К ПРОБЛЕМЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

18 Jan 2012

Требуется единая, развитая, социально ориентированная, отрасль здравоохранения, управляемая системой менеджмента и маркетинга, призванной обеспечить доступность, своевременность, качество управления и преемственность оказания медицинской помощи.

Система управления в организациях здравоохранения должна обладать организационной гибкостью, чертами самонастраивающейся системы, позволяющей и способной эффективно реагировать, приспосабливаться к переменам, происходящим внешней среде, рынке и технологии для выживания и достижения поставленных целей.

Эффективным механизмом инновационного развития является проектный менеджмент, включающий в себя структурный компонент (ресурсное обеспечение: материальных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов) и процессный компонент (технологическое обеспечение).

Одним из главных приоритетов Республики Казахстан с точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения в условиях рыночных отношений, является развитие отрасли здравоохранения, которая должна стать единой, развитой, социально ориентированной, управляемой системой менеджмента и маркетинга, призванной обеспечить доступность, своевременность, качество управления и преемственность оказания медицинской помощи.

В настоящее время, на основе Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан, осуществляется подготовка менеджеров здравоохранения, комплексная модернизация и развития качества управления системы здравоохранения, которая системно направлена на устранение политического, технологического, интеллектуального и инфраструктурного отставания отечественной системы здравоохранения и обеспечение его конкурентоспособности.

Стоит также отметить, что проблема обеспечения системы здравоохранения современными методами, технологиями и качеством управления, и поиск в целом эффективных путей решения вопросов развития менеджмента здравоохранения приобретает важное значение в условиях экономических преобразований, вызванных требованиями адекватного реагирования Республики Казахстан на мировой финансовый кризис.

“Дорога к повышению эффективности здравоохранения как системы проходит в первую очередь через улучшение качества менеджмента. Безусловно, реформы любой страны зависят от истории этой страны, от экономической и социальной инфраструктур, но даже первичное обдумывание реформ, не говоря уже о создании их и претворении в жизнь, следует начинать с переосмысления роли и функций менеджмента. Конструктивный менеджмент, подкреплённый знанием экономики — центр любой реформы в здравоохранении, включающей в себя всё необходимое для улучшения здоровья населения без повышения стоимости услуг” /Evans, 1995/.

Деятельность организаций здравоохранения в условиях рыночных отношений существенно меняется. Она приобретает новые формы взаимодействия с окружающей средой. Становится необходимым работать на рынок. Рыночная среда будет выбраковывать нежизнеспособные медицинские организации, отбрасывать неэффективные формы и методы управления. В этих условиях нужны меры по постоянному поддержанию высокой конкурентоспособности, для чего медицинские организации должны иметь надежную систему менеджмента (качество отношений управляющей и управляемой системы), способную обеспечить целенаправленность, целостность и устойчивый рост эффективности, а также инновационного развитие в условиях динамичности и непредсказуемости рынка (см. рис №1).

Значительным, эффективным механизмом инновационного развития, является проектный менеджмент, включающий в себя структурный компонент (ресурсное обеспечение: материальных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов) и процессный компонент (технологическое обеспечение), и содержание результата рационального планирования и эффективного использования этих ресурсов, характеризующийся качеством здоровья населения и качеством оказываемых медицинских услуг населению.

Таким образом, превращение медицинских организаций в условиях рынка, из простых потребителей бюджетных ресурсов в самостоятельные хозяйствующие субъекты, развитие новых разнообразных форм собственности и их юридическое равноправие, преобразование элементов рыночного ценообразования на медицинские услуги, функционирование предпринимательской и маркетинговой деятельности, введение обязательного и добровольного медицинского страхования, и другие новшества требуют существенного реформирования методов и стиля руководства менеджмента.

Между тем, сегодня основными проблемами в области образования, науки и развития человеческих ресурсов здравоохранения Республики Казахстан остаются качество подготовки кадров, уровень квалификации работающих специалистов, дефицит персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь, чрезмерная концентрация медицинского персонала в крупных городах, дисбаланс численности врачей и среднего медперсонала, отсутствие мотивационных стимулов к работе и недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения, низкая конкурентоспособность научных исследований, отсутствие инновационных достижений.

В связи с этим, система управления в организациях сектора здравоохранения должна обладать организационной гибкостью, чертами самонастраивающейся системы, позволяющей и способной эффективно реагировать, приспосабливаться к переменам, происходящим внешней среде, рынке и технологии для выживания и достижения поставленных целей (см. рис. № 1).

Практика показала, что в годы независимости, ни достигнутые масштабы организаций, ни накопленная финансовая мощь, не являются гарантией дальнейших успехов при отсутствии механизма, способствующего оптимальному приспособлению, высокоорганизованных систем менеджмента в секторе здравоохранения.

Из вышеизложенного следует отметить, что менеджмент деятельности организаций в секторе здравоохранения, призван совершенствовать формы и структуры управления; целенаправленно повышать эффективность деятельности с помощью совокупных принципов, методов, технических средств и технологий управления сохранив целостность организаций; активизировать трудовую деятельность, развития интеллекта и мотивов поведения, как отдельных сотрудников, так и всего коллектива; а также обеспечить качество управления, управляемости и удовлетворения потребностей населения в качественных медицинских услугах и получения прибыли.

Основу и стимулирующие факторы управленческой деятельности составляют способы качественного воздействия управляющей системы (субъект управления), на объекты управляемой системы (коллективы, отдельные работники и т.д.) медицинских организаций, в процессе, которого принимаются управленческие решения по достижению конечной цели деятельности организаций здравоохранения.

Субъект управления — тот, кто управляет, объект управления — тем, кем управляют. Субъект управления – люди и кадры управления в функции которых входят осуществление процесс управления, охватывающих руководители министерства, начальники управления, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководители предприятия, комитетов и т. д. Объекты управления — работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые социально-экономические, организационно-технические, хозяйственные, коммерческие, финансовые, учетные, страховые и другие объекты, подвергаемые определенной трансформации (по воле распоряжающегося этим объектам).

На рис. № 1 отражены объективные отношения, свойства и реалии (в результате абстрагирования) многосложной взаимозависимости  и  взаимовлияния управляющей и управляемой  системы медицинских организаций. Анализ системы управления определяется целями, функциями, кадрами, методами и принципами и др. элементами управления.

Выделяют следующие принципы управления:

  • Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.
  • Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и другие.
  • Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства организации.

Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические.

К методам управления относят:

  • методы подкрепления и стимулирования;
  • методы регулирования поведения;
  • методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;
  • развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

Функции управления определяются уровнем системы управления. Система управления любого объекта имеет три уровня — стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.

Среди функций управления главными являются следующие:

  • Технические операции – производство; для медицинских организаций к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и другие.
  • Коммерческие операции — покупка, продажа, обмен; для медицинских организаций это продажа отдельных видов медицинских услуг.
  • Финансовые операции — привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
  • Страховые операции — страхование имущества и другое.
  • Учетные операции — бухгалтерия, учет, статистика и другие.
  • Административные — перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, регулирования, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: стратегия и тактика медицинской организации,  новаторские решения проблемы, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование и другие.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (социально-экономическая, организационно-техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая и другие). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность) управленческих решений:

  • Постановка цели и задач (программно-целевое планирование).
  • Сбор необходимой информации.
  • Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений.
  • Принятие управленческого решения, в целом  по системе здравоохранения.
  • Организация, координация и регулирование исполнения.
  • Контроль исполнения.
  • Оценка эффективности и корректировка результатов.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль руководства, лидерства (совокупность  методов  управления и психология управления) обеспечивающий качество управления и управляемость организаций здравоохранения.

Следует при этом, внимательно присмотреться к тому, что в процессе своего развития  в условиях независимости Республики Казахстан система управления организациями здравоохранения прошло ряд этапов. На каждом из них для управления организациями здравоохранения был характерен определенный, свойственный именно ему, качественный уровень, соответствующий полноте освоения в управлении сложности и разнообразия процессов управляющей и управляемой системы медицинских организаций. Это объективная зависимость, носящая закономерный характер.

При этом, чрезвычайно важно учитывать и обратить внимание на то, что любая социально-экономическая  система и организация здравоохранения в своем закономерном развитии в определенное время достигает такого наивысшего уровня, при котором существующие формы и методы управления такой системой исчерпывают адекватные ресурсы интеллектуального и кадрового потенциала. При всем этом, наступает момент, требующий поиска новых форм и методов менеджмента. Причем не в рамках количественного изменения этих форм и методов управления — их интенсивного развития, а в форме качественного преобразования, как интеллектуальной составляющей функции принятия качественных решений, так и самих форм, приемов и методов менеджмента.

В силу этого, последствия представления специфики и особенностей  управляемой системы медицинских организаций в структуре, содержании и механизмах осуществления управления ею, по-разному отражались на управляемости организаций здравоохранения. Это связано с качеством отношений управления. Чем оно выше, тем выше управляемость медицинских организаций. В свою очередь, рост качества управления есть многосложная функция большого числа переменных, состав, соотношение, уровень которых определяются влиянием субъекта на объект управления и характером воздействия со стороны внешней среды.

Итак, какие обобщения можно сделать, приступая к определению управляемость и качество управления организациями здравоохранения?

По мере научного познания объекта медицинских организаций, как целостной управляемой системы, становится таковой, и сохраняется с течением времени взаимосвязь и взаимодействие субъекта на объект, вследствие успешного управления ею. Поэтому, сохранение целостности и  организованности управляемой системы (организация здравоохранения) осуществляется на основе, качественного воздействия на ее управляющей системы, в процессе которой вырабатывается существенные свойства «качественные отношения» управления ею, а значить, и ее управляемости. При таком сложном процессе, кадры менеджеры — управленцы медицинских организаций, в своей деятельности должны постоянно совершенствоваться в практическом применении знаний, интеллекта и технологии. Чем активнее и профессиональном уровне осуществляется организующее воздействие на управляемую систему со стороны управляющей системы, тем выше ее управляемость.

Технология в этом процессе, включает в себя глубокие знания, профессиональную культуру деловой активности менеджеров, а также утверждение популярности руководителей различного ранга медицинских организаций.

Следовательно, организующий тип управляемости означает, что управляющая система медицинских организаций своими действиями стремится к сохранению целостности управляемой системы здравоохранения, без чего она становится ограниченной в своих возможностях успешной реализацией стоящих перед ней целей и задач.

Чтобы в условиях рыночных отношений достичь своих целей, медицинские организации должны быть надежно и стабильно эффективными. Успешно управляемыми и результативными считаются организации системы здравоохранения с наименьшими затратами ресурсов при полном удовлетворении потребностей в качественных медицинских услугах. Характеристикой, таким образом, высокого качества управления организациями здравоохранения служит именно это обстоятельство, которое является следствием рационального  и эффективного использования ресурсов.

Итак, можно констатировать, что управляемость медицинских организаций и системы здравоохранения, подразумевает способность к целенаправленному функционированию при сохранении целостности, результативности и наименьших затратах ресурсов медицинских организаций для достижения целей системы здравоохранения.

Качество управления есть способность удовлетворять потребности управляемого объекта медицинских организаций за счет наличия у элементов субъекта управления определенных свойств, характеризующихся уровнем качественных отношений управления (см. рис. № 2). Отсюда, чем выше качество управления (уровень развития качественных свойств), тем в большой степени удовлетворяются потребности развития управляемого объекта в субъекте управления, то есть тем выше его управляемость.

Целесообразно на наш взгляд также отметить, что согласно концепции ВОЗ различают три аспекта качества: качество структуры (оснащенность, обеспеченность), качество процесса (медицинской помощи), качество результатов (исходов медицинской помощи по оценкам компетентности специалистов, инфраструктуры организации), которое требует, в свою очередь, отдельного  исследования.

Таким образом, эффективный путь и механизмы формирования новых качественных отношений в управлении медицинских организаций, способствующие активизации потенциала менеджмента в системе здравоохранения в условиях рыночных отношений, включают следующие положения и направления:

  • формирование и использование в управлении отраслью, в современных условиях, приоритета экономических отношений в медицине, качественно нового кадрового ресурса менеджеров здравоохранения; внедряющее новые перспективные направления развития системы здравоохранения, вырабатывающее гибкие и качественные управленческие  решения, способствующие  совершенствованию и развитию максимальной активности потенциала кадров менеджеров  в достижении поставленных целей на всех уровнях управления здравоохранения;
  • переход к новым управленческим и организационным методам моделирования, т.е. ситуационно-имитационным компьютерным технологиям в системе менеджмента организаций здравоохранения, к действительно научно-обоснованным методам и формам казахского классического менеджмента;
  • развитие интерактивного стратегического менеджмента в здравоохранении, который постоянно в состоянии неопределенности умеет разрабатывать стратегию, опираясь на творческий потенциал высшего звена управления, максимально задействованного в формировании дальнейших проектов, программ и прогнозов, и изыскании путей достижения его целей, осуществляющегося через интеграцию различных гуманитарных знаний и адаптирование к нуждам управленческой деятельности здравоохранения;
  • изыскание наилучших возможностей коррекции своей деятельности в связи с ускоряющимися изменениями, возрастающей организационной сложностью и турбулентностью (непредсказуемой изменяемостью) окружающей внешней среды;
  • разработка комплекса качественных стратегических управленческих решений, определяющих долговременное и поэтапное развитие системы управления здравоохранения и медицинских организаций;
  • использование инновационных диагностических, лечебных и реабилитационных, а также других медицинских технологий управления здравоохранения;
  • изменения в структуре организации производства медицинских организаций и развитие ее материально-технической базы и т.д.

 

Вышеотмеченные ориентации повышают индивидуальный, организационный и общественный уровни развития, охватывает процесс модернизации и повышения качества системы управления медицинских организаций.

В заключение необходимо отметить, что реализация приоритетных решений в управляемой системе здравоохранения должна определить и закрепить стратегические принципы и  новые технологии в конструктивном менеджменте. Далее предусматривается совершенствование системы управления, направленное на сохранение и укрепление здоровья населения, формирование и эффективное функционирование системы предоставления доступных и качественных медицинских услуг, а также разработку и внедрение новых проектов менеджмента медицинской помощи и качественного управления в целом в системе здравоохранения.

 

Список использованной литературы

  1. Лучкевич. В.С.  Основы социальной медицины и управления здравоохранением, Санкт-Петербург, 2001 – 317 с.
  2. Мицберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс  / Пер. с англ. 2- изд. – СПб.: Питер, 2009. -374 с.
  3. Малькольм Уорнер. Классики менеджмента: Энциклопедия. – СПб.: Питер, 2001. – 467 с.
  4. Портер М. Международная конкуренция. – М.: 1998. — 275 с.
  5. Льюис  Р. Деловые культуры в международном бизнесе. –  М.: 1999. – 387 с.
  6. Пивоваров С. Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. 3-е изд. –СПб.: Питер, 2005. -416 с.

 

Нарықтық қатынастар жағдайында денсаулық сақтау ұйымдарын басқару сапасының проблемаларына

 

Исмаилов Жұмағали Қазыбайұлы

м.ғ.д., профессор, Оңтүстік Қазақстан облысының денсаулық сақтау басқармасының бастығы

Шайхыбекова Гүлжан Тұрарқызы

Оңтүстік Қазақстан облысының денсаулық сақтау басқармасы бастығының орынбасары

Түйін Менеджмент және маркетинг жүйесімен басқарылатын, басқарудың қол жетімділігін, уақтылылығын, сапасын және медициналық көмек көрсетудің сабақтастығын қамтамасыз етуге қабілетті бірыңғай, дамыған, әлеуметтік бағдарланған денсаулық сақтау саласы талап етіледі.

Денсаулық сақтау ұйымдарындағы басқару жүйесі   өміршеңдік және алға қойған мақсаттарға жету үшін тиімді әрекет етуге, сыртқы ортада, нарықта және технологияларда болып жатқан өзгерістерге бейімделуге қабілетті, ұйымдастырушылық икемділік, өздігінен жөнге түсе білу қасиеттеріне ие болуы керек.

Инновациялық дамытудың тиімді механизмі өзіне құрылымдық компонентті (ресурстық қамтамасыз ету: материалдық, еңбек, қаржылық, ақпараттық және басқа ресурстар) және үдерістік компонентті (технологиялық қамтамасыз ету) қамтиды.


The problem of quality control by public health organizations in market system 

Abstract Requires a single, well-developed, socially oriented, the health care industry, controlled by a system of management and marketing, designed to ensure the availability, timeliness, quality control and health care.

The control system of health care organizations must have the organizational flexibility, features self-adjusting system that allows and is able to respond effectively, adapt to the changes occurring external environment, markets and technology to survive and achieve their goals.
Effective mechanism for innovative development is a project management that includes a structural component (resource support: material, labor, financial, information and other resources) and process components (technology support). 

 

Исмаилов Жумагали Казыбаевич

д. м. н., проф. начальник управления здравоохранения Южно-Казахстанской области,

Шайхыбекова Гулжан Тураровна

заместитель начальника управления здравоохранения Южно-Казахстанской области

К ПРОБЛЕМЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ