РОЛЕВАЯ ИГРА — ОДНА ИЗ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ — СТОМАТОЛОГОВ СТАРШИХ КУРСОВ

24 Jan 2012

«Кузнец делается кузнецом – куя»                                       

На примере  ролевой игры со студентами 5 курса стоматологического факультета по  теме «Клиника, диагностика генерализованного пародонтита разной степени  тяжести» показано значение  учебной игры в усвоении  темы, индивидуальной и групповой оценки профессиональной деятельности участников игры. В игре использованы принцип игрового моделирования, который несет на себе обучающие функции и принцип совместной деятельности, предусматривающий вовлечение в познавательную деятельность нескольких участников.

Значительное место в активизации познавательной активности и, особенно,   в развитии клинического мышления отводится ролевым    играм, которые повышают мотивацию студента к практическому  овладению профессиональной деятельностью. На кафедре (модуль терапевтическая стоматология)  для улучшения усвоения дисциплины широко используется разнообразные  методы активного обучения, в том числе ролевые  игры (деловые, имитационные), в которых главным является имитационная модель объекта познания.

Целью ролевой игры является формирование познавательных и профессиональных мотивов, системного мышления будущего врача-стоматолога,  и в соответствие с основными компетенциями – коллективной практической работы и навыков взаимодействия.

Ролевая игра способствует       развитию творческого потенциала и    познавательного интереса к  предмету. Анализ проведения игры помогает объективно оценить уровень подготовленности студента, особенно тогда когда для оценки его знаний используется чек-лист.  В основу любой ролевой игры (в том числе и деловой) положен принцип моделирования условий профессиональной  деятельности путем решения различных ситуаций: постановка диагноза, составление протокола лечения.  При этом отрабатывается возможность индивидуальной и групповой оценки  деятельности участников игры. Профессионально ориентированные  ролевые игры   повышают мотивацию студента к изучению темы занятия,  лучшему усвоению теоретического материала, так как разыгрываемая клиническая ситуация  при этом  приближена к его будущей профессиональной деятельности.

При  разработке  проекта «Активные методы  в учебном процессе»  нами несколько модернизирована модель ролевой игры, введены роли нескольких участников, для   привлечения  всех студентов учебной группы.

Ролевые игры по разделу – заболевания пародонта (5 курс  стоматологического факультета) по принятой типологии можно классифицировать

  1. по времени проведения- с ограничением времени: время,   отведенное на собеседование;
  2. по оценке деятельности: бальная  система оценки деятельности участника игры (чек-лист);
  3. по конечному результату: открытые,    участники работают над решением неструктурированной задачи;
  4. по конечной цели:  обучающие – направлены на  появление новых знаний и  формирование профессиональной компетентности;

Ролевая игра  по типу отыгрываемых персонажей должна строиться на нескольких принципах, главными из которых являются:

  • принцип имитационного моделирования  конкретных условий и динамики событий   – т.е. реальных условий профессиональной деятельности  во всем многообразии    проявления болезни..    В данной  случае  предметом игры является   деятельность  врача-стоматолога на приеме пациента с заданным диагнозом  (генерализованный пародонтит  разной степени тяжести  на фоне диабета, патологии щитовидной железы);
  • принцип совместной деятельности предусматривает вовлечение в познавательную деятельность нескольких участников  (студенты одной или нескольких групп),   при этом моделируется характерные виды профессионального взаимодействия: коллега  (врач-рентгенолог, врач – лаборант, врач — интернист), должностное лицо — заведующий стоматологическим отделением;

И, наконец, очень важный принцип – диалогического общения. Как считает А.А.Вербицкий (1991) в этом принципе заложено необходимое условие достижения учебной цели занятия. Диалог, дискуссия с максимальным участием играющих, по его мнению, способны создать творческую атмосферу обучающихся и добиться понимания ими будущей профессиональной деятельности.

По характеру моделируемых ситуаций при ролевой игре   по клиническим темам, включающим семиотику, диагностику, лечение заболевания от участников требуются знания основных симптомов  болезни, умения  анализировать  результаты основных и  дополнительных методов исследования, умения вовлечения пациента (студента  выполняющего его роль) в соучастие для правильной  постановки диагноза.

В этапе проведения игры основным принципом должно   быть соблюдение этики и деонтологии, правовых норм врача и больного, последовательности при обследовании.

Для реализации этих принципов  определялись основные роли участников:  модератор (роль педагога или сам педагог), пациент, врач-стоматолог, эксперт-аналитик и вспомогательные роли:  врач-рентгенолог, врач-лаборант и другие  персонажи в зависимости от клинической ситуации (врач — стоматолог ортопед,  ортодонт, врач —  стоматолог-хирург).

Цель учебной  игры по данной теме заключается в выявлении определенных компетенций:

— конкретных знаний по клинике и дифференциальной диагностики генерализованного пародонтита;

— определения операциональных навыков (подготовка рабочего места, владение методами  обследования больного, использование индексов, определяющих состояние тканей пародонта, гигиены полости рта, степени кровоточивости и другие);

— коммуникативные навыки выявляются при знакомстве с больным, установлении с ним доверительных отношений, умении опросить  больного, работе в команде;

— правововой  компетенции  — ведение медицинской  документации (заполнение амбулаторной карты), знаний по технике безопасности при работе со  стоматологическим оборудованием, соблюдении правовых норм больного и   санитарных правил.

Конструирование ролевой игры. Методику проведения игры можно продемонстрировать на примере имитации клинической ситуации – генерализованный пародонтит разной степени тяжести (можно легкой, средней  или тяжелой).

Как и рекомендуется основоположниками активных методов обучения, в ролевой игре выделяется несколько этапов.

  • определение цели игры,  разработка сценария игры  в зависимости от темы занятия:   изучение клиники, диагностики, дифференциальной диагностики генерализованного пародонтита, разной степени тяжести;
  • инструктаж участников: модератор (роль педагога или педагог)   называет тему занятия, определяет ее значимость,   акцентирует внимание студентов  на необходимость выделения   пяти компетенций (особенно   правовые аспекты), которые должны   быть разобраны по данной конкретной теме.
  • распределение ролей,   определение особенностей их поведения, в зависимости от   роли. Учебные  задачи каждого определяются     исходя из игровых ролей.

Погружение в игру. Определяются  участники игры.  В ролевой игре обучение происходит в процессе совместной деятельности, но при этом каждый участник выполняет (решает) свою задачу, в соответствие с ролью.

 

Студенты  выбирают   карточки с заданной ролью в «слепую»,     определяют круг вопросов в соответствие с должностными обязанностями,  связанными с приемом больного с генерализованным пародонтитом.  В карточке «пациент» указан диагноз,     степень  тяжести и  отягощающие моменты (фоновое заболевание, состояние зубочелюстного аппарата: глубокий прикус, частичное отсутствие зубов, короткая уздечка или любая другая сопутствующая патология).  Остальные участники игры не должны знать диагноз.

Игровой процесс. Студент – пациент должен сформулировать жалобы, с которыми  больные   обычно обращаются к врачу при данной ситуации, смоделировать  клинические признаки заболевания,   в виде отдельные симптомов, характерных для данного конкретного  случая — генерализованного пародонтита определенной степени тяжести.

Задача врача состояла в том, что по отдельным симптомам воссоздать картину заболевания, дополнить ее результатами соответствующих методов обследования,   поставить диагноз, который известен только студенту — пациенту. На этом этапе проведения игры основными моментами, которые учитывались при обсуждении хода игры, были соблюдение порядка обследования больного, соблюдение норм  этики и деонтологии.

Студент-врач-стоматолог   уточняет жалобы больного, подробно    детализирует условия возникновения и  развития названных симптомов, чем они купируются.  После полного опроса (анамнез развития болезни, жизни) выделяет ведущие симптомы.  Проводит детальное обследование пациента (внешний осмотр, осмотр  полости рта, состояние твердых тканей зубов), выявляет объективные симптомы предполагаемого диагноза, определяет и обосновывает необходимость   дополнительных методов обследования (рентгенограмма, остеометрия, проба Кулаженко и др.) и их значение при постановке окончательного диагноза. Уточнил  необходимость консилиума в составе врача – ортодонта, хирурга или других смежных специалистов для составления  протокола комплексного лечения больного.

Врач-рентгенолог   описывает  рентгенограмму пациента, обратив внимание на степень резорбции костной ткани, определяющую тяжесть течения генерализованного пародонтита.

Врач-лаборант интерпретирует анализы, определяя изменения в данных, и их значение для клиники (например, анализ крови).

Зав. стоматологическим отделением анализирует работу врача, с точки зрения соблюдения этики,  деонтологии,  асептики и антисептики, выбора лекарственных препаратов, обоснованности их  назначения.

Эксперт-аналитик пошагово    анализирует  работу всех участников игры, оценивает этапы работы с больным,   выставляет оценки по оценочной карте.

На заключительном этапе важным является обсуждение хода игры, модератор подводит итоги игры, обсуждает   выступление участников, дает оценку  участникам игры.

Педагог отмечая положительные стороны и недостатки исполнителей ролей,     побуждает к дискуссии,  дает возможность  участникам защитить отдельные позиции,  определяет уровень  усвоения знаний,    профессиональных умений и навыков по  данной  теме.

Заключение. Ведение занятия модератором-студентом, накладывает ответственность на качество подготовки студента по теме занятия, воспитывает коллегиальность и объективность в оценки знаний коллег. Студентам нравится быть в роли «педагога», они    тщательно готовятся к занятию, а те, кто на данном занятии исполняет роль  эксперта – аналитика, понимают ответственность перед коллегами.

Необходимость   решения различных ситуаций, сопровождающих клинику генерализованного пародонтита (в зависимости от тяжести течения, сопутствующего и фонового  заболевания, состояния зубочелюстной системы),    побуждает студентов проявлять знания по реальным проблемам (например,  у больного диабет).  Все это стимулирует учебную активность студента, побуждает познать больше и заставляет с этой целью искать другие источники профессиональной информации (интернет, новые публикации), кроме учебников.

В анализируемой     ролевой  игре удачно моделируется   усвоение знаний  по теме, закрепление профессиональных навыков и      материала по предыдущей  теме – методы обследования пародонтологического больного.

Что дает ролевая игра:

— объективно оценить подготовку студента к занятию;

— прозрачность в оценки знаний;

— развевает навыки публичных выступлений;

— развивает умение формулировать мысль с использованием профессиональных терминов;

-ролевая игра сокращает время накопления профессионального опыта.

 

Литература.

  1. Богуть Б.В.  и соавт. Вузовское обучение: проблемы активации. Мк. : Университетское, 1989.
  2. Сарсенбаева С.С. Рамазанов Ш.Х. Баймаханова Н.Т. Активные методы обучения в медицинском вузе. Учебное пособие. Алматы 2011.

 

Рольдік ойын – жоғарғы курстың стоматолог-студенттерінің клиникалық ойлауын қалыптастыру жолының бірі 

Түйін  5 курс стоматологиялық факультетінің студенттерімен «Пародонттың жайыла қабынуының әр түрлі ауырлық дәрежесінің клиникасы, диогностикасы» тақырыбы бойынша жүргізілген рольдік ойын оқыту ойынының ойынға қатысушылардың тақырып материалдарын игерудегі және мамандық іс-әрекеттерін жекелей және топтастыра бағалаудағы маңызын көрсетті.Ойында ойындық үлгілендіру қағидасы пайдаланылды.Бұл қағида үйрету қызметін және бірлесе әрекет істеу және таным әрекетіне бірнеше қатысушыларды ат салыстыру қағидасын қарастырады.

 

ROLE PLAY — A FORM OF CLINICAL THINKING FORMATION OF
senior courses STUDENTS — Dentists

Abstract  On an example of a role-playing game with dental graduating students on a theme «Clinic, diagnostics of general periodontitis different severity level» value of educational game in theme mastering and group estimation of participants professional activity are presented. In game the principle of game modeling which itself training functions and the principle of joint activity providing involvement in informative activity of several participants are used.


Зазулевская Л.Я.

Казахский национальный медицинский  Университет им.  Асфендиярова

РОЛЕВАЯ ИГРА – ОДНА ИЗ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – СТОМАТОЛОГОВ СТАРШИХ КУРСОВ

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ