ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ КАЗАХСТАНА

24 May 2012

Резюме: Статья посвящена краткому историческому анализу работы с одаренными детьми. Мы выделили четыре исторических этапа теоретических и практических аспектов проблемы работы с одаренными детьми, которые всегда занимали важное место в исследованиях ученых.

Ключевые слова: проблема одаренности детей и молодежи, отечественная психолого-педагогическая мысль, психологическая литература, влияние врожденных способностей на успешное выполнение учебной деятельности учащихся.

Истоки проблемы психолого-педагогической работы с одаренными детьми следует искать в недрах философии, социологии, педагогики и психологии, которые с давних времен были известны как науки, занимающиеся осмыслением жизни, поиском ответов на вопросы о цели существования человека, его роли и месте в обществе, подготовке к осуществлению своего назначения в жизни.

Великий мыслитель Аль-Фараби в своих трактатах «Указание пути к счастью», «Большая книга о музыке» обращает внимание читателей на психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания. Вызывают особый интерес доступность, системность и прочность приобретаемых знаний, развитие интеллекта, характер, формирование способностей детей, а также приемы и методы работы наставников со своими одаренными опекунами, которые нашли свое отражение в этих призведениях.

Трактаты Ю. Баласагуни «Кудагу білім», М. Кашгари «Дивани лугат ат-тюрк», А. Яссави «Ақиқат сыйы» (ХI-ХII вв.), где говорится о приемах психолого-педагогической работы наставника и учителя, внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой цивилизации, состовляющую общечеловеческую, этико-филосовскую культуру народов Центральной Азии.

Велик вклад в развитие отечественной психолого-педагогической мысли выдающегося казахского мыслителя А. Кунанбаева (1845-1904). Во всех своих высказываниях, обращенных к подрастающему поколению, Абай выражал основную мысль: «Процесс овладения знаниями или искусством какого-нибудь ремесла – высшее благо, для овладения чего необходим живой ум, сильная воля и благородные стремления» /1с.19/. Кунанбаев высоко ценил труд тех, кто занимался обучением детей:

«Тверже ногу, шагай смелей,-

И тогда не погибнет труд.

Речи тех, кто учит детей,

Как зерно в земле прорастут» /2 с 34/.

В своих трудах один из первых казахских педагогов И. Алтынсарин (1841-1889) всю образовательную систему рассматривал как процесс формирования личности ученика под влиянием личности учителя. Эти положения нашли свое отражение в его знаменательном труде «Вопросы общественной психологии» /3/.

В первое десятилетие ХХ в. в Казахстане получает распространение течение «за новый метод», одним из основных принципов, работы которого был следующий: «Нашим детям нужны лучшие наставники». Это течение было связано с развитием торговых отношений с Россией и поддержано некоторыми муллами и муаллимами (учителями), получившими образование в «новометодных» мектебах и медресе Казани, Оренбурга и других городов Поволжья и Урала /4/.

Образование в 1920 году Казахской автономной республики стало исходным моментом для целенаправленного развития в республике системы народного образования. Задачи народного образования, строительства новой школы и обеспечения ее педагогическими кадрами, владеющими знаниями основ психологии, потребовали выдвижения на первый план разработки вопросов, связанных с педагогической психологией. Появилась острая потребность в психологических знаниях, в разработке научной психологической литературы, в частности о проблеме развития способностей /5/.

Важную роль в решении этих проблем сыграли ученые В.Я. Струмский и А.П. Нечаев. Так, В.Я. Струмский явился автором первого изданного в Казахстане психологического труда, книги «Психология» (1923 г.) В книге была высказана мысль, созвучная с идеями Л.С. Выготского, о необходимости перестройки психологии на основе диалектического материализма, что позволяет говорить о ее методологическом характере. В следующем своем труде «Настольная книга для работников просвещения трудовой школы» (1925), В.Я. Струмский описывает приемы, активизирующие способности детей. Несмотря на определенные методические недочеты, все же эти издания снижали недостаток психологической литературы в республике.

Значительной вехой в деле подготовки казахстанских психологов для работы с детьми является период деятельности известного психолога А.П. Нечаева (1935-1948), который на протяжении многих лет возглавлял кафедру психологии Семипалатинского педагогического института. Так С.Л.Рубинштейн в труде «Основы психологии», отмечая большую работу А.П.Нечаева по педагогической психологии, выводит его из рядов представителей официальной университетской науки. Нечаевым, в частности была выдвинута концепция «синдромной психологии», раскрывающая вопросы экспериментальной педагогики и психологии в свете развития способностей.

Наиболее значительную роль в решение проблемы становления работы с одаренными школьниками в отечественной психологической науке сыграла деятельность представителя казахской творческой интеллигентности, передового общественного деятеля и видного ученого Жусупбека Аймаутова. Ж. Аймаутов являлся разносторонне одаренной личностью. Он известен как поэт-переводчик, лингвист, один из основоположников казахского романа, а также автор педагогических и психологических трудов. Несмотря на огромную работу по организации дела народного образования в тяжелейших условиях послевоенной разрухи и гражданской войны, Ж. Аймаутов в эти годы довольно глубоко и основательно вел научные поиски, экспериментальные исследования и создал ряд оригинальных трудов.

В 1926 году была опубликована книга Ж. Аймаутова «Психология и выбор профессии», в которой дается анализ работы психолога с детьми, в том числе одаренными школьниками. «Способности к искусству не формируются в процессе жизни, обучения и деятельности. Человек появляется на свет с врожденными способностями к искусству» /5 с.7/. Главная идея книги – помочь молодежи правильно выбрать профессию. Автор совершенно обоснованно подчеркивает, что для правильного выбора профессии важную роль играет учет психологических особенностей молодого человека, его темперамента, способностей, характера и др. Книга интересна еще и тем, что в ней приводятся данные других исследователей: автор ссылается на труды выдающегося русского психолога начала 20 века А.Ф. Лазурского, а также экспериментальные исследования видных зарубежных психологов Джемса, Мюстерберга, Штерна. Следует отметить актуальность, остроту и недостаточную разработанность данной проблемы как в отечественной, так и зарубежной психологии того времени. Это говорит о теоретической и практической значимости исследований Ж. Аймаутова.

В Республиканском Институте школ (впоследствии Казахский научно-исследовательский институт педагогики им. И.Алтынсарина) проводилась большая работа, связанная с подготовкой и выпуском учебников и программ для школ  и методических разработок для учителей. Кроме того, были организованы краткосрочные курсы, различные по тематике и продолжительности. Они обеспечивали дифференцированный подход к обучению.

Старший научный сотрудник этого института, Ш. Альжанов, проанализировав умственные способности школьников, пришел к выводу: «Есть ученики, которые быстро схватывают и быстро отвечают на вопросы, а другие очень хладнокровны, спокойны, отвечают неспеша. Однако не подлежит сомнению, что и они могут отвечать правильно и глубоко» /4с.14/.

В результате он был осужден во время сталинских репрессий за педологический аспект разделения всех детей на три категории: передовых, средних, слабых. В конце 80 гг. ХХ в. был реабилитирован.

Т.Т. Тажибаев был избран действительным членом (академик) АН Казахской ССР по специальности «Психология и педагогика» в 1954 г.. В сентябре 1958 г. учреждено Казахстанское отделение Общества психологов СССР, где впервые с научной точки зрения рассматривались вопросы работы со способными учащимися.

Один их выдающихся психологов Казахстана М.М. Муканов в своем труде «Выявление и развитие способностей у детей» (1960) особое внимание уделял квалификации и опыту психолога, который работает со способными детьми.

В середине 60-годов ХХ в. возобновились исследования в таких областях психологии, как возрастная, практическая психология и психодиагностика, результаты исследований которых начали применяться в школе. В порядке эксперимента в системе народного образования начали работать психологи – сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели вузов, проводившие в ПТУ и школах психолого-педагогические исследования, а также студенты, проходившие практику. Во время первого Республиканского семинара по педагогике, психологии и методике обучения, прошедшем в 1966 г. в Алма-Ате, подобно рассматривались проблемы подготовки профессиональных психологов к работе одаренными школьниками (А. Темирбеков, С. Балаубаев, Т.С. Садыков, М.Э. Кудайкулов, Т.С. Сабыров, Е.О. Жуматаева. и др.).

Сотрудники академии педагогических наук: Пригожин И., Князева Е., Жанабаев З. под руководством Даринского А.В. в 1970 г. начали изучать влияние врожденных способностей на успешное выполнение учебной деятельности учащихся.

После длительного перерыва возобновились попытки разработать модели квалификации школьного психолога, который, по сути дела, выявляет одаренных детей и организует работу с ними. В числе интересных работ, появившихся в конце 1990-х гг., следует упомянуть труды таких казахстанских ученых, как: «Методические основы выявления и развития интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения математике (на примере начальных классов)» Ж.О. Умбетовой, «Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования» Шерьяздановой Х.Т.

О необходимости совершенствования системы работы с одаренными школьниками говорится в распоряжении Президента РК Н.А. Назарбаева 1996 г. «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей». На основании данного документа в республике была разработана государственная программа поддержки молодых талантов «Дарын» (1996).

В 2000 г. выходит на казахском языке книга К.Б. .Жарикбаева «Введение в психологию» для средней школы, где автор дает характеристику основных аспектов работы психолога со способными учениками /6/.

В настоящее время защищены научные диссертации и опубликованы труды известных казахстанских ученых, посвященных работе с одаренными детьмии: «Концепция выявления, поддержки и развития одаренных детей в Республике Казахстан»- авторский коллектив Жексенбаева, У.Б., Жампеисова К.К., Иванова Н.Д., Лактионова С.И.; «Теория и практика работы с одаренными детьми» Жексенбаеваевой У.Б.; «Теоретико-методологические основы развития одаренных старшеклассников и студентов» Сатовой А.К.; «Формирование готовности будущих учителей к работе с одаренными детьми в условиях сельской школы», Нурмагамбетовой Б. «Развитие профессиональной одарённости будущего специалиста в высшей педагогической школе», Нарикбаевой Л.М. «Дарындылықтың психологиялық диагностикасы (әдістемелер жинағы)», под  редакцией Джакупова С.М. и др.

Таким образом, теоретические и практические аспекты проблемы работы с одаренными детьми всегда занимали важное место в исследованиях Казахстанских ученых.

Литература:

  1. Кунанбаев А. Лирика и поэмы /перевод Соболева А.И. — Л.-М.: Госполитиздат, 1940. – 128 с.
  2. Кунанбаев А. Слова назидания. — 2-е изд. – Алма-Ата.: Жалын, 1982. – 131 с.
  3. Жарикбаев К.Б. Развитие психологической мысли в Казахстане (со второй половины XIX в. до наших дней). – Алма-Ата: Казахстан, 1968.
  4. Акажанова А.Т. Становление и развитие возрастной и педагогической психологии в Казахстане: Автореф. дис. анд. психол. наук. —  Алма-Ата, 1989. – 23 с.
  5. Сатова А.К. Становление психологической науки и психологического образования в Казахстане. Вестник АГУ им. Абая №1. (1) с. 37-41.
  6. Айтмауытов Ж. Психология и выбор профессии. — М.: Изд. Народов СССР, 1926.
  7. Ногайбаева Л. Основные вехи в истории становления психологической науки Казахстана. Мектептегі психология в школе. – 2000. — №4.

Қазақстандағы психологиялық-педагогикалық ғылымның даму тарихынан

Г.А. Давлетова, А. А. Давлетова

Түйіндеме: Мақала дарынды балалармен жұмыс істеутін қысқа тарихи талдаудан тұрады. Біз қағидалы және тәжірибелі аспекті мәселелерін төрт тарихи кезеңге бөліп қарастырдық.

Тірек сөздер: бала-шағаның және жастың дарындылығының мәселесі, отандық психология-педагогикалық санасы, психологиялық әдебиет, оқу қызметінің табысты орындалуына туа біткен ықпалы.

From the history of psychological and pedagogical science of Kazakhstan

G.A.Davletova, A.A. Davletova

The Abstract: Article is devoted the short historical analysis of work with exceptional children. We have allocated four historical stages of theoretical and practical aspects of a problem of work with exceptional children who always took an important place in researches of scientists.

Keywords: a problem of endowments of children and youth, domestic psihologo-pedagogical thought, the psychological literature, influence of knacks on successful performance of educational activity of pupils.

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ КАЗАХСТАНА

Г.А. Давлетова

к.и.н., доцент,  КазНТУ им. К.И.Сатпаева

А. А. Давлетова

старший преподаватель, университет «Кайнар», г. Алматы

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ