ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

28 Apr 2012

Резюме Интерактивное обучение – это специальная форма организации преподавания в учебных заведениях, путем внедрения в образовательный процесс  новых технологий, способствующих более эффективному восприятию. При этом студент становится активным участником процесса своего образования, так как его побуждают к самостоятельному поиску. Такой подход делает более продуктивным сам процесс обучения.

Ключевые слова: интерактивное обучение,  звуковые презентации, ролевые игры, эффект обучения.

 

КОММУНАЛДЫҚ ГИГИЕНА ЖӘНЕ БАЛАЛАР МЕН ЖАСӨСПІРІМДЕР КАФЕДРАСЫНДА ИНТЕРАКТИВТІ ОҚЫТУ ӘДІСТЕМЕСІН ЕНДІРУ

Неменко Б.А., Илиясова А.Д., Бекказинова Д.Б., Балтаева А.О., Сыздыков Д.М., Жуматаева Г.Н., Айтамбаева Л.Н.

С.Д.Асфендияров атындағы ҚазақҰлттық медицина университеті

Tyйiн Интерактивті оқыту – бұл  арнайы оқыту процесіне жаңа технологияларды ендіру арқылы, қабылдаушылығын жоғарылатуға үстеме болатын оқу орындарында оқыту үрдісін ұйымдастыру.  Бұл жағдайда  студент оқу,  білім алу  процесіне  белсенді қатысады,  себебі   ол студентті өзіндік  ізденуге  талпындырады.  Мұндай  әрекет  оқу процесінің сапасын жоғарлатады.

Түйінді сөздер интерактивті оқыту, дауысты презентация, ролдік ойындар, оқыту тиімділігі.

 

INTRODUCTION  METHODS  INTERACTIVE TRAINING ON FACULTY MUNICIPAL HYGIENE and  HYGIENE CHILDREN and TEENAGERS

Nemenko B.A., Ilijasova A.D., Bekkazinova D.B., Baltaeva A.O., Syzdykov D.M., Zhumataeva G.N., Ajtambaeva L.N.

Kazakh national medical university named after S.D.Asfendijarova

Abstract Interactive training is a special form of the organization of teaching in educational institutions, by introduction in educational process of the new technologies promoting more effective perception(recognition). Thus the student becomes the active participant of process of the formation(education) as it(him) induce to independent search. Such approach does(makes) by more productive process of training.

Key words interactive training, sound presentations, role games, effect of training.

 

Понятие интерактив происходит от английских слов inter – взаимный и act –действовать, interaction взаимодействие. Интерактивность – это способность находиться в режиме взаимодействия, диалога с кем-либо (1, 2).     Следовательно, интерактивное обучение – это диалоговое обучение, когда осуществляется максимальное взаимосвязь преподавателя и студента. Учебные занятия должны быть организованы так, чтобы все студенты оказались  вовлечены в  процесс познания путем не только восприятия, но и активного диалога (4).

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют активному вовлечению студентов в процесс получения  знаний. Обучение сопровождается не только взаимодействием между студентом и преподавателем, но и между самими студентами. Из большого числа предлагаемых на кафедре используются следующие методы интерактивного обучения:

  • Интерактивная лекция;
  • Звуковые презентации;
  • Учебные фильмы;
  • Ролевые игры;
  • Групповое взаимодействие;
  • Управляемая дискуссия;
  • Мозговой штурм;
  • Обратная связь в различных вариантах.

Интерактивная лекция представляет собой выступление преподавателя с применением следующих активных форм обучения:

  • Демонстрация слайдов;
  • Звуковые презентации по наиболее сложным вопросам темы лекции;
  • Учебные фильмы – в конце лекции;
  • Обратная связь – в конце лекции;
  • Управляемая дискуссия – в конце лекции.

На наш взгляд, эффективность обучения особенно повышают звуковые презентации, используемые как на лекциях, так и на практических занятиях. Перед показом презентации перед студентами  ставится несколько ключевых вопросов для последующего обсуждения. Лектор останавливается на заранее отобранных кадрах и проводит дискуссию. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача в одном программном продукте разных видов информации: визуальной, звуковой, а также анимации. На кафедре подготовлено более  150 звуковых презентаций на государственном и русском языках  по наиболее сложным вопросам  изучаемых  дисциплин, например, системы застройки населенных пунктов,            отопление жилых и общественных зданий, естественная и механическая вентиляция, проблема глобального потепления климата, расчеты границ санитарно-защитных зон, проблемы городского шума, технические средства обучения детей и подростков, гигиенические вопросы школ нового типа  и многие другие (рис. 1, 2).

Рис. 1. Расчеты границ санитарно-защитных зон производственных объектов.
Рис. 2. Санитарные правила работы с компьютером.

На практических занятиях преподаватели кафедры применяют следующие интерактивные формы обучения:

  • Звуковые презентации;
  • Учебные фильмы;
  • Ролевые игры;
  • Групповое взаимодействие;
  • Управляемая дискуссия;
  • Мозговой штурм;
  • Решение ситуационных задач;
  • Обратная связь в различных вариантах.

Наиболее часто на практических занятиях применяется ролевая игра – групповое упражнение по выработке решений в искусственно созданных условиях (3), имитирующих реальную обстановку. Например, заказчик проекта приглашает для разработки санитарно-защитной зоны проектировщика  и гидрометеоролога, а  для согласования – санитарного врача. Или же использование ролевой игры на занятии «Закаливание детей и подростков»: «врач-педиатр», «пациент» и факторы закаливания (рис. 3).

Студенты получают задание на карточках, распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют ее всей группе. Ролевая игра позволяет научить студентов деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

 

Рис. 3. Ролевая игра

Практически на всех занятиях используется мозговой штурм  – метод решения заданной проблемы на основе стимулирования активности студентов, которым предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения (рис. 4). Например, предлагаются конкретные ситуации по определению правильности расположения жилой территории относительно источника загрязнения,  в зависимости от розы ветров.

Рис. 4. Мозговой штурм – управляемая дискуссия

Интерактивное обучение включает метод группового взаимодействия. Совместная деятельность студентов в процессе экспертизы проектов  и самостоятельного использования  санитарного законодательства позволяет каждому вносить свой индивидуальный вклад. Идет обмен знаниями, но активность преподавателя должна уступить место активности студентов.

Проверка усвоения студентами знаний проводится  путем «мозгового штурма» и «обратной связи», позволяющей выяснить реакцию студентов на обсуждаемую тему, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат. Одним из вариантов обратной связи  является решение кроссворда.               Интерактивная часть практических занятий проводится с использованием всех пяти компонентов компетенций.               Для повышения уровня знаний студентам даются домашние задания           по подготовке собственных презентаций на предстоящее занятие.

Большую помощь в проведении занятий могут оказать интерактивные доски. Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски специальным маркером или указкой, чтобы начать работу на компьютере. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году. Первые, кто оценил возможности новой технологии, были преподаватели. Использование интерактивных досок помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. В целом же, внедрение в практику учебного процесса интерактивных методов может существенно повысить эффективность обучения.

 

Литература

1. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр.- 2-е изд., испр. и доп.- М, 2003.- 152 с.

2. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников: Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии.- Петрозаводск, 2008.- 188 с.

3. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. Учебное пособие. – СПб: ИВЭСЭП, «Знание»; 2003. – 536с.

4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

Неменко Б.А., Илиясова А.Д., Бекказинова Д.Б., Балтаева А.О., Сыздыков Д.М., Жуматаева Г.Н., Айтамбаева Л.Н.

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ