных тяг нагрузка на опорно-двигательный аппарат уменьшается за счет снижения величины давления массы тела. Такие дозированные нагрузки (т.е. снятие от 10 до 90% массы тела занимающегося) создают благоприятные условия для постепенной реабилитации опорно-двигательного аппарата, что особенно важно при деформации суставов и отсутствии навыков самостоятельной ходьбы.

Пациент, находящийся в страховочном поясе, может перемещаться вдоль троса. При прямолинейном или вращательном движениях, а также при прыжках с поворотом вокруг своей оси, эластичные тяги распределяют направленное вверх усилие и создают определенную ритмику движения, на которую рефлекторно отвечает мышца опорно-двигательного аппарата.

Цель исследования: изучить эффективность тренажера Гросса в реабилитации детей с ДЦП.

Материалы и методы.

Нами проведен анализ 32 реабилитационных карт детей, прошедших курс реабилитации с применением тренажера Гросса. По возрастному составу дети были распределены следующим образом: до 1-3 года — 7 детей;

3-7 лет — 15 детей; 7 – 10 лет – 4 детей; старше 10 лет — 6 детей.

Занятия посещали дети с различными формами ДЦП:

  1. ДЦП, двойная гемиплегия – 4 детей;
  2. ДЦП, спастическая диплегия – 18 детей;
  3. ДЦП, спастико-гиперкинетическая форма – 9 детей;
  4. ДЦП, атонически-астатическая форма – 1 ребенок.

Первоначальная оценка неврологического статуса и двигательных возможностей ребенка была проведена при поступлении врачами неврологами и специалистами лечебной физкультуры. Для каждого ребенка был составлен план реабилитации, который включал в себя, в том числе занятия на тренажере Гросса.

За критерии оценки, распределяющие детей по группам, независимо от паспортного возраста, были приняты наиболее значимые для локомоторно-статических функций организма умения: принимать и удерживать позы (удерживать голову, самостоятельно сидеть, вставать на четвереньки, колени, на ноги); совершать локомоторные действия (самостоятельно передвигаться на животе, четвереньках, коленях, передвигаться в вертикальном положении).

Из 32 детей с тяжелыми двигательными нарушениями было 10 детей. Это дети, которые самостоятельно не передвигаются, пятеро из них самостоятельно не сидели, двигательные возможности этих детей были в минимальном объеме.

Зона ближайшего развития определялась заданиями, которые ребенок не может делать самостоятельно, но может выполнять с помощью взрослых.

Занятия были построены следующим образом. В начале, подготовительный этап – разминка и проведение растяжек мышц с помощью инструктора, затем фиксация ребенка в тренажере и проведение занятий в нем. Фиксация пациента в тренажере проводилась с учетом тяжести двигательных нарушений и цели занятия. Во всех случаях ребенок закрепляется в страховочном поясе. В случае, если ребенок не держит голову проводится дополнительна фиксация головы, при необходимости проводилась дополнительная фиксация рук, и тазового пояса для проведения упражнений в горизонтальной плоскости. Продолжительность занятий составила от 15 до 40 минут, с постепенным увеличением нагрузок. Курс лечения составил 20-25 процедур.

Тренажер «Гросса» был использован при выполнении разного рода упражнений:

— на гимнастическом мяче;

— стоя на полу;

— при передвижениях и прыжках;

— с использованием разных приспособлений.

Во всех случаях, когда ребенок не может выполнить упражнения самостоятельно, они выполнялись с помощью одного или двух методистов. После нескольких повторений ребенку предлагается самому выполнить упражнение. В зависимости от возможностей ребенка пассивный характер выполнения упражнений может сохраняться до определенного времени, пока ребенок не освоит данное задание.

В результате курса занятий на тренажере Гросса у всех детей отмечалась положительная динамика, значительно расширились двигательные возможности детей, улучшилась ориентация в пространстве благодаря тому, что занятия на тренажере можно проводить в различных плоскостях. Улучшилась осанка, дети стали ровнее удерживать спину. Из десяти детей с тяжелыми двигательными нарушениями пятеро детей научились прыгать в тренажере и совершать самостоятельные шаги. В результате тренировок у детей улучшилась вертикализация тела и ориентация в пространстве, улучшилась опора на руки. Ребенок с двойной гемиплегией, тяжелой формы научился стоять на четвереньках. Ярким примером эффективности занятий в «тренажере Гросса» ребенок с тяжелой спастико-гиперкинетической формой ДЦП. В обычных услових из-за выраженных гиперкинезов вертикализовать ребенка было невозможно, а в тренажере он смог расслабиться, появилась опора на обе ноги, ребенок смог сделать свои первые самостоятельные шаги. Получение таких результатов позволяет ребенку ощутить себя в новом качестве, поверить в свои возможности и стимулировать его к дальнейшему развитию.

При соблюдении техники безопасности и дозированных нагрузках при занятии на тренажере побочных эффектов отмечено не было.

Таким образом, тренажер позволяет находиться в вертикальном положении неопределенное время. С его помощью можно выполнять упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов, формировать двигательные акты. Он позволяет детям, имеющим разной степени двигательные нарушения, свободно перемещаться с помощью тренажера в пространстве в любом направлении, вращаться вокруг своей оси, благодаря снятию определенного процента массы тела. При этом контролируется нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сохраняется вертикальное положение, движения рук и ног не скованы, ребенок застрахован от падения. Дети с патологией опорно-двигательного аппарата, находящиеся в тренажере «Гросса», могут одновременно заниматься на других тренажерах или гимнастических снарядах. Что позволяет в наиболее короткие сроки помочь в вертикализации ребенка, а это важнейшая из задач реабилитации.

Литература:

1. Методические приемы коррекции двигательного развития детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на основе применения «ТРЕНАЖЕРА ГРОССА» Лаборатория физкультуры и спорта инвалидов ВНИИФК Ю.А.Гросс, Н. Гросс, Е.Горбунова, Л.Шарова, Л.Суровягина, Г.В.Буканова, стр.7-12,

2. Журнал №3. Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. ООО Издательский дом «Кодекс» г. Москва стр 33-36.

 

БЦС бар баларды реабилитациялауда «Гросса жаттықтырғышын» қолдану тәжірибесі

З.М. Курманбекова

Гросс тренажерын пайдалану арқылы оңалту курсын қабылдаған БЦС түрлі формасы бар 1 жастан 15 жасқа дейінгі балалардың 32 оңалту картасына талдау жасалған. Бала келіп түскен кезінде, оның неврологиялық жағдайы мен қозғалыс мүмкіндіктеріне алғашқы бағасын бере отырып, невролог пен емдеу дене шынықтырудың мамандары қойған. Бұл тренажер түрлі дәрежедегі қозғалысы бұзылған балаларға еркін түрде кеңістікте кез келген бағытта жүруге, айналуға, дене салмағының белгілі бір пайыздың азаюына байланысты белгілі уақытта аяқта тұруға мүмкіндік береді. Гросс тренажері қыймыл-қозғалыстық бұзылыстары бар балаларда қолдануға ұсынылған.

 

Experience of using «simulator Gross» in the rehabilitation of children with cerebral palsy
Z.M. Kurmanbekova

The analysis of the 32 rehabilitation cards of children aged from 1 to 15 years with varoius forms of celebral palsy, who have undergone rehabilitation with the use of simulator Gross was held. An initial assessment of neurological status and motor capacities of a child was carried out at admission by neurologists and specialists of physiotherapy. The evaluation criteria distributing children into groups regardless of the passport-age, were taken the most important for locomator-static functions of the body ability to: take and hold posture (holding head, sitting independently, standing on all fours, knees, feet). The zone of proximal development was determined by tasks that a child is not able to do by himself but is able to do with the help of adults. The simulator allows kids with various degrees of motor disturbances to easily move in a space in any direction, to rotate around its axis due to the withdrawal of a certain percentage of body weight, to be in a vertical position for an indefinite time. The simulator Gross is recommended for use for children with motor disabilities.

Опыт применения «тренажера гросса» в реабилитации детей с дцп

З.М. Курманбекова

Республиканский детский реабилитационный центр «Балбулак»

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ