ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ НА МОДУЛЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

25 Sep 2013

УДК 613.31+378

 

В.П. Русанов, А.Т. Космаганбетова

Модуль пропедевтики хирургической стоматологи

КазНМУ  им.С.Д.Асфендиярова

 

 

Одним из довольно эффективных методов в учебно-воспитательном процессе модуля пропедевтики хирургической стоматологии является проблемная лекция. При ее чтении  лектором выдвигаются спорные положения,  с активным вовлечением студентов в обсуждение и совместное решение поставленных проблем. Основная задача проблемной лекции – отвлечь студентов от механического конспектирования излагаемого материала и привлечь их к активной познавательной деятельности

Ключевые слова:   проблемная лекция, компетенция, медицинское образование, одонтогенный остеомиелит

 

Медицина – одна из  важных областей человеческой деятельности, где вопросы качества и его оценки имеют особое значение. Тот уровень медицинской компетенции, который сегодня получают студенты в вузе, завтра будет предоставлен пациентам. Профессионально-педагогическая деятельность будущего врача-стоматолога и профессионально-психологическая подготовленность самих преподавателей вуза являются залогом высокого качества медицинских услуг. Главное условие выполнения этих задач – повышение качества медицинского образования, обеспечивающееся внедрением новых активных методов обучения в учебный процесс.

Одним из довольно эффективных методов в учебно-воспитательном процессе модуля пропедевтики хирургической стоматологии является проблемная лекция. При ее чтении  лектором выдвигаются спорные положения,  с активным вовлечением студентов в обсуждение и совместное решение поставленных проблем. Основная задача проблемной лекции – отвлечь студентов от механического конспектирования излагаемого материала и привлечь их к активной познавательной деятельности. Поэтому целесообразно, чтобы поставленные в процессе чтения лекции проблемные вопросы не объяснялись тут же самим преподавателем, а их решение определялось в процессе обсуждения, и к выводам студент пришёл самостоятельно.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается совместными усилиями преподавателя и студенческой аудитории. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям. Включаясь в проблему, студенты получают для себя новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии. При этом необходимо отметить, что даже в недостаточно чётком ответе студента на поставленный вопрос, преподаватель должен находить рациональное звено, акцентировать на нём внимание и, тем самым, поощрять студентов к дальнейшей активности.

В педагогическом процессе модуля пропедевтики хирургической стоматологии используются  несколько проблемных лекций, позволяющие студентам взглянуть на многие теоретические вопросы с иной позиции.

В качестве примера приводим проблемную лекцию: «Одонтогенный остеомиелит челюстей. Этиология, патогенез,  клиника,  диагностика, лечение»

В начале лекции предоставляется:

1)план лекции

2)определение одонтогенного остеомиелита

3)этиология и патогенез одонтогенного остеомиелита

Подробно изложены теории патогенеза одонтогенного остеомиелита:

1)Эмболическая теория Боброва (1889 г). Лексера (1894 г).

2)Теория сенсибилизации С.М.Дерижанова  (1937-1940 г.г.)

3)Нейротрофическая  Г.И. Семенченко (1958 г).

4)Эндокринная теория  М.М. Соловьева (1969).

После этого студентам было задано 2 проблемных вопроса, которые,  как и последующие, высвечиваются на экране:

1.Какую из рассмотренных теорий патогенеза остеомиелита можно исключить как устаревшую?

2.Исходя из рассмотренных нами этиологии и патогенеза остеомиелита, назовите 3 фактора, необходимых для  его развития?

Студенты в течение 1-2 минут обсуждают, а затем два студента отвечают на поставленные лектором вопросы.

После изложения клиники и дополнительных методов исследования острого одонтогенного остеомиелита были заданы третий и четвертый  проблемные вопросы:

3. Как мы уже знаем, что первые рентгенологические признаки одонтогенного остеомиелита челюстей проявляются  только через 10-14 суток от начала заболевания, тогда для какой же цели необходима  рентгенография челюсти в начале заболевания?

4. Учитывая разобранную нами клинику острого одонтогенного остеомиелита челюстей, укажите различия проявлений в области альвеолярного отростка челюстей при остром одонтогенном периостите и остром одонтогенном остеомиелите?

После довольно подробного рассмотрения комплексных  методов лечения острого и хронического одонтогенного остеомиелитов  студентам были заданы пятый, шестой и седьмой проблемные вопросы:

5. Почему удаление причинного зуба при одонтогенном остеомиелите является обязательным?

6. Для какой цели назначается десенсибилизирующая терапия?

7. Какие задачи стоят перед врачом при подготовке к операции секвестрэктомии?

Опыт чтения проблемных лекций высококвалифицированными преподавателями модуля показал, что  проблемные лекции по хирургической стоматологии способствуют  познавательной активности у студентов в усваиваемом учебном материале, необходимом для выполнения  теоретических или практических  задач.

 

Список литературы

1       Андреев В.И. Основы педагогики высшей школы: учебное пособие. – Минск: РИВШ, 2005. – 194 с.

2       Мынбаева А.К., Садвокасова З.М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать : учебное пособие.-4-е изд. доп.- Алматы,2010.- 344с.

3       Сарсенбаева С.С., Рамазанова Н.Т., Баймаханова Н.Т. Активные методы обучения в медицинском ВУЗе: учебное пособие Алматы,2011.-36с.

 

Түйін: Хирургиялық стоматология пропедевтикасы модуліндегі оқу-тәрбие үрдісінде эффективті әдіс мәселелі дәріс болып табылады. Дәріскермен оқылу кезінде мәселелі жағдай туғызылады, студенттер белсенді талқылауға шақырылады және студенттер қойылған мәселені шешеді. Мәселелі дәрістің негізгі мақсаты- берілген материалды механикалық толықтырудан  студенттерді аулақтандыру және белсенді қызметке тарту.

Түйінді сөздер:   проблемалық дәріс, құзыр, медициналық білім, одонтогенный остеомиелит

 


 

Resume: One of the very effective methods in the educational process of the module propaedeutics dental surgery is problematic lecture. At her reading lecturer nominated controversial provisions, with the active involvement of students in discussion and joint solving of problems. The main task of problem lecture — to distract students from the mechanical note-taking of the material presented and bring them to the active cognitive activity.

Keywords: problem lecture, competence, medical education, odontogenny osteomyelitis

 

ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ НА МОДУЛЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ