ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА

24 May 2012

Резюме: Представлен материал по применению инновационных технологий в профессиональной подготовке интернов-терапевтов. Большое внимание уделяется интерактивным методам обучения, стимулирующим самоподготовку, творческую активность, ответственность интернов, его коммуникативные навыки. Широко используются симуляционные технологии, клинический метод контроля знаний – OSCE, рейтинговая система оценки в открытом доступе, дистанционные методы обучения

Реформа медицинского образования в РК нацеливает на подготовку специалиста с высокой профессиональной компетенцией, обеспечивающего должное качество  медицинской помощи.  В Послании президента РК   Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 29 января 2010 года было указано, что «Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. ВУЗы страны должны стремиться войти в рейтинг ведущих университетов мира…» (1).

В настоящее время существует образовательный стандарт профессиональной подготовки врача, призванный решать задачи формирования профессиональной компетентности, критического мышления. Ориентация на Болонский процесс содействует более глубокому осмыслению образовательной системы (7).

В связи с этим последние годы система высшего образования уделяет большое внимание проблеме качества. Качество выпускника вуза зависит от многих факторов.  Это профессионализм преподавателей, условия и обеспеченность учебного процесса, состав элементов в образовательном процессе, мотивация обучаемого, современные технологии обучения, системы контроля знаний, мотивация педагогического труда и многое другое.

Подготовка высококвалифицированных специалистов является важнейшей составной частью социальной стратегии нашего государства. Успешное решение данной задачи зависит от качества преподавания и требует новые формы рациональной организации учебного процесса. В преподавании любой дисциплины должны преобладать методы, помогающие приобрести профессию, на котором фактически и создается профиль специалиста (2,3).

На кафедре «Терапии» проводится определенная работа по формированию нового статуса врача-интерна, внедрению интерактивных методов обучения, усилению практической направленности учебного процесса и самоподготовки интернов во внеаудиторное время.  Сотрудниками кафедры постоянно совершенствуются формы и методы стимулирования творческой активности интернов, вносятся коррекции в содержание обучения в соответствии с требованиями практического здравоохранения, совершенствуются контроль и оценка качества знаний, практических навыков.

В настоящее время по своему методическому потенциалу высшая школа  обучает главным образом знаниям, тогда как практическими умениями на должном уровне обладает далеко не каждый выпускник вуза. Решать это можно путем систематического, непрерывного обучения и приближения учебного процесса к запросам практического   здравоохранения (4,5). Для формирования профессиональных навыков и умений широко используются мультимедийные интерактивные лекции с обратной связью между субъектами преподавания, семинары в малых группах, самоподготовка с изучением литературы, созданием тематических презентаций, сообщений, проведение мини-конференций, ролевых игр с моделированием работы, взаимный аудит.

Важно научить будущих врачей личностно-ориентированному подходу с формированием умения определять предпочтения пациента, консультировать его без ущемления права на независимость и самостоятельность, способность решать определенные проблемы пациента через отбор и оценку информации при сборе анамнеза, обследовании, умение принимать решения в неотложных ситуациях, проводить раннюю диагностику на начальных, недифференцированных стадиях заболевания, рационально назначать диагностические и лечебные вмешательства,что составляют одно из главных компетентностных требований, предъявляемых к будущему специалисту.

Для развития компетентности в области личностно-ориентированного взаимодействия используются подходы, позволяющие обучающему освоить определенный стиль общения при назначении обследования, методов лечения пациента, направленный на достижение партнерства. Этой цели служат  тематические занятия, наблюдение либо анализ видеозаписи реального врачебного обхода, ролевые игры, коммуникативные тренинги, решение ситуационных задач, врачебные конференции по проблемам и стилям общения в медицинской практике, особенностям врачевания и межврачебного взаимодействия, работа в команде, в том числе и междисциплинарной, деловые игры, которые  служат интегральным методом контроля профессиональной подготовки интерна, объективно оценивающим его способность в реальной конкретной деятельности.

Особое внимание на кафедре в профессиональной подготовке интернов уделяется модульному интегральному методу обучения как «Деловая игра». На кафедре разработаны различные формы «Деловых игр». Одна форма «Деловой игры» проходит в виде клинико–патологоанатомической конференции  с разбором сложнодиагностируемого, запущенного клинического случая с расхождением диагнозов. За основу клинико – патологоанатомических конференций берутся  реально имевшие место случаи из практики. Данная «Деловая игра» проводится в виде расширенной врачебной  конференции с участием практических врачей лечебного учреждения, при этом ведущими и участниками конференции являются интерны в роли врачей различных специальностей, участвовавших на разных этапах ведения больного от участкового врача до патологоанатома. В обсуждениях, прениях на равных  принимают участие другие интерны, практические врачи, преподаватели кафедры. Для подготовки к данной деловой игре  интерн должен глубоко и детально изучить специальную литературу с современными подходами к диагностике, лечению, ознакомиться с нормативными документами, определяющими должностные обязанности врача. Под контролем ответственного преподавателя создается сценарий, отрабатываются действия, наглядность обеспечивается демонстрацией слайдов с использованием мультимедийнной техники, готовится раздаточный материал. Секционный материал конкретного случая представляется макро- и микро препаратами. К проведению конференции привлекаются преподаватели других кафедр и смежных дисциплин: хирургия, онкология, фтизиатрия, патанатомия и др. Весь процесс обсуждения проводится самостоятельно самими  интернами, включая  председателя – ведущего, оппонента, руководителей здравоохранения. При этом поощряется активное участие интернов в обсуждениях, дискуссиях.  Так как эта «игра» является формой обучения, с целью обратной связи с аудиторией и контроля выживаемости приобретенных знаний и умений в конце конференции  задаются конкретные вопросы с ответами в письменной или устной форме.

Другая форма деловой игры – «Сюжетно – ролевая» проводится в учебной комнате с отдельной группой, где преподавателем предлагается конкретная клиническая ситуация с исполнением роли врача, пациента, заведующего отделением, врача функциональной диагностики и т. д. Применяется также метод «Деловой игры» в форме «Консилиума» с конкретно поставленной задачей в виде усложненной клинической ситуации, в решении которой участвует группа интернов в роли различных специалистов.

Все активные методы обучения проводятся на русском и казахском языках.  Таким образом, «Деловая игра»  является одним из активных форм обучения врачей – интернов, где руководитель осуществляет учебно – методическую, педагогическую работу, а участники игры расширяют клинический кругозор, вырабатывают организаторские способности, умение выступать перед аудиторией, формируют коммуникативные навыки, способность вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию, соблюдая при этом врачебную этику и деонтологию. На кафедре проводятся и другие инновационные формы обучения. Так метод «Проблемного обучения» предлагает решение конкретной задачи: клинической, организаторской, статистической и других с последующим обсуждением в группе полученных результатов и выводов. «Проблемный метод» обучения делает практические занятия интересными, раскрывает ситуации, которые могут встретиться в практической работе, способствует развитию клинического мышления. Данный метод выявляет умение студентов на практике применять профессиональную подготовку, овладение  теоретическими знаниями, развивает чувство ответственности.

Хорошо зарекомендовал себя метод обучения «Мозговой штурм», с активным участием всей группы с максимальной мобилизацией внимания, памяти, быстроты реакции в ответах по вопросам диагностики, лечения и  др. Этот метод позволяет рационально  использовать дифференциально – диагностические навыки студентов, расширяет его кругозор, учит быстро и умело  выявлять и  сопоставлять нюансы клинической симптоматики, быстро принимать рациональное решение при угрожающих состояниях.

В процессе обучения на кафедре часто применяется метод «Малых групп» и «Презентации», когда интерны в своих малых группах решают  конкретные задачи с последующей их презентацией в устной  или  письменной  форме, что    можно проводить и на дисплее компьютера. Этот   метод  способствует   повышению активности   интернов   во время   учебного процесса.

Для распространения передового опыта и повышения квалификации преподавателей на кафедре проводятся открытые занятия. При подготовке и проведении открытого занятия используются инновационные методы, современное материально-техническое оснащение, манекены, тренажеры с компьютерным обеспечением.

Для отработки практических навыков интернов используется Учебный клинический симуляционный центр (УКСЦ) по совершенствованию практических навыков. Целевое предназначение УКСЦ — это обеспечение безопасной, надежной образовательной среды для обучения клиническим навыкам, приобретение знаний и навыков по разработке, выбору и использованию симуляций в учебной программе, предоставление обучающимся возможности развития, поддержания, улучшения и формирования клинической компетентности.

Одним из инновационных подходов, направленных на повышение качества организации подготовки врача- интерна относится создание ими портфолио — блока документов, отражающих основные результаты обучения и заверенное преподавателем. Оно включает записи слушателей о клинических случаях в практике, об освоенных клинических и деловых навыках, числе их повторений, о посещении дополнительных образовательных мероприятий различного уровня (семинаров, симпозиумов, конференций, школ и др.) с указанием их названия, места проведения и собственного мнения о его ценности; результаты клинического аудита приема, консультации, проведенной слушателем курса; отзыв преподавателя о курсанте.

Сотрудниками кафедры с 2002г. внедрен  метод контроля знаний OSCE (объективный структурированный клинический экзамен) для объективной оценки клинической компетентности студентов. Он позволяет оценить разнообразные клинические практические навыки опроса, осмотра больного, отношений с пациентами, умение оценить результаты инструментальных, лабораторных методов исследований, логического решения проблем, необходимых будущему врачу в дальнейшей практической работе (6).

На кафедре накоплен большой опыт по применению OSCE, расширен круг станций, включающий задания по смежным дисциплинам (лабораторная и лучевая диагностика, УЗИ, ЭхоКГ, клиническая фармакология и т.д.). Особое внимание уделяется подготовке стандартизированных пациентов к различным клиническим случаям, охватывающим все этапы диагностики и лечения. Это позволяет в одной конкретной клинической ситуации оценить уровень подготовки интерна в различных аспектах: теоретическом, практическом, коммуникативном и в целом уровень клинического мышления.

Несмотря на большой многолетний накопленный опыт в использовании инновационных интерактивных методов в образовательном процессе подготовки специалиста, на кафедре постоянно совершенствуются и внедряются новые педагогические подходы к повышению качества организации преподавания.

Таким образом, инновационные формы обучения стимулируют творческий подход к работе, самостоятельность, ответственность, умение оперативно принимать правильное решение в сложных ситуациях, освоить современные, передовые методы диагностики и лечения.

Литература:

1.    Послание Президента народу Казахстана Астана 29 января 2010 г.   Казахстанская правда 29 января 2010 г.

2.   Базарбекова Р.Б. – Учебно – методические аспекты усовершенствования

педиатров – Алматы 1988 г.

3.  Сейтжанов С. Государственный контроль за качеством образования в   условиях реализации закона РК «Об образовании » 2004 г.

4.  Даулетбакова М.И. – Пути оптимизации врачей – интернов.  «Методическое

пособие для руководителей интернов». Алматы  1991 г. с.68

5.  Саркулова С.М., Самченко И.А.,  Досыбаева Г.Н. и др. Инновационные методы оптимизации учебного процесса ВУЗе Вестник ЮКГМА 2005г. №5

6.  Саркулова С.М. Инновационный метод контроля знаний и навыков – OSCE.

Учебно – методическое пособие.  Шымкент 2003 г.  с. 67

7.  Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего     образования Европы. Изд. 3-е испр. и допол. / В.И. Байденко // М.:      оссийский Новый Университет, 2003. — 128 с.

Жаңа әдістер бойынша дәрігердің кәсіби дайындығы

С.М Саркулова, М.Ш. Латыева, Л.Ц. Миронова, Р.А. Сметова,  Жиен А.К., Р.С. Маханбетов.

Түйін: Интерн-терапевттердің кәсіби дайындығы үшін қолданылатын жаңа технологиялық материал ұсынылған. Соның ішінде интерндердің өз бетінше дайындығын, қызметтегі белсенділігін, оның жауапкершілігін және коммуникативті дағдыларын күшейтетін оқудың интерактивті әдістеріне аса үлкен мән берілуде. Симуляциялық технологиялар, білімді бақылаудың клиникалық әдісі- OSCE, бағалаудың рейтингтік жүйесі кең қолданылған.

Innovative methods in professional training of doctors

S.M.Sarkulova, M.Sh. Latyyeva,  L.Ts. Mironova, R.A. Smetova, Zhiyen A K, R.S Makhanbetov

Abstract: In article discusses the questions of application of modern innovative technologies in  preparation of doctors of interns are taken up.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА

 

С.М Саркулова, М.Ш. Латыева, Л.Ц. Миронова, Р.А. Сметова,  Жиен А.К.,

Р.С. Маханбетов.

Южно-Казахстанская Государственная Фармацевтическая Академия

г. Шымкент, кафедра «Терапии интернов 2»

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ