ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ КАЗНМУ ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

28 Apr 2012

Резюме Приведен опыт внедрения кредитно-модульной системы в образовательном процессе по дисциплине  «хирургическая  стоматология». Освещены интерактивные методы обучения, используемые на модуле хирургической стоматологии. Подробно описаны методы оценки деятельности студентов и интернов по пяти компетенциям,  принятым в КазНМУ.

Ключевые слова: образовательный процесс, интерактивные методы, компетенции

 

Challenges for implementation of kaznmu’s model  in dental surgery

Z.B. Urazalin, R.S. Ibragimova, N.F. Dauletkhozhaev, U.R. Mirzakulova
Abstract An experience of implementing of credit-modular system in the educational process in  «Surgery study» is presented.  Interactive teaching methods used in oral surgery unit are highlighted.  Detailed description of methods of assessment for students and interns on the five competencies, adopted in KazNMU.

Keywords educational process, interactive teaching methods, competencies.

 

Хирургиялық  стоматология бойынша  ҚазҰМУ-дың  үлгілерін орындау мақсаттары

Ж.Б. Уразалин, Р.С. Ибрагимова, Н.А. Дәулетхожаев,  Ұ.Р. Мирзакулова.

Түйін Оқу үрдісіне «Хирургиялық стоматология» пәні бойынша кредитті-модульді жүйені енгізу тәжірибесі  келтірілген. Хирургиялық стоматология модулінде қолданылатын  интерактивті оқыту әдісітері көрсетілген. ҚазҰМУ-да қабылданған  бес компетенция бойынша   студенттердің  және интерндердің  іс-әрекеттерін бағалау әдісі толықтай суреттелген.

Түйінді  сөздер білім беру үрдісі, интерактивті әдіс, компетенциялар

 

Сегодня образовательный процесс претерпевает существенные преобразования, продиктованные возросшими требованиями к подготовке специалистов с учетом мировых тенденций обучения. Целью медицинского  образования в КазНМУ  сегодня является  подготовка врача нового поколения — квалифицированного специалиста,  компетентностно ориентированного, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному самосовершенствованию и профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Это должен быть не только высокообразованный, юридически грамотный профессионал, но и высококомпетентная, коммуникабельная, гармонично развитая, творческая личность, с глубоким чувством гражданского долга и патриотизма.

В образовательной системе КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова сегодня проводятся глобальные инновационные преобразования, направленные на повышение качества подготовки медицинских кадров. Идет активная интеграция медицинского, в том числе стоматологического, образования в мировое образовательное пространство. В частности, в рамках мероприятий по  переходу медицинского образования на кредитно-модульную модель решением Ученого Совета КазНМУ от 24.11.2009г кафедра хирургической стоматологии была реорганизована в 2 модуля —  пропедевтики хирургической стоматологии  и хирургической стоматологии (приказ №   от 28.06.2011 года). На модуле хирургической стоматологии ведется преподавание на 5 курсе стоматологического факультета, в интернатуре по специальности «врач-стоматолог общей практики» и  только в текущем (2011-2012) учебном году обучаются студенты последнего выпуска 6 курса лечебного факультета.

Основной целью преподавания на модуле хирургической стоматологии, является компетентностно-ориентированная подготовка врача по специальности 051302 «Стоматология», отвечающего требованиям сегодняшнего дня. Для реализации этой цели на модуле проводится работа по постоянному повышению качества учебного процесса, его постоянной модернизации, внедрению и широкому использованию новых педагогических инновационных технологий в образовании, применению оригинальных методических приемов, в том числе интерактивных методов обучения. На практических  занятиях как со студентами, так и в интернатуре нами используются самые разнообразные  интерактивные методы обучения: лекция-презентация,  лекция – диалог, обратная связь, на практических занятиях  — метод цепочки, использование мультимедийных презентаций, анализ клинической ситуации,  кейс-стади, деловая игра, ролевое занятие, работа в малых группах, мозговой штурм(1-3 метода на  занятии в зависимости от темы). Согласно расписанию  в Центре практических навыков по стоматологии, организованном в этом учебном году на базе РУНКЦ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, студенты отрабатывают практические навыки местного обезболивания  в хирургической стоматологии, операции удаления зуба,  в том числе атипичного, и др. (рис.1). В центре практических навыков КазНМУ интерны отрабатывают навыки оказания неотложной помощи. Благодаря использованию интерактивных методов обучения и инновационных образовательных технологии преподавания  обучающиеся обретают высокий уровень когнитивных навыков, способностей самостоятельного решения профессиональных проблем, способностей к анализу, оценке, интеграции и применению полученных знаний, такие методы обучения способствуют развитию клинического мышления.    

Рис. 1 Отработка операциональной компетенции в Центре практических навыков по стоматологии

Во время занятий с врачами-интернами много внимания уделяется анализу ошибок в стоматологической практике, анализу конфликтных ситуаций, которые «моделируются» в клинических ситуационных задачах, деловых играх, ролевых занятиях. Проводится контроль оформления медицинской документации, экспертная оценка амбулаторных карт, историй болезни больных, курируемых интернами,  клинический разбор до и после лечения больного интерном,  проводятся  мастер-классы по отдельным проблемам хирургической стоматологии, которые являются темой научных исследований определенного  преподавателя.

В интернатуре помимо перечисленных выше методов обучения по субботам проводятся семинары (всего 6 семинаров в течение цикла) по определенным проблемам:

— Обезболивание в стоматологии. Операция удаления зуба. Особенности.  Инновационные технологии.

— Неотложная помощь и интенсивная терапия при терминальных состояниях в хирургической стоматологии.

— Одонтогенные воспалительные заболевания челюстно-лицевой области.

— Специфические и неодонтогенные  воспалительные заболевания челюстно-лицевой области.

— Оперативные вмешательства на альвеолярном отростке.

— Нейростоматологические заболевания. Дифференциальная диагностика. Тактика врача.

На семинарах врачи-интерны выступают с презентациями, подготовленными согласно принципам доказательной медицины, с критическим анализом данных литературы и интернета, опираясь на базовые знания, полученные в период до дипломного образования,  используя в качестве примера клинические наблюдения во время обучения в интернатуре.

Кроме того, в течение учебного процесса проводятся научно-практические  конференции интернов (всего 5, организация их распределена между дисциплинами). Модуль хирургической стоматологии  отвечает за организацию конференции на тему: «Ошибки и осложнения в амбулаторной стоматологической практике». Большинство интернов в свободное от занятий время работают в стоматологических лечебных учреждениях и имеют возможность в презентациях помимо данных литературы, приводить в качестве примера свои личные клинические наблюдения, в том числе результаты анализа ошибок, допущенных врачами этих клиник. На конференциях демонстрируются видеоролики, как заимствованные из интернета, так и подготовленные докладчиками.

Во время практических занятий широко используется обучение через практику: студенты и интерны ведут самостоятельный прием больных с помощью или под контролем преподавателя, курируют больных, работают в приемном отделении, в перевязочной, ассистируют на операциях, присутствуют на обходах в клинике, участвуют в консультациях пациентов.

Особое внимание преподавателей  модуля  в настоящее время акцентируется на  окончательном  переходе  образовательного процесса от передачи знаний к формированию профессиональных компетенций, включающий 5 компонентов: когнитивный (знания), операциональный (навыки), аксиологический (коммуникативные навыки), правовой и непрерывное обучение, самообразование.

Для оценки компетенций используются чек-листы по каждому виду деятельности, внедренные в образовательный процесс с прошлого учебного года. В текущем учебном году разработаны и внедрены чек-листы по коммуникативным навыкам и правовой компетенции. В настоящей статье мы позволили себе поделиться с читателеям опытом, хотя и небольшим, оценки компетенций обучающихся.

По конгнитивной (знания) компетенции нами оцениваются: тестирование  (текущее, рубежное, итоговое), устный  и письменный опросы, решение ситуационной задачи, подготовка сообщения, презентации по определенной проблеме с критической оценкой изученной литературы, составление тестов, выступление с докладами на конференции  интернов. Для оценки конгнитивной  компетенции используются чек-листы: «критерии оценки теоретического разбора темы», «критерии оценки анализа клинической ситуации», «критерии оценки  теоретического /клинического разбора пациента».

По операциональной (навыки) компетенции нами оцениваются: обследование пациента или волонтера в качестве стандартизированного больного с определенным диагнозом (не всегда есть тематические больные), использование стоматологического оборудования, выполнение стоматологических вмешательств на пациенте у стоматологического кресла  и/или за операционным столом (прямое наблюдение за работой интерна с последующим обсуждением), выполнение манипуляций в стандартной симулированной ситуации (прямое наблюдение за работой с последующим обсуждением), оказание неотложной помощи, решение клинической ситуации, участие в деловой/ролевой игре, мини-клинический экзамен, тренинги по неотложной помощи в центре практических навыков. Для оценки компетенции используются чек-листы: «критерии оценки сбора анамнеза и объективного обследования пациента», «критерии оценки составления плана лечения больного», «критерии оценки проведения местного обезболивания», «критерии оценки выполнения операции удаления зуба», «критерии оценки выполнения периостотомии», «критерии оценки выполнения первичной хирургической обработки раны ЧЛО», «критерии оценки временной и постоянной иммобилизации челюстей», «критерии оценки заполнения амбулаторной  карты или истории болезни», «критерии оценки интерпретации рентгенограмм при воспалительных, дистрофических. опухолевых процессах, при травмах костей лицевого скелета».

По аксиологической компетенции «коммуникативные навыки» нами оцениваются: характер общения обучающегося с пациентами/родственниками, степень проявления заботы и искренней заинтересованности, умение использовать невербальное общение, язык тела, стойкий контакт глаз, умение вовлекать пациента в процесс принятия решений, умение установить доверительные взаимоотношения в системе «врач-больной» и с родственниками пациента, соблюдение принципов деонтологии и врачебной этики в общении с больными, коллегами, мед. персоналом. При выступлении с докладами на конференциях, семинарах: умение доложить четко, достаточно эмоционально, отвечать на вопросы,  защитить свое мнение. Хочется отметить консультативную помощь в разработке методики оценки аксиологической компетенции, оказанную профессором Асимовым М.А.  и сотрудниками кафедры коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии, особенно их презентацию на заседании КОП стоматологических дисциплин. Для оценки компетенции «коммуникативные навыки» используются чек-листы: «критерии оценки коммуникативных навыков», кроме того,  коммуникативные навыки отражены в чек-листах «критерии оценки сбора анамнеза и объективного исследования пациента», «критерии оценки презентации в мультимедийном формате».

По компетенции «правовые вопросы» нами оцениваются: знание и соблюдение нормативно-правовой базы по правам пациентов, предоставление исчерпывающей информации о состоянии здоровья пациента, методах  лечения, ожидаемом прогнозе исхода лечения, стоимости диагностики и лечения,  обоснованная защита прав пациента в конфликтных  ситуациях; знание прав и обязанностей медицинского работника, соблюдение требований СанПИН, использование протоколов диагностики и лечения. Для оценки компетенции «правовые вопросы»  используются чек-листы: «критерии оценки правовой компетенции», кроме того,  правовой компонент отражен в чек-листах:  «критерии анализа клинической ситуации (деловой игры)», «критерии оценки  составления и реализации плана лечения больного».

По компетенции «самообразование» нами оцениваются: использование и результативность  работы с дополнительной литературы (в библиотеке, интернете), интерпретация информации с точки зрения доказательной медицины; способность критического анализа  информации, используя базовые и профессиональные знания, полученные во время обучения в ВУЗе, проявление  активности при коллективном  обсуждении клинических ситуаций, проведении деловых игр, конференций, санитарно-просветительной работы, стремление к развитию творческого потенциала, формированию креативного мышления, приобретению высокого общего интеллектуального уровня, культуры делового общения, высоких нравственных  и этических норм, стремление  к повышению мотивации  самосовершенствования и развития в течение всей профессиональной жизни, в том числе  на последующей ступени профессионального образования.

Использование чек-листов  существенно облегчило и повысило объективность оценки результатов обучения как студентов, так и интернов.

Мы надеемся, что использование перечисленных интерактивных методов обучения и оценки компетенций обучающихся является определенным вкладом в реализацию целей и задач кредитно-модульного обучения в КазНМУ. В перспективе  сотрудники модуля хирургической стоматологии намерены развивать и углублять имеющийся опыт  и внедрять все инновационные методы обучения   и инновационные технологии, разработанные в университете.

На стоматологическом факультете каждая профильная кафедра разделена  на  2 модуля, соответственно  программам 4 и 5 курсов – пропедевтика и госпитальная стоматология (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, детского возраста). В связи с этим, на  модулях пропедевтики проводится обучение, в том числе отработка всех практических навыков, которыми должен владеть врач-стоматолог общей практики. На модулях госпитальных профильных дисциплин, в частности на модуле хирургической стоматологии преподаются те разделы дисциплины и прививаются те практические навыки (опухоли челюстно-лицевой области, реконструктивные, восстановительные операции в челюстно-лицевой области), которые  врач-стоматолог  может использовать на практике только после окончания резидентуры. Наверное, это не оптимальный вариант. В качестве предложения специальность «стоматология», может быть разделить на 5 модулей (как в интернатуре) –терапевтическая, хирургическая, ортопедическая и стоматология детского возраста, ортодонтия. Или второй вариант – создать модули по типу сквозного, интегрированного преподавания. Например, модуль «Одонтогенные воспалительные заболевания челюстно-лицевой области», «Парадонтология», «Обезболивание в стоматологии» и др. Эти разделы стоматологии преподаются отдельно на всех стоматологических дисциплинах и порой бывают повторения, а при создании таких модулей возможно интегрированное преподавание. Только постоянное совершенствование организации и методов обучения и оценки позволит добиться высокого качества подготовки выпускников медицинских вузов.

 

Уразалин Ж.Б., Ибрагимова Р.С., Даулетхожаев Н.А., Мирзакулова У.Р.

Модуль хирургической стоматологии КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ