МЕДИЦИНСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

28 Apr 2012

Резюме Отбор и определение спортивной специализации являются наиболее сложными разделами совместной работы врача, тренера, родителей. Правильный выбор спортивной специализации важен как фактор профилактики заболеваемости и как средство достижения более высоких спортивных результатов. На первых этапах отбор и ориентацию детей следует проводить не по отдельным видам спорта, а по группам видов. Диагностика биологического возраста – необходимое условие эффективного врачебного отбора при распределении учащихся на группы для занятий спортом. Каждый вид спорта имеет свою, выраженную специфику как сроков начала, специализации, стажа тренировки, так и возрастных зон максимальных достижений.

Ключевые слова спортивная специализация, сенситивные периоды развития физических качеств, возрастные нормы начала занятий.

 

Medical consultation for definition of sports specialization of young sportsmen

Trunina S.G.

National Center for Sports Medicine and Rehabilitation

Abstract Selection and definition of sports specialization are the most complex sections of teamwork of the doctor, the couch, parents. The proper choice of sports specialization is important as the factor of preventive maintenance of effects and as means of achievement of higher sports results. At the first stages selection and orientation of children should be spent not on separate sports, and on groups of types. Diagnostics of biological age is a necessary condition of effective medical selection at distribution of pupils to groups for playing sports. Each sport has the expressed specific character as timeframes of the beginning, specialization, experience of training, and age zones of the maximal achievements.

Keywords sports specialization, the sensitive periods of progress of physical qualities, age norms of the beginning of employment

 

Жас спортшылардың спорттық мамандануын анықтау кезіндегі медициналық кеңес

Трунина С. Г.

Түйіндеме Спорттық маманданықты анықтау және іріктеу  кезіндегі дәрігердің, жаттықтырушы, атан-ананың бірлескен жұмысының ең күрделі бөлігі болып табылады. Спорттық мамандануды дұрыс таңдау аурушаңдықтың алды алу және  жоғары спорттық нәтижелерге қол жеткізудің маңызды факторы болып табылады. Балаларды іріктеу мен бағдарлаудың алғашқы кезеңінде спорттың жеке түрлері емес, олардың топтық түрлері бойынша жүргізу керек. Биологиялық жастарын анықтау – оқушылардың спортпен шұғылдануы  үшін топтарға тарату кезінде  дәрігерлік іріктеу тиімділігінің  қажетті шарты. Спорттың әр бір түрі өзінің, басталу мерзімінің ерекшелегі, мамандану, жаттығу стажы, жастық аймағының максимальдық табыс мүмкіндігіне ие.

Түйінді сөздер спорттық мамандану, дене сапасын дамытудың сенситивтік кезеңі, жаттығу алдындағы жастық нормалар.

 

В основе занятий спортом лежит постоянное стремление к повышению спортивного мастерства с целью достижения более высоких спортивных результатов. Спортом должны заниматься здоровые люди, и задача врача отобрать для этого здоровых людей.

Отбор и определение спортивной специализации являются наиболее сложными разделами совместной работы врача, тренера, родителей. Правильный выбор спортивной специализации важен как фактор профилактики заболеваемости и как средство достижения более высоких спортивных результатов. Развитие устойчивого интереса к избранному виду спорта способствует длительному спортивному совершенствованию. Необходимо, чтобы индивидуальные особенности подростка соответствовали избранному виду спорта. Выбрать для каждого подростка вид спортивной деятельности – задача спортивной ориентации, а исходя из требований вида, отобрать наиболее пригодных  для этого детей – задача спортивного отбора.

Спортивный врач должен иметь достаточное представление  о видах спорта, которые условно можно разделить на циклические, сложнокоординационные, многоборья, единоборства и т.д. На первых этапах отбор и ориентацию детей следует проводить не по отдельным видам спорта, а по группам видов. Это важно, так как интересы юного спортсмена весьма неустойчивы, поэтому, чем правильнее оказалось соответствие индивидуальных особенностей подростка специфике спортивной деятельности, тем устойчивее его интерес к спорту.  Спортивный врач должен иметь четкие представления об анатомо-физиологических особенностях детей в каждом возрастном периоде. Большое практическое значение имеет осведомленность врача о наиболее благоприятных, так называемых сенситивных (чувствительных) возрастных периодах развития основных физических качеств, когда определенные физические качества наиболее чувствительны к влиянию тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

Сенситивные периоды развития физических качеств у детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет

Возраст (годы) 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Способность к моторной обучаемости   + ++ ++ ++ +++ +++ + + ++
Способность к дифференциации движений     + + ++ +++ +++ +++ + ++
Способность реагировать на звуковые и зрительные раздражители     + +++ +++ + + + + +
Способность ориентации в пространстве   + + + + ++ ++ +++ +++ +++
Чувство ритма + ++ ++ ++ +++ +++ ++ ++ + +
Чувство равновесия     + + ++ +++ +++ + + +
Выносливость   + + ++ ++ +++ +++ +++ +++ +++
Сила       + + ++ ++ +++ +++ +++
Быстрота   + +++ +++ +++ +++ +++ +++ + +
Подвижность суставов (гибкость) +++ +++ +++ ++ ++ + + + + +

Прирост физических качеств:

Слабый –  +

Средний – ++

Значительный –  +++

 

При этом важно так же учитывать и биологический возраст ребенка. Диагностика биологического возраста – необходимое условие эффективного врачебного отбора при распределении учащихся на группы для занятий спортом. Для оценки биологического возраста учитываются развитие первичных и вторичных половых признаков по бальной системе. С помощью разработанных стандартов полового развития дается оценка: соответствие биологического возраста паспортному, опережение или отставание. Рано созревающий подросток-акселерат может обнаружить поначалу очень быстрые темпы развития двигательных навыков, а затем остановиться в их развитии. У поздно созревающего ретарданта может наблюдаться обратная картина, он может неожиданно сделать скачек и опередить акселерата. Не учитывая это обстоятельство, можно сделать ложный прогноз. Следовательно, исходный уровень физических качеств подростка еще не гарантирует перспективу развития, а учет начального уровня и темпов развития физических качеств может обеспечить более надежный прогноз конечного уровня развития этих качеств. Для суждения о темпах развития физических качеств обычно считается достоверным наблюдение за подростком в течение 1,5-2 лет.

 

 

Схема определения потенциальных возможностей спортсмена

Соотношение исследуемых показателей Характеристика способностей
1 Высокий исходный уровень + высокие темпы прироста Очень большие способности
2 Высокий исходный уровень + средние темпы прироста Большие способности
3 Средний исходный уровень + высокие темпы прироста Большие способности
4 Высокий исходный уровень + низкие темпы прироста Средние способности
5 Средний исходный уровень + средние темпы прироста Средние способности
6 Низкий  исходный уровень + высокие темпы прироста Средние способности
7 Средний  исходный уровень + низкие темпы прироста Малые способности
8 Низкий  исходный уровень + средние темпы прироста Малые способности
9 Низкий  исходный уровень + низкие темпы прироста Очень малые способности

 

 

Актуальной является проблема возраста, в котором детей следует привлекать для начальных занятий спортом. Для этого разработаны рекомендации о возрастных нормах для начала занятий разными видами спорта. Ранняя спортивная  специализация в основе своей не оправдана. Как показывают исследования, спортивные успехи в детском и юношеском возрасте – это еще не залог высоких достижений в зрелые годы. Только немногие юные спортсмены добиваются спортивных успехов в зрелые годы. Цель более раннего достижения спортсменами выдающихся результатов, в общем, ошибочен, так как процесс «омоложения» наблюдается лишь в гимнастике, фигурном катании, плавании, фехтовании. Каждый вид спорта имеет свою, выраженную специфику как сроков начала, специализации, стажа тренировки, так и возрастных зон максимальных достижений. Спортсмены разных специализаций различаются в физическом развитии, функциональном состоянии органов и систем, различным уровнем вегетативных функций.

 

Возрастные нормы начала занятий, специализации и продолжительности спортивного пути до мастера спорта

по отдельным видам

 

 

 

 

Вид спорта Возраст, годы
Начальная подготовка Учебно-тренировочные  занятия (специализация) Продолжительность спортивного пути от начала занятий до мастера спорта
1 Акробатика 8-9 10-11 7,2
2 Бокс 12-14 14-15 5,8
3 Борьба  вольная 10-12 12-14 5,7
4 Велоспорт 12-13 14-15 6,0
5 Водное поло 10-12 12-14 7,5
6 Волейбол 10-12 12-14 8,5
7 Гимнастика спортивная 7-8 9-10 7,7
8 Гимнастика художественная 7-8 9-10 7,3
9 Гребля академическая 10-11 13-15 5,2
10 Конькобежный спорт 10-12 12-13 6,8
11 Легкая атлетика 10-12 13-14 5,8
12 Лыжные гонки 9-11 12-13 7,7
13 Плавание 7-8 8-10 5,3
14 Современное пятиборье 10-12 12-14 6,8
15 Теннис (большой) 7-9 9-11 9,0
16 Тяжелая атлетика 13 14-15 6,9
17 Фехтование 10-12 12-14 6,8
18 Футбол 10-11 12-13 7,6
19 Фигурное катание 7-9 9-11 7,0

 

Для проведения качественного медицинского отбора и определения спортивной ориентации и пригодности спортсмена в спортивной  медицине применяются следующие показатели:

  1. Морфологические показатели: рост, вес, продольные размеры тела (рост сидя, длина верхних и нижних конечностей), безжировая масса тела, состав волокон скелетных мышц («быстрые» или «медленные» мышечные волокна).
  2. Физиологические показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ, особенно ее относительная величина), минутный объем дыхания (МОД, особенно на 1кг массы тела), устойчивость к кислородной недостаточности (гипоксия) и чувствительность к концентрации СО2 в крови (гиперкапния), частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое (брадикардия), реакция ЧСС на физическую нагрузку субмаксимальной мощности (проба РWC170  и др.), максимальное потребление кислорода (МПК).
  3. Показатели моторики: быстрота движений (теппинг тест и др.), гибкость (наклон туловища вперед, пальцы от уровня подошв в см), вестибулярная устойчивость (время удерживания равновесия в стойке на одной ноге – левой, правой с закрытыми глазами, руки на поясе), ориентация в пространстве (проприоцептивно-отолитовая точность воспроизведения движений), относительная мышечная сила (сила мышц любых мышечных групп, отнесенная к 1 кг массы тела).
  4. Психофизиологические показатели: особенности центральной нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность), особенности темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и личностные особенности (устойчивые эмоциональные состояния, экстра- либо интровертивная направленность личности) и др.

В заключение вышеизложенного: задачи врача при определении пригодности юного спортсмена многообразны, но все-таки среди прочих основными следует назвать — диагностику состояния здоровья, оценку функционального развития спортсмена и перспективы их изменений в будущем.

 

Используемая литература:

  1. Акинщикова Г.И. Телосложение и реактивность организма человека. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 92 с.
  2. Асанов А.Ю., Мартиросов Э.Г. Некоторые проблемы генетических исследований в спорте: Сб.науч.тр. М., 1989. — С. 30-45.
  3. Бальсевич В.К., Филин В.П. К проблеме физкультурно-спортивной ориентации // Теория и практика физич. культуры. 1969. — № 1. — С. 123.
  4. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: ФиС, 1987. — 144 с.
  5. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М.:ФиС, 1983. -175 с.
  6. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС, 1988. — 208 с.
  7. Сергиенко Л.П. Генетика и спорт. М.: ФиС, 1990. — 171 с.
  8. Сологуб Е.В., Таймазов В.А. Спортивная генетика: Учебное пособие. М.: Терра-Спорт, 2000. — 127 с.
  9. Шварц В.Б. Врачебно-спортивная консультация при спортивном отборе и определении спортивной специализации юных спортсменов // Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1980.

10. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: ФиС, 1984. — 151 с.

Трунина С.Г.

Республиканский центр спортивной медицины и реабилитации

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ