Некоторые аспекты внедрения системы оценки качества медицинской помощи в учреждениях Костанайской области

26 Dec 2012

УДК 614.2 : 616 — 053 2/.5 — 08 (045)

Г.К. Байжуманова заместитель начальника управления здравоохранения Костанайской области

Ж.А. Тютенова– главный врач КГУ «Костанайский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД»

М.Х. Хамзин – заместитель  главного врача КГУ «Костанайский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД» по организационно-методической работе

Б.С.  Демисенова — заместитель  главного врача КГУ «Костанайский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД» по лечебной работе

Некоторые аспекты внедрения системы оценки качества медицинской помощи в учреждениях Костанайской области

 

Качество медицинской помощи является фактором, влияющим на состояние личного и общественного здоровья. На практике оценка качества медицинской помощи пациенту является одним из ключевых проблемных вопросов, возникающих перед организаторами здравоохранения.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, здравоохранение, контроль за оказанием медицинской помощи населению

 

 

Качество медицинской помощи является фактором, влияющим на состояние личного и общественного здоровья. На практике оценка качества медицинской помощи пациенту является одним из ключевых проблемных вопросов, возникающих перед организаторами здравоохранения. В последние годы, в связи с издержками процесса реформирования здравоохранения, дефицитом кадров медицинских работников, а так же ростом информированности граждан о своих правах в области здравоохранения, увеличилось количество жалоб больных и их родственников  на некачественное оказание медицинской помощи. Анализ причин возникновения жалоб пациентов на некачественную медицинскую помощь, показал, что они  могут быть обусловлены не только персональными характеристиками конкретного медицинского работника, но и проблемами медицинской организации в целом. Т.е. зависят от уровня обеспечения материально-техническими, кадровыми, информационными ресурсами, а так же построением, функционированием, порядком взаимодействия всех этих элементов, что обеспечивается грамотным и эффективным менеджментом.

По определению ВОЗ, основные требования к качеству медицинской помощи выражаются в следующем: «Каждый пациент должен получить такой комплекс диагностической и терапевтической помощи, который бы привел к оптимальным для здоровья этого пациента результатам….; при этом, для достижения такого результата, должны быть привлечены минимальные средства…, пациент должен получить максимальное удовлетворение от процесса оказываемой медицинской помощи…».

Контроль качества медицинской помощи занимает приоритетное место в  процессе реформирования  системы здравоохранения и  регламентируется многочисленными нормативными актами: от основ Казахстанского законодательства Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», до ведомственных и межведомственных нормативных документов. Однако, на практике, оценка качества оказания медицинской помощи является чрезвычайно сложной задачей.

В последние годы, в связи с внедрением ЕНСЗ в здравоохранении Костанайской области произошли значительные изменения качественного, структурного, экономического и др. характера, что выразилось в сокращении коечной сети больниц,  переводе большого количества ЛПУ области на ПХВ и введении новых экономических отношений внутри лечебно-профилактических учреждений.  В этих условиях перед учреждениями здравоохранения встала проблема адаптации к быстро изменяющимся формам и системам хозяйствования. Главным инструментом приспособления системы здравоохранения к изменившимся условиям деятельности стал новый экономический механизм управления, отличительной чертой которого является гибкость как в выборе приоритетных целей, так и в применяемых стратегиях их достижения.

Новая система хозяйствования медицинских учреждений, их работа в условиях резкого ограничения ресурсов и роста конкурентной среды изменило и значительно расширило традиционное представление о роли качества медицинской помощи в деятельности лечебно-профилактических учреждений.  Помимо обычного, контроля за соблюдением стандартов, оно стало включать постоянную проверку соответствия качества медицинских услуг запросам и вкусам потребителей, непрерывное обновление сведений о продукции конкурентов и т.п. Соответственно обеспечение высокого уровня качества медицинской помощи стало приоритетной задачей практически всех уровней управления во главе с  управлением здравоохранения области и, напрямую, зависит от подготовленности медицинского персонала (врачей-экспертов) и главных врачей  в вопросах обеспечения качества медицинской помощи. За период с 2009-2010г. все руководители и заместители лечебных учреждений области прошли обучение по вопросам организации внутреннего аудита и обеспечения качества оказания медицинской помощи.

В процессе обеспечения качества медицинской помощи населению функции  управления здравоохранения области (как администратора бюджетных программ) можно назвать управляющими, они включают:

1)     сбор и обработку информации;

2)     системный анализ;

3)     учет ресурсов;

4)     работу с кадрами и делопроизводство;

5)     текущее и стратегическое планирование

Соответственно, функции лечебных учреждений можно назвать исполнительными, они включают:

1)     обеспечение технологий;

2)     обеспечение ресурсной базы;

3)     исполнение планов текущего и стратегического планирования;

4)     выполнение функции самоконтроля.

В 2009г. все лечебные учреждения области прошли аккредитацию. В основу экспертной оценки,соответствия деятельности ЛПУ требованиям стандартов аккредитации, положены следующие показатели качества: качество структуры (организационно–техническое качество ресурсов: материально–техническая база, оснащение, кадровый потенциал); качество процесса – соблюдение медицинских технологий (в этом смысле качество отражает полноту и достаточность диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий); качество результата – оценка результатов деятельности учреждения, отделения или службы по показателям результативности.

Проведению аккредитации предшествовала огромная подготовительная работа внутри лечебных учреждений: каждое учреждение подготовило программу повышения качества медицинской помощи, были организованы службы управления качеством медицинской помощи (СУКМП).Для каждой службы в соответствии с вышеперечисленными компонентами качества и требованиями нормативно-правовых актов разработаны индикаторы качества медицинской помощи. Каждый индикатор (показатель) отражает ту или иную сферу деятельности и порой функционально связан с целым рядом структурных подразделений. Так, оценка материально–технической базы ЛПУ строилась с учетом технической и материальной характеристики здания, площади на койку, наличия и состояния централизованного отопления, водоснабжения, канализации, характеристики транспорта, санитарно–эпидемического состояния и др. Техническое оснащение оценивалось  в соответствии с  профилем службы (отделения) и больницы в целом. Кадровый потенциал оценивался по профессиональному уровню врачей, среднего медицинского персонала, укомплектованности, усовершенствованию, категорированности. Одновременно изучался объем диагностических и лечебных возможностей медицинского учреждения (его услугоемкость). Таким способом проведена самооценка на соответствие стандартам аккредитации. Это позволило  уже  до начала аккредитации устранить целый ряд имеющихся недостатков в работе лечебных учреждений.

Опыт работы показал, что аккредитация, медицинских учреждений явилась важнейшим инструментом, обеспечивающим качество медицинской помощи, и органично вписалась в общую систему управления качеством медицинской помощи. Аккредитация учреждений здравоохранения способствовала повышению их заинтересованности в результатах своей деятельности и повышению качества медицинской помощи, так как от этого зависит стоимость предоставляемых ими услуг, а следовательно, и благосостояние лечебного учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: таким образом, по нашему мнению улучшение уровня качества медицинской помощи можно достигнуть с помощью трех основных направлений:

  1. Внедрения  новых форм организации и управления.

Управление должно быть построено так, чтобы обеспечение высокого качества превратилось в образ жизни всех медицинских работников, стало их естественной и повседневной заботой. Этот процесс должен начинаться с обучения высших руководителей учреждений здравоохранения и затем постепенно охватить  нижестоящие уровни. В основе такого подхода лежит понимание того, что любое управленческое новшество, каким бы заманчивым оно ни казалось, будет скорее всего отвергнуто работниками нижних иерархических уровней, если они не увидят, что нововведение пользуется поддержкой со стороны высших руководителей. Обеспечение высокого качества медицинской помощи необходимо не само по себе, а как средство решения наиболее актуальных проблем управления, т.е.  достижение высоких финансовых показателей, снижение издержек, уменьшение числа производственных конфликтов, решение проблем удовлетворенности пациентов и т. п.

2. Совершенствования методов контроля качества, внедрение  самоконтроля.

Признано аксиомой, что обеспечить высокий и стабильный уровень качества медицинской помощи только путем организации контроля, специально созданной для этого службой невозможно. Нужный результат может быть получен лишь за счет самостоятельного контроля качества медицинской  помощи непосредственным исполнителем, т.е. путем развития самоконтроля врачей и медицинских сестер. Идея простая по сути, но сложная по исполнению: «За качество медицинской помощи должны отвечать все!»

  1. Совершенствования материально-технической базы ЛПУ,  автоматизация технологических процессов.

Кроме того, администраторами бюджетных программ(управления здравоохранения) должны разрабатываться комплексные программы внутри учрежденческого управления качеством медицинской помощи (аналогично следует поступать и руководителям лечебно-профилактических учреждений). Такая программа должна предусматривать решение следующих управленческих задач:

-ориентация персонала на бездефектное оказание медицинской помощи населению,

-планирование работ по повышению качества в зависимости от фактических показателей уровня дефектов медицинской помощи,

-жесткий постадийный метрологический контроль технологических процессов и сплошной статистический анализ данных, регистрируемый специальными группами качества, как в лечебно-диагностических подразделениях ЛПУ, так и во вспомогательных службах,

-корректная формулировка причин выявляемых дефектов оказания медицинской помощи и последовательность мероприятий по их устранению,

-обязательное включение курса по повышению качества медицинской помощи в программы подготовки и переподготовки медицинского персонала,

-организация служб по управлению качеством  в лечебно-профилактическом учреждении, охватывающих все службы и функциональные категории персонала, в том числе и вспомогательного (хоз. служба, бухгалтерия, инженерная служба и пр.),

-конкретизация общих целей управления качеством медицинской помощи самими специалистами и исполнителями,

-обоснование приоритетности и этапности работ по повышению качества медицинской помощи (например, первые 20% таких усилий должны приносить 80% ожидаемого совокупного эффекта).

-организация обратной связи: широкое информирование медицинского и другого персонала о результатах реализации программы повышения качества медицинской помощи.

-ориентация системы материального стимулирования и кадровой политики на поощрение бездефектной медицинской помощи населению.

 

Список литературы

1       Кодекс Республики Казахстан от  18 сентября 2009г. «О здоровье народа и системе здравоохранения»

2       Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламаты Казахстан» на 2011-2015гг.

3       Приказ МЗ РК от 24 марта 2011г. №152 «Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских  услуг»

4       Статья  «Эволюция системы оценки и контроля качества медицинских услуг и деятельность комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг» 2009г., Мусин Э.М.- председатель Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг МЗ РК

 

Г.К. Байжұманова, Ж.А. Тютенова, М.Х. Хамзин, Б.С.  Демисенова

Қостанай облысындағы мекемелердегі медициналық жәрдемнің сапасын

бағалау жүйесін енгізудің кейбір аспектілері

Түйін: Медициналық жәрдемнің сапасы жеке және қоғамдық денсаулыққа ықпал ететін фактор болып табылады. Тәжірибе жүзінде пациентке медициналық жәрдем берудің сапасын бағалау денсаулық сақтауды ұйымдастырушылардың алдынан шығатын негізгі күрделі мәселелердің бірі.

Түйінді сөздер: медициналық жәрдемнің сапасы, денсаулық сақтау, халыққа медициналық жәрдем беруді бақылау

 

G.K. Bayzhumanova, J.A. Tyutenova, M.H. Khamzin, B.S. Demisenova

Some aspects of the implementation of the evaluation system of

health care quality in Kostanai region institutions

Resume: Quality management has become one of the most important and most debated topics within the service sector. This is especially true for health care. Total quality management (TQM) has become a vital ingredient to strategic planning within the health care domain. At the heart of any such quality improvement effort is the issue of measurement. TQM cannot be effectively utilized as a competitive weapon unless quality can be accurately defined, measured, evaluated, and monitored over time. Through such analysis a hospital can elect how to expend its limited resources toward those quality improvement projects which will impact customer perceptions of service quality the most. Thus, the purpose of this report is to establish a framework by which to approach the issue of quality measurement, delineate the various components of quality that exist in health care, and explore how these elements affect one another. We propose that the issue of quality measurement in health care be approached as an integration of service quality attributes common to other service organizations and technical quality attributes unique to health care. In practice, the assessment of patient care quality is one of the key problems arising before organizers of Health. In recent years, due to the cost of health reform process, the lack of training of health workers, as well as increasing awareness of citizens about their rights to health care, the number of complaints of patients and their relatives to substandard medical care.

In recent years, with the introduction of a unified national health system in Kostanai region there have been significant changes, which resulted in the reduction of  hospital network, transfer a large number of medical institutions of the right of economic management and the introduction of new economic relations within the health facilities. In these circumstances, the health agencies faced the challenge of adapting to the rapidly changing forms and systems of management. The main instrument for adapting health systems to the changing conditions of the economy is the new control mechanism, which is characterized by flexibility in the choice of priorities and strategies used to achieve them.

Keywords: quality of health care, control of the provision of medical care

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ