ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ МИКРОБИОЛОГИИ

27 Jan 2012

Элективные курсы с  более глубоким изучением отдельных вопросов микробиологии позволяют  сформировать индивидуальную образовательную траекторию студента. Предлагаемые элективные курсы призваны акцентировать медицинскую направленность теоретической дисциплины с элементами профилизации, расширить и углубить знания студентов по выбранному ими направлению дальнейшей деятельности.

Кардинальные изменения в системе образования Республики Казахстан направлены на повышение конкурентноспособности наших выпускников в мировом сообществе. В связи с этим основным направлением развития образования в нашем Университете является формирование новой модели специалиста на основе  качественно нового системного подхода в обучении: компетентностно-ориентированного.

Компетентностный подход в образовании позволит реализовать основные компетенции, навыки, приобрести потенциал и в целом сформировать профессионально-компетентного, конкурентноспособного выпускника нашего Университета [1].

В КазНМУ принята модель профессиональной компетентности выпускника, которая включает в себя следующие компоненты:

1. когнитивный компонент (знания)

2. операциональный компонент (навыки)

3. аксиологический компонент (коммуникативные навыки)

4. правовой компонент

5. непрерывное обучение.

На кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии проходят обучение студенты 2 курса по специальностям «Общая медицина», «Общественное здравоохранение», «Стоматология», «Фармация», «Сестринское дело». В течение года они получают базовые знания по морфологии, физиологии микроорганизмов, о вызываемых ими различных заболеваниях, методах их диагностики, факторах защиты организма, принципах лечения. Следует отметить, что медицинская микробиология – одна из наук, которые не стоят на месте. Ежегодно описываются все новые и новые возбудители, а у уже известных микробов все новые и новые свойства, пересматриваются классификации, разрабатываются новые методы микробиологической диагностики заболеваний. Все это требует рационального приема антибиотиков и методов иммунокоррекции, что ставит перед нами задачи нового подхода к подготовке будущих врачей.

В соответствии со стратегией развития КазНМУ на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии был проведен анализ предметно-специализированных компетенции студентов 2 курса. При этом предполагалось, что учебный процесс должен обеспечивать достижение результатов обучения, а программа должна иметь механизм, обеспечивающий непрерывные контроль выполнения учебного плана и обратную связь для его совершенствования.

По каждой специальности с учетом имеющихся компетенции были сформированы цели и задачи программы обучения на основе анализа ГОСО и квалификационных требований выпускника.  Указанная систематизация компетенции по микробиологии вошла в общую разработку образовательных программ по каждой специальности. Данное распределение компетенции позволило сформировать элективные курсы по более глубокому изучению отдельных вопросов микробиологии, что  имеет значение в формировании индивидуальной образовательной траектории студента. Предлагаемые элективные курсы на кафедре призваны акцентировать медицинскую направленность теоретической дисциплины с элементами профилизации, расширить и углубить знания студентов по выбранному ими направлению дальнейшей деятельности.  На кафедре были введены элективные занятия для студентов 2,3 и 5 курсов.

Элективные курсы:

Специальность «Общая медицина»

— «Нормофлора и дисбактериозы человека» позволяет получить глубокие знания о микрофлоре различных биотопов в норме и патологии, вопросах диагностики и профилактики дисбактериозов  (5 курс, 36 ч.).

— «Микробиологическая диагностика паразитозов» позволяет дать студентам фундаментальные знания, обеспечивающие грамотные действия в вопросах лабораторной диагностики паразитозов, число которых растет за счет  роста числа паразитоносительства в природе и повсеместным ухудшением экологической обстановки (5 курс, 36 ч.).

— «Лабораторная диагностика инфекций, передающиеся половым путем» позволяет сформировать у студентов представления  о возбудителях заболеваний, передающихся половым путем, патогенезе вызываемых ими патологий, осуществления правильных и своевременных диагностических, лечебных и профилактических мероприятий. Данный курс позволяет студентам ознакомиться с используемыми современными  методами клинико-лабораторной диагностики (ПЦР, ЛЦР, ДНК-гибридизация), модификации реакции иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ (ИФА), иммуноблотинг и др. (5 курс, 36 ч.).

— «Клиническая микробиология» позволяет изучить условно-патогенные микроорганизмы, и их роль в формировании различной патологии, особенности эпидемиологии, диагностики и профилактики внутрибольничных инфекций, принципы рациональной антибиотикотерапии.

— «Основы лабораторной диагностики микозов» позволяет рассмотреть грибы как источник грибковых инфекций, которые стали важной проблемой практического здравоохранения, как возбудителей внутрибольничных инфекций и СПИД-ассоциированной патологии, а также  изучить их современные методы диагностики (5 курс, 36 ч.).

 

Специальность «Стоматология»

— «Резидентная флора ротовой полости в гомеостазе и патологии» позволяет изучить вопросы экологии ротовой полости, механизмов формирования нормальной микрофлоры и ее роли в возникновении патологии в ротовой полости, факторов, регулирующих гомеостаз ротовой экосистемы (3 курс, 36 ч.)

— «Возбудители инфекционных заболеваний полости рта» обращает внимание студентов не только на патогенные микроорганизмы, но и на условно-патогенную флору, которая способна, при соответствующих условиях, вызывать инфекционную патологию. Данный курс позволяет понять механизм возникновения данных заболеваний, изучить способы взятия исследуемого материала, методы лабораторной диагностики. Особое внимание этот курс уделяет вирусной патологии, как самым часто возникающим патологиям человека (3 курс, 36 ч.).

Специальность «Общественное здравоохранение»

— «Пищевые продукты и их санитарно-биологический контроль» позволяет студентам уметь проводить санитарную экспертизу качества пищевых продуктов, выяснять механизмы заражения, применять методы оценки степени  бактериологического их загрязнения, собирать   эпидемиологические данные   возможности возникновения и передачи инфекционных заболеваний. Помимо этого указанный элективный курс в достаточной мере формирует  правовой компонент компетенции путем изучения различных нормативных документов (СаН и Пин) (3 курс 1 кредит).

— «Госпитальные инфекции и их инфекционный контроль» позволяет акцентировать внимание будущих врачей – эпидемиологов на актуальность проблемы госпитальных инфекций в практическом здравоохранении, на появление штаммов микроорганизмов, обладающих высокой вирулентностью и множественной лекарственной устойчивостью. Курс  изучает наиболее распространенные микроорганизмы («госпитальные штаммы»), вызывающие госпитальные инфекции и методы контроля за ними. Он формирует умение  проводить анализ сложившейся ситуации и в соответствии с этим проведение профилактических мероприятий (3 курс 1 кредит).

Специальность «Фармация»

— «Принципы технологии и методы приготовления бактерийных и вирусных препаратов» показывает возможность использования микроорганизмов во многих отраслях современной биотехнологии и генной инженерии. Курс направлен на изучение методов селекции микроорганизмов, роли микробов в технологии получения белков, гормонов, ферментов, лекарств нового поколения (2 курс 12 ч.).

Специальность «Сестринское дело»

— «Современные аспекты асептики и антисептики» — курс затрагивающий вопросы профилактической медицины (методы дезинфекции и стерилизации,  качество воздуха в «чистых зонах», методы обработки «проблемных объектов»-больничных отходов и т.д.), аспекты применения современных препаратов для дезинфекции и стерилизации медицинского оборудования и инструментария, помогает в выборе современных средств антисептики в зависимости от характера и сложности решаемых задач (2 курс 36 ч.).

Данные элективные курсы направлены как на закрепление полученных ранее знаний по микробиологии, так и на получение новых, более специализированных в определенной части нашего предмета. Преподавание их направлено на формирование компетентности и выражается  через планируемые результаты обучения: называть, определять, описывать, объяснять, прогнозировать, оценивать. При этом студент опирается на полученные знания и проявляет свою позицию [2].

Достаточная материальная база кафедры (лиминесцентный и фазово-контрастные микроскопы, бактериологический анализатор, симулиционные тест-системы) позволяет проводить практическую часть занятий на современной аппаратуре. Привлечение НОЛ КазНМУ также оказывает свое положительное влияние на решение практикоориентированных задач указанных элективных курсов.

Третий компонент компетенций закрепляется  в результате проводимых дискуссий и круглых столов социально-этического характера. Эти методы обучения соотносятся с творческой деятельностью студентов — медиков и позволяют привлекать их к решению социально-этических проблем общества, дают им возможность высказать свое мнение в отношении предмета обсуждения и тем самым накопить собственный опыт в решении жизненных проблем. Таким образом построенные занятия формируют не только системность знаний, но и имеют личностно-значимую направленность. [3]

Часть указанных элективов основана на знании и умении применять различные нормативные акты в решении ситуационных задач, что позволяет студентам грамотно вести учетную документацию и аргументировано  отстаивать свою точку зрения. Это позволяет дополнить знания студентов в правовом аспекте.

Ведение элективных курсов на кафедре микробиологии основано на самоподготовке студентов, с учетом вопросов, их интересующих, что позволяет им самосовершенствоваться путем  чтения дополнительной литературы, самостоятельного умения производить поиск необходимой информации с выделением главного аспекта интересующей проблемы, компоновки материала из различных источников информации,  умения анализировать разные точки зрения. Таким образом, студент развивается в зависимости от приобретаемого опыта, потребностей, интересов и способностей. Это и есть «самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение, объединяющееся в одном понятии – саморазвитие личности» (Селевко Г.К.) [4,5].

На основании вышеизложенного становится ясно, что элективные курсы прочно занимают свои позиции. Они позволяют закрепить полученные знания, расширяют кругозор студента и способствуют формированию его клинического мышления.

 

Литература

  1. Аканов  А.А. «Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова»// Часть 1 «Компетенции»-Алматы: КазНМУ  им. С.Д. Асфендиярова, 2010.-103 с.
  2. Ахременко А.Я., Никифорова М.Д. «Роль элективов в непрерывном и качественном образовании врачей». Секция 2 «Качество образовательного процесса и развитие рынка образовательных услуг» (www.rrs.ysu)
  3. Петрова А.И. «Внедрение коммуникативных образовательных технологий в учебный процесс». Секция 2 «Качество образовательного процесса и развитие рынка образовательных услуг» (www.rrs.ysu)
  4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»// Учебное пособие.-М.:Народное образование, 1998. – 256 с.
  5. Селевко Г.К. «Педагогика и психология саморазвития». www.selevko.ne

 

Элективтык курстар микробиологияны оқытудағы компетенттық бағытардың әдістерінің  бірі ретінде

 

Рамазанова Б. А., Урумбаева К. У., Мустафина К. К.

Түйін  Элективтык курстар микробиологиянын жеке сұрақтарын терең оқытып ғана қоймай студенттің жеке ғылыми траекториясын қалыптастіруға мүнкіндік береді. Элективтык курстарда медициналық бағытталган теориялық пәндердің кәсіби элементтері басым болуы қажет. Олар  студенттердің өздері таңдаған болашақ қызіметтерінің бағыты бойынша білімдерін тереңдетеді және кеңейтеді.


Elective courses as a method of COMPETENCE APPROACH IN MICROBIOLOGY STUDY Ramazanova B.A., Urumbaeva K.U., Mustafina K.K.

Kazakh National Medical University

Department of Microbiology, Virology and Immunology
Almaty, Kazakhstan

Abstract Elective courses with more profound study of selected issues of microbiology, allow to generate individual student’s educational line. Suggested elective courses designed to emphasize the medical direction of a theoretical discipline with elements of profiling, to broaden and deepen students’ knowledge in their chosen direction of future activities.

Рамазанова Б. А., Урумбаева К. У., Мустафина К. К.

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

г. Алматы, Республика Казахстан

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ МИКРОБИОЛОГИИ

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ