28 Apr 2012
Резюме Рассматриваются вопросы интегрированного и проблемно-ориентированного обучения в ведущих университетах мира. Оценка качества и эффективности преподавателя как наставника и воспитателя.
Ключевые слова анатомия, интегрированное преподавание, проблемно-ориентированное обучение
INTEGRATED TEACHING OF ANATOMY IN THE LEADING WEST UNIVERSITIES
Abstract The question of integrated and problem-based learning of anatomy in leading universities of the word are discussed. The quality and effectiveness of the teaches as tutor and advisor are analysed.
Key words: anatomy, integrated teaching, problem-based learning
АЛҒЫ ҚАТАРЛЫ БАТЫС УНИВЕРСИТЕТЕРІНДЕГІ АНАТОМИЯҒА БІРІКТІРІЛГЕН САБАҚ ӨТКІЗУ
Түйін Әлемнің алғы қатарлы Университетерінде біріктірілген және проблемді-бағытталған білім беру түралы мәселе қаралуда. Оқытушының ұстаз және тәрбиеші ретіндегі сапасы мен құндылығын бағалау.
Түйінді сөздер: анатомия, біріктірілген сабақ өткізу, проблемді-бағытталған білім беру
Основные современные тенденции в преподавании анатомии:
- Спад в преподавании традиционной анатомии
- Переход к интегрированной учебной программе
- Кейс-метод и практические методы обучения
- Самостоятельное обучение и компьютеризированное обучение
- Доказательная медицина
Интегрированная учебная программа проблемно-ориентированного обучения:
Преподавание анатомии органов и систем в комплексе с данными физиологии, патологии, генетики, практической медицины, биохимии, нутрициологии, фармакологии.
1-й курс (Первый семестр)
Интегрированная учебная программа:
- Общая медицина (основы медицины)
А. Недельные темы для изучения анатомии (эмбриология, гистология, макроанатомия (включая препарирование), физиология, фармакология, метаболизм и питание.
Учебные пособия: Анатомия и физиология
В. Основы лечебного дела: навыки по опросу и осмотру больных, умение давать самооценку.
1-й курс (Конец первого семестра)
Раннее отслеживание слабых студентов — «группа риска»
1-й курс (Второй семестр)
Интегрированная учебная программа:
- Молекулы, клетки и рак:
А. Объединяет молекулярную и клеточную биологию с генетикой, гематологией, биологией рака и основ онкологии, переноса лабораторных данных (трансляционных исследований) в клинику.
В. Навыки лечебного дела: Продолжение обучения осмотра больных, включая осмотр груди, женских и мужских половых органов.
2-й курс
Интегрированная учебная программа:
- 1. Иммунная система (защитные силы организма):
А. Инфекционные заболевания, иммунная система, антимикробная терапия: от болезней горла до СПИДа.
В. Клинические навыки: определение сроков оказания первичной медицинской помощи.
2. Мозг и поведение
А. Неврология, психиатрия, патология и фармакология
Интегрированная учебная программа:
2-й курс (Продолжение)
3. Метаболизм и репродукция:
А. Патофизиология желудочно-кишечного тракта. Основы метаболизма с фокусированием внимания на печени
В. Репродуктивная биология и эндокринология.
4. Кожа, мышцы, кости и суставы
А. Применение типичных случаев из основ биологии при установлении клинического диагноза. Сделать акцент на рентгенологических методах исследования.
Интегрированная учебная программа:
2-й курс (Продолжение)
5. Жизненный цикл:
Эволюция жизненного цикла и роль клинической медицины, медицинской науки, пластической медицины.
Интегрированная учебная программа:
3-й курс: Необходимая медицинская практика
- Семейная медицина
- Внутренние болезни
- Неврология
- Акушерство и гинекология
- Педиатрия
- Психиатрия
- Хирургия
Интегрированная учебная программа:
4-й курс: Обязательные циклы и элективы
Обязательные:
Медицинская этика
Оказание медицинской помощи (Здравоохранение)
Общественное здравоохранение
Клиническая интернатура
Элективы:
Для любой специальности обычно – «Общественное здравоохранение», «Менеджмент в здравоохранении», «Исследовательские лаборатории».
Роль анатома:
Внутриклеточное и клеточное строение тканей и органов является основой любых обучающих модулей!
Вопросы практики
Требует специально назначенных и уполномоченных руководителей — опытных директоров модулей.
Требует исключительного взаимодействия между основными научными департаментами.
Требует исключительного взаимодействия между основными научными департаментами и клиникой.
Требует от всех членов кафедры покинуть свои «зоны комфорта».
Интегрированная учебная программа проблемно-ориентированного обучения – результат:
Возросший рейтинг по Национальной системе подсчета баллов (за исключением нескольких случаев) (7).
Студенты ставят более точный диагноз (8).
По мнению студентов — Интегрированная учебная программа проблемно-ориентированного обучения является более значимой и более приятной(9).
Между кафедрами отмечено улучшение взаимоотношений и рост сотрудничества (9).
Направления в макроанатомии
Взаимосвязь с медицинской рентгенологией:
Видимое изображение строения органов живого человека. Магнитно-резонансный сканер.
Различные подходы: йога, гимнастика Пилатес, бодибилдинг, танец, тело человека в изобразительном искусстве.
Направления в нейроанатомии
Коннектомы — как части мозга функционально связываются через нервные проводящие пути:
С помощью диффузионно-тензорного МРТ выявление в ЦНС восстанавливаемых участков и тесно взаимосвязанных участков.
Что является эффективным (неэффективным) в преподавании анатомии?
- 1. Модули компьютеризированного преподавания.
Было проведено много исследований на эту тему:
Выводы
Иногда получаются противоречивые результаты.
По правильно заданной программе результаты обычно совпадают (или итог положительный).
Похоже, что наиболее положительный результат достигается, когда компьютеризированное преподавание дополняет другие методы.
- 2. Использование хирургов /студентов-резидентов/ выпускников.
Хирургов-резидентов брали на работу для помощи начинающим студентам-медикам. Помогало ли это студентам?
Выводы
Студенты отнеслись к этому с одобрением
Мнение студентов о хирургах как преподавателей улучшилось.
Тем не менее, не было заметного улучшения в результатах тестирования (10).
- 3. Интерактивное компьютеризированное преподавание на основе истории болезни пациента. Было ли оно успешным?
Выводы:
Студенты отнеслись к этому с одобрением.
Студенты набрали на экзаменах более высокие баллы.
Заключение: Правильно разработанная программа online и интерактивная система помогают увеличить КПД студента и вызывают чувство удовлетворения(11).
- 4. Игры.
Помогают ли компьютерные игры в преподавании анатомии?
Проверка компьютерной игры «Занзара» у первокурсников:
Выводы:
Студентам понравился эксперимент с игрой.
Авторы утверждают, что это помогает студентам при изучении анатомии
Однако, по мнению других авторов, они не отметили заметного эффекта для студентов выпускников(12).
- 5. Способствовать «интерактивному» мышлению:
Современные исследования когнитивного стиля обучения.
Выводы:
Разделы анатомии, содержащие легкие для запоминания факты, схемы и таблицы, НЕ помогают студенту понять и запомнить структурно-функциональные взаимоотношения, необходимые для медицинской практики или науки. Тем не менее, у различных студентов разная степень обучаемости и поведения(13).
Хороший преподаватель
- Обладает умением установить связь со студентами
- Обладает умением установить связь между студентами
- Обладает умением установить связь каждого студента с изучаемым предметом
Качества хорошего преподавателя
Обладает чувством цели
Настраивает студентов на успех
Терпимо относится к сомнительным ответам – дает дольше время на обдумывание
Всегда готов адаптироваться и измениться в соответствии с потребностями студента
Спокоен, если не знает чего-либо
Творчески относится к своей работе
Сам учится на разнообразных моделях
Получает от своей работы и своих студентов удовольствие (14)
Качества хорошего воспитателя
(Из обзора отзывов студентов)
Доступность, у него всегда «день открытых дверей»
Умеет вдохновить, оптимистичен
Умеет найти баланс между «управлением» студентом и «само-управлением» (самостоятельной работой)
Обладает искусством спрашивать и слушать
Всегда воспринимает новые идеи
Деятельность в перерыве от занятий наукой
Умеет радоваться успеху(15)
Эффективность наставника
(Отзывы выпускников)
Опубликовать свои исследования или дать кануть в вечность
Хороший воспитатель терпелив и вдохновляет на новые идеи
Знает, как учить и управлять людьми
Помогает распознавать новизну и нацеливает на исследовательские проекты
Развивает разговорные способности
Обучает технике грамотного письма; написанию научных статей и научных программ на получение грантов
Знакомит студентов с возможностями социальной сети
Вселяет в студентов чувство «семьи»(16)
Литература
- Plaisаnt O. et all. Medical students attitudes toward the anatomy dissection room in relation to personality//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-305-310
- Finn G.M. et all. The impact of color and role on retention of knowledge: A body-painting stady within undergraduate medicine// Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-311-317
- Doubieday E.G. et all. The virtual anatomy laboratory: Usability testing to improve an online leaning resourse for anatomy education// Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-318-326
- Vasan N.S. et all. Team-based learning in anatomy: An efficient, effective, and economical strategy//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-333-339
- Adams C.M., Wilson T.D. Virtual cerebral ventricular system: An MR-based three-dimensional computer model//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-340-347
- Krause D.A. et all. Learning of musculoskeletal ligament stress testing in a gross anatomy laboratory//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-357-361
- American Association of Family Physicians.-2010.-06.-15
- Schmidt et al.//Acad. Med.-1996.-71.-658
- Muller et al.// Med Education.-2008.-42.-778
- Hubert et al.//Anat. Sci. Edu.-2011.4.-182
- Reilly// Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-190
- www.lcc.gatech.edu
- Burns// Anatomical Sciences Education.-2010.-V.-3.-P.-330
- Hassell//Advancement and Assessment.-2000.-12
- Lee et all.//Nature.-2007.-447.-491
- Miller S.C.//Семинар и мастер-класс «Современная концепция преподавания анатомии».-КазНМУ.-11-17.11.2011
(по материалам семинара визитинг-профессора из США Скотт Миллера и публикаций в журнале «Anatomical Sciences Education»(1-6))
Досаев Т.М., Романюк С.Н.
Кафедра нормальной анатомии, КазНМУ им. С.Асфендиярова