КЛИНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТОМАТОЛОГОВ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

27 Apr 2012

Dentist CLINICAL TRAINING

K.B. Dyusupov, V.O. Kenbayev
Shymkent city emergency care hospital
Department of Oral and Maxillofacial Surgery
Abstract Dentistry  is one of the most rapidly developing areas of the healthcare industry, where new technologies of diagnosis and treatment is at dominant position.
The main block in the implementation of the strategy of personnel policy in health care is to train health personnel, which includes the development and improvement of higher and secondary specialized medical education and launch the necessary training materials and visual aids, as well as research in the personnel policy.
Keywords dentistry, innovative technology in teaching

 

ЖАЛПЫ ТӘЖІРИБЕДЕГІ ТІС ДӘРІГЕРЛЕРІН КЛИНИКАЛЫҚ ДАЙЫНДАУ

К.Б. Дюсупов,  В.О. Кенбаев

Шымкент қалалық жедел медициналық жәрдем ауруханасы

Жақ-бет хирургиясы бөлімшесі

Түйіндеме Стоматология – медицина саласының диагностикалау мен емдеудің жаңа технологияларын енгізу өте маңызды орынға ие болып отырған әрі екпінді дамып келе жатқан бағыттарының бірі.

Денсаулық сақтау саласындағы кадр саясатының стратегиясын жүзеге асырудағы негізгі бөлім жоғары және орта арнайы медициналық білім беруді дамыту мен жетілдіруді және қажетті оқу материалдары мен көрнекі құралдардың шығарылуын қамтамасыз етуді, сонымен қатар кадр саясатында ғылыми зерттеулер жүргізуді қамтитын денсаулық сақтау саласының кадрларын дайындау болып табылады.

Кілттік сөздер стоматология, оқытудағы инновациялық технологиялар

 

Стоматология – одно из самых стремительно развивающихся направлений медицинской отрасли, где внедрение новых технологий диагностики и лечения занимает главенствующее место.

Основным блоком в реализации стратегии кадровой политики в здравоохранении является подготовка кадров здравоохранения, которая включает в себя развитие и совершенствование системы высшего и среднего специального медицинского образования и обеспечение выпуска необходимых учебных материалов и наглядных пособий, а также проведение научных исследований в кадровой политике. Среди множества проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться высшим медицинским учебным заведениям, самой сложной считается проблема обучения студентов собственно врачебному искусству.

В 90-х годах при переходе к системе непрерывного медицинского образования был предусмотрен послевузовский этап подготовки, являющийся обязательным условием получения права на самостоятельную практику. Этот этап включает интернатуру. Кроме того, предусмотрены программы дополнительного образования разной продолжительности от 2 до 5 лет (клиническая ординатура и т.д.).

По результатам анкетирования и независимых экспертиз профессиональная подготовка по блоку клинических дисциплин оценивается врачами со стажем работы 1-2 года следующим образом: хорошая — 23%; достаточная — 45 %; недостаточная — 32 %.

Основными причинами врачебных ошибок по результатам независимых экспертиз являются:

Плохо собранный анамнез — 23 %;

Недостатки в клиническом обследовании (осмотр, пальпация, аускультация) — 20,3 %;

Недостатки в лечебно-профилактических мероприятиях — 19 %;

Недостатки в лабораторно-инструментальном обследовании — 14 %;

Недостатки в форме ведения приема — 11,2 %;

Ошибки в экспертизе трудоспособности — 7,2 %.

Результаты анонимного анкетирования интернов свидетельствуют, что при изучении стоматологических дисциплин в вузах приоритет отдается информационным (ретрансляционным), а не обучающим методам обучения. При этом сами преподаватели редко проводят обследование пациентов, лечебные и диагностические процедуры в присутствии студентов. Если мы приняли постулат, что основной задачей обучения на клинических кафедрах является формирование клинического мышления, овладение навыками и умениями работы с больными, то и оценку врачебных навыков и умений следует проводить в тех же условиях, наблюдая в палате за работой студента с больным, чтобы профессиональная практическая подготовка студентов и врачей на до- и особенно последипломном этапах подготовки полностью соответствовала запросам практического здравоохранения.

Наибольшую озабоченность у руководителей здравоохранения вызывает снижение уровня клинической подготовки выпускников медицинских вузов, прошедших обучение по специальности 14.00.21 «стоматология». Именно с этой специальностью связана дискуссия о реформировании клинической подготовки в вузе с учетом идеологии этапности клинического преподавания.

Ученые  М. А. Темирбаев и С.З. Каирбекова (2006 г.), ориентируясь на необходимость реализации ГОСО нового поколения (2006 г.) высказали ряд принципиальных положений, которые могут, как они считали, быть использованы в ходе реформирования высшего медицинского образования. Первое (и главное) состоит в том, что значительно повысить качество обучения студентов собственно врачебному искусству невозможно без организации в медицинских вузах клиник, в которых основным предметом занятий со студентами было бы не изучение тех или иных нозологических форм болезни, а всесторонний комплексный разбор больных.

Только в процессе таких разборов у студентов, привыкших мыслить в соответствии с классическим алгоритмом описания болезней (от названия заболевания через его этиологию и патогенез к клинической картине), может сформироваться клиническое мышление.

Второе. Для существенного повышения качества собственно клинической подготовки студентов медицинских вузов нет необходимости в реформировании всей сложившейся на сегодняшний день системы клинического преподавания. Основным объектом реформирования следует избрать организацию и содержание учебного процесса только в так называемых  клиниках. Для специальности 14.00.21 — «стоматология» такими клиниками являются стоматологические клиники как государственным, так и частным содержанием.

Только в этих клиниках отдельный клинический случай может быть разобран и проанализирован преподавателем во всей его полноте и, следовательно, только в этих клиниках разборы больных могут служить основой учебного процесса.

Специальные же (челюстно-лицевая хирургия) клиники во все времена служили главным образом лишь целям наглядного преподавания специальных разделов  патологии и в деле обучения студентов врачебному искусству.

Третье. Обучение студентов в клиниках должно предусматривать три последовательных взаимосвязанных этапа подготовки: пропедевтический, факультетский и госпитальный. Для этого могут существовать самостоятельные кафедры или курсы объединенной кафедры.

Четвертое. Необходимо возродить в полном объеме идеологию факультетского клинического курса, где студенты учились бы азам собственно врачебного искусства.

Где профессора-преподаватели не только словом, но и личным примером учили бы студентов искусству вести беседу с больным человеком, выстраивать с ним взаимоотношения, подчинять его волю и личностные особенности интересам лечебно-диагностического процесса.

Пятое. Очень важно уточнить роль и место выпускающих кафедр (как заказчиков) имея в виду их роль в интеграции изучаемых клинических дисциплин. Необходимо разработать и привести паспортизацию клинических кафедр. Такой паспорт должен включать сведения об обязательном материально-техническом оснащении кафедр, наличии клинической базы (характеристику коечного фонда), условиях для поликлинической подготовки.

Шестое. Фактически явочным порядком введенное сокращение учебных часов на занятия в поликлинике не способствует полноценной подготовке врачей в соответствии с современной концепцией развития здравоохранения, в которой подчеркивается необходимость расширения внебольничной помощи. Возрождение системы поликлинического обучения оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях полностью соответствует и традициям отечественной высшей медицинской школы («клиника для приходящих больных» по Г.А. Захарьину) — дневной стационар. Перечисленные выше преобразования не требуют ни радикального пересмотра действующих учебных планов медицинских вузов, ни значительных капиталовложений. По существу, речь идет о проведении нескольких последовательных и не самых трудоемких организационных мероприятий, которые вместе с тем должны кардинальным образом изменить идеологию клинической подготовки студентов медицинских вузов. Эти и другие вопросы неоднократно поднимались на конференциях, «круглых столах», заседаниях ЦМС, методических советов по направлениям подготовки. В процессе дискуссий были приняты позитивные решения, которые вошли или входят в нашу жизнь. Фактически в академии в последние годы создана и продолжает совершенствоваться система управления качеством образования, в т.ч. управление качеством клинической подготовки, осуществляется мониторинг качества подготовки специалистов. Основными функциями такого мониторинга являются:

-экспертная оценка результатов деятельности всей образовательной системы по всем аспектам её функционирования с последующей корректировкой;

-отслеживание результатов учебной деятельности студентов;

-оценка уровня профессорско-преподавательского корпуса и его учебной деятельности;

-оценка новых информационных технологий и инновационной деятельности.

Мониторинг качества предусматривает:

-контроль за содержанием и обновляемостью учебного процесса;

-учебно-методическое обеспечение специальности;

-образовательные технологии;

-оснащение и материально-техническое обеспечение учебного процесса;

-мониторинг деятельности библиотеки с анализом количественных и качественных показателей библиотечного фонда, его объема, доступности, содержания, обновляемости, использования современных технологий в понятии «информационно-библиотечный комплекс».

Необходимо шлифовать как процессный (в ходе обучения) контроль рубежный (после прохождения дисциплины), так и итоговый (государственная аттестация) с обязательным контролем за усвоением таких навыков как постановка диагноза, составление плана лечения на всех экзаменах по клиническим дисциплинам.

И, конечно, для создания единой системы конечных целей практической подготовки специалистов необходимо согласование квалификационных характеристик в системе до- и последипломной подготовки. Особенно хотелось бы остановиться на двух очень важных составляющих качественной подготовки специалиста: материально-технической базе и профессиональной подготовке преподавателей. Значительно повышаются требования к клинической базе кафедр, ведущих преподавание по клиническим дисциплинам, особенно когда речь идет о «выпускающей» кафедре. База должна быть оснащена современным оборудованием, использовать новые и новейшие технологии, быть многопрофильной. Клинические обходы, консилиумы, консультации, разборы больных должны сопровождать учебный процесс и должны носить фундаментальный характер.

Человечество вошло в XXI век, который по праву является веком медицины, биологии, химии и психологии. Расставшись с XX веком, мы расстались с его болезнецентрической концепцией здравоохранения, в которой работала парадигма: врач — больной. Новый век требует реализации здравоцентрической концепции с её основными составляющими: гражданин — врач — здоровое общество. Отсюда следует, что здравоохранение — система жизнеобеспечения страны, а подготовка кадров — её фундамент. Поэтому резко возрастает роль преподавателя, в т.ч. (или прежде всего) клинициста. Новое время требует перехода к альтернативному инновационному образованию вместо традиционного, т.н. поддерживающего.

Основными параметрами образования такого типа являются:

-междисциплинарная организация содержания образования (отсюда возрастание роли выпускающих кафедр);

-формирование у выпускников вузов культуры системного клинического мышления;

-возрастание духовности в структуре личностных характеристик будущих врачей;

-инновационный характер содержания и методов обучения;

-способность выпускников вузов создавать принципиально новые знания и технологии, а не только их усваивать в процессе обучения.

Целью такого образования будет проблемно-ориентированный профессионализм, а его приоритетами станут непрерывность и последовательность.

Поддерживающее образование ориентировано лишь на подготовку студентов к действиям в конкретных, часто встречающихся ситуациях и носит прагматический характер ориентируясь на передачу знаний в готовом виде и развитие технократической культуры мышления. Преподаватели-клиницисты, будучи высококвалифицированными врачами и имеющие научные достижения в ряде случаев пренебрегают изучением новых педагогических технологий.

Высшая медицинская школа должна:

  1. дать выпускникам систему интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков;
  2. помочь освоить высокие мировые медицинские технологии;
  3. сформировать у них знания и навыки в области предметов, помогающих социальной адаптации врача (экономика, право, менеджмент и т.д.).

Реализация этих задач будет способствовать целостной подготовке врача, опирающейся на глубокую специализацию, приведение в действие всех интеллектуальных и личностных возможностей студентов.

 

Литература:

  1. Чен А.А. Теория, методология и практика обучения.- 2001.
  2. Темирбаев М.А. Концепция высшего стоматологического образования в Республике Казахстан.- 2004.

К.Б. Дюсупов,  В.О. Кенбаев

Шымкентская городская больница скорой медицинской помощи

Отделение челюстно-лицевой хирургии

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ