Антропометрия в системе медицинского образования

28 Apr 2012

Резюме В статье показана методика преподавания антропометрии в ЮКГФА. Используются разные методы измерения и индексы тела для определения физического состояния студента. Полученные знания будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова антропометрия, медицинское образование

 

Anthropometry in MEDICAL education

Abstract The article describes the teaching anthropology methods in SKSFA. Different methods of measurement and indices of the body determine for the definition physical condition of the student. The knowledge will be needed in future professional activities.

Keywords anthropometry, medical education

 

Антропометрияны оқыту әдістері

Түйін Мақалада ОҚМФА-дағы антропометрияны оқыту әдістері көрсетілген. Студенттің физикалық жағдайын анықтау үшін денені өлшеудің әр-түрлі зерттеулері мен индекстері қолданылған. Сабақта алынған дағдылар оның болашақтагы жақсы маман болуына көмек болады.

Түйінді сөздер антропометрия, медициналық білім беру

 

Антропология прямо или косвенно практически связана со всеми разделами медицинской науки. По мнению академика В.В. Гинзбурга антропологическое изучение человеческого организма имеет цель определение путей его оздоровления и улучшения дальнейшего развития. Комплексную медико-антропологическую проблему составляет конституция человека и связанные с нею особенности различных патологических состояний. Для практической медицины представляет интерес связь телосложения человека с распространением некоторых терапевтических, хирургических и др. заболеваний. Антропология разрабатывает нормативы размеров тела для этнических, конституциональных, возрастно-половых и профессиональных групп, предполагает количественную оценку признаков болезней. Большую роль в оценке состояния здоровья и его охраны играет изучение проблем биологии адаптации человечества к изменяющимся условиям среды и росту уровня урбанизации.

В исследовании этих и других проблем антропологии и ее раздела – медицинской антропологии большая роль отводится антропометрическому методу исследования человека. Антропометрические данные широко используются не только педиатрами, акушерами, гигиенистами. Клиническая антропология делает возможным изучение человека во всем многообразии его наследственной специфичности и экологической особенностей.

В системе медицинского образования антропометрия изучается в курсе медицинской биологии и генетики.

Нa курсе медицинской биологии и медицинской генетики ЮКГФА целью практического занятия по теме «Антропология» является изучение морфологии тела человека, в процессе которого студент составляет свой индивидуальный антропометрический лист, куда заносит данные своих измерений (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

 

Ф.И.О. ­­­­­______________________

Место жительства ____________

Дата исследования ____________

 

Пол ____________________

Дата рождения_______________

Национальность матери________

oтца________

 

Высота над полом Верхушечная точка, см (длина тела)

Верхнегрудинная точка, см

Вертельная точка, см (длина ноги)

 

 

  Масса тела, кг
  Расстояние от кончика пальцев до акромиона, см (дл. руки)

Рост сидя (длина корпуса), см

Размах рук, см

Диаметры Акромиальный, см. (ширина плеч)

Гребешковый, см (ширина таза)

Межвертельный, см

Передне-заднегрудинный, см

Поперечный, см

Обхваты Головы, см

Груди, см

Плеча, см

Талии, см

Бедра, см

Линейные размеры черепа Продольный диаметр (П) (gl-op)

Поперечный диаметр (Ш) (eu-eu)

Высотный диаметр (В) (ba-b)

Физиономическая высота лица (gn-b)

Морфологическая высота лица (М) (n-gn)

Верхняя высота лица (ВВЛ) (n-gn)

Высота носа

Ширина носа

Ширина рта

Скуловой диаметр (С) (zy-zy)

Нижнечелюстной диаметр (go-go)

 

 

При проведении измерений используют антропометрические и краниометрические точки, затем студенты заполняют сводную антропометрическую карту (табл. 1). Полученные данные соматического развития обрабатываются статистическими методами, с вычислением среднеарифметической, ее ошибки, среднего квадратичного отклонения, коэффициента вариации, критерия Стьюдента.

По результатам измерений и вычислений студенты, используя таблицу морфологических показателей (табл. 2), определяют тип лица, тип носа, тип корпуса, тип таза, тип руки и ноги и др., а также определяют тип конституции. Следует указать, что показатели мозгового и лицевого черепа используют при определении расовой и половой принадлежности индивидуума при судебно-медицинской экспертизе.

 

 

Таблица 2- Основные антропометрические индексы и указатели

Индекс

Показатель

1 Весо-ростовой  индекс Кетле, J = P/L2 x 100%  
2 Кормический указатель (рост сидя/длина тела х 100%)  
3 Тазовый указатель 1, (ширина таза/длина тела х 100%)  
4 Тазовый указатель 2, (ширина таза/ширина плеч х 100%)  
5 Тип руки, (длина руки/длина тела х 100%)  
6 Тип ноги, (длина ноги/длина тела х 100%)  
7 Объем мозга, см3 (П+Ш+В)/х; х – для мужчин – 2,28, для женщин – 2,16.  
8 Носовой указатель, ширина носа/высота носа х 100%  
9 Указатель выступания лица (ba – pr)/(ba – n) х 100%  

 

 

Таким образом, овладение студентами методом антропологических исследований позволит им в дальнейшем творчески подходить к изучению клинических дисциплин.

 

Литература

  1. Антропология – медицине. Под ред. Т.И. Алексеевой – МГУ, 1989.
  2. В.В. Бунак Антропометрия., М., 1941.
  3. Н.В. Чебышев// Руководство к лабораторным занятиям по биологии. М., «Медицина», 1996.
  4. Индивидуально-типологические особенности состояния здоровья детей / B.JI. Грицинская, М.Ю. Галактионова, C.B. Беляев, C.B. Савин // Российские морфологические ведомости. 2000, — № 1-2, — С. 189-190.
  5. Бутова O.A. Прогностическая значимость морфотипа и компонентного состава тела (сообщение второе) / O.A. Бутова // Российские морфологические ведомости. № 1-2, – 1998, — С. 193-197.
  6. Изаак С.И., Панасюк Т.В., Тамбовцева Р.В. Конституциональные факторы роста и созревания ребенка II Физиология человека.- М.: МАИК «Наука», 2001.- Т.27, №6,- С.29-37.
  7. Левушкин С.П. Комплексная оценка физической работоспособности у юношей // Физиология человека,- М.: МАИК «Наука», 2001,- Т.24, №5,-С.68-75.
  8. Сонькин В.Д., Корниенко И.А., Тамбовцева Р.В. и др. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития ребенка // Физиология развития ребенка.- М.: Образование, 2000.- С.31.

Есиркепов М.М., Нурмашев Б.К., Муканова У.А.

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ