ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРОФЕССОРСКО — ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

26 Dec 2013

УДК 61:378.12:37.018.46

 

А.А. Ақанов,  А.Д. Дуйсекеев,  О.К., Дәрменов, Г.А. Ибраева, Г.Т. Турлугулова

 

 

В восьми странах дальнего зарубежья 12  преподавателей университета обучены по приоритетным направлениям. Профессорско-преподавательский состав университета повысили свою квалификацию на мастер-классах, семинарах с приглашением ученых ученые с мировым именем из 20 зарубежных стран с дальнего зарубежья и СНГ  более 100 визитинг-профессоров.

ППС Института последипломного образования систематически принимает участие в республиканских (74) и  международных (36) научно-практических конференциях, симпозиумах, конгрессах, форумах, мастер-классах, г. Амстердам, г. Варшава, г. Москва, Франция,  Турция, Ташкент и др.) с докладами (15), проведена  Online конференция с Медицинским университетом Минска.  27 преподавателей прошли обучение и стажировку  по специальностям внутри страны (8)  и за рубежом (19: Корея, Литва, Турция, США, Уганда, Италия, Тайланд и др.). За три года 590 ППС осуществили повышение компетенции в 9 организациях образования и науки внутри страны.

 

 

В Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан  «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы совершенствование медицинского и фармацевтического образования, развитие медицинской науки и фармацевтической деятельности, уровень профессионализма и наличие мотивации клинических специалистов к их повышению, внедрение современных технологий управления процессами организации и оказания медицинской помощи, внедрение эффективных методов оплаты медицинской помощи являются приоритетными  задачами.

Создание условий для перехода к малозатратным формам медицинского обслуживания, обеспечения профилактической направленности отрасли, повышения уровня доступности и качества медицинской помощи, внедрения специальных социальных услуг, а также создания условий для профессионального и личностного роста медицинского персонала определены также важными направлениями в здравоохранении.

В настоящее время основными проблемами образовательной деятельности в области здравоохранения Казахстана остаются качество подготовки кадров, уровень квалификации работающих специалистов, дефицит персонала, оказывающего  ПМСП. В решении данного вопроса большое значение имеет профессионализм самих преподавателей  медицинских организаций образования, в том числе преподавателей, которые  занимаются повышением квалификацией и переподготовкой врачей и средних медицинских работников.

Институт последипломного образования (ИПО) помимо основной деятельности активно участвует в повышении квалификации и переподготовке профессорско-преподавательского состава ( ППС) университета, в  том числе Института, а также ППС медвузов.

Речь идет об обучении 170  докторов наук, профессоров, 434 – кандидатов медицинских наук, доцентов, которые в той или иной степени  принимают участие в повышении квалификации и переподготовке врачей и средних медицинских работников.

ППС ИПО и  университета приняли участие в более 500  модульных программах, основанные на наращивании компетенций специалистов. В частности в 2013г проведены

30 циклов переподготовки, в том числе  хирургического профиля (12) и терапевтического профиля (18).  Повышение квалификации осуществлялись на 490 циклах со сроком — 54 часа/1 неделя — 60, — 108 часов/2 недели — 220, — 162 часа/3 недели -100, — 216 часа/4 недели – 90.

В соответствии с целевыми индикаторами Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан  «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы при обучении акцент был сделан на снижение материнской смертности, снижение младенческой смертности, снижение общей смертности, снижение заболеваемости туберкулезом,  удержание распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет.

Наиболее востребованными для организации здравоохранения явились  следующие программы:

1. «Острые формы ИБС. Мозговой инсульт. Стратегии ведения больных с ОКС и ОНМК на догоспитальном этапе» (54 часа/ 1 неделя) – для терапевтов, врачей ССМП, ВОП, кардиологов и невропатологов ПМСП.

2. «Алгоритмы оказания неотложной помощи при острых формах ИБС, мозговом инсульте, вопросы реабилитации» (54 часа/1 неделя) – для медсестер, фельдшеров ПМСП, фельдшеров ССМП, медсестер кардиологов и невропатологов.

3. «Неотложные состояния в кардиологии».

4. «Актуальные вопросы кардиологии».

5. «Функциональная диагностика в кардиологии».

Для непрерывного профессионального образования в университете созданы необходимые условия для ППС: имеются свыше 4 тыс. компьютеров, действует Wi-Fi  зона для интернета и Центр практических навыков и др.

В целях  повышения качества обучения и роста профессионализма ППС университета обучались по приоритетным направлениям (болезни системы кровообращения, инсульты и др.) в странах дальнего зарубежья ( таблица 1).

 

 

Таблица 1 — Обучение  ППС по приоритетным направлениям  в странах дальнего зарубежья

 

Наименование  учреждения

2011

2012

1 Московская медицинская академия им. Сеченова И.М., Москва

1

2 Тель-Авив, Израиль

3

3 Национальный научный медицинский центр

4 АО «Медицинский университет Астана»

2

5 Литовский университет наук здоровья, Каунас, Литва

1

6 Учебно-исследовательская больница женского здоровья «Zekai Tahir Burak», Анкара, Турция

3

7. Университет штата Нью-Йорк, Олбани, США

1

8. Институт инфекционных болезней, Клиника ВИЧ-инфекции. Уганда, Кампала

1

 

 

Профессорско-преподавательский состав университета повысили свою квалификацию на мастер-классах, семинарах с приглашением ученых с дальнего зарубежья и СНГ. В 2012 г. приглашены более 100 визитинг-профессоров, ученые с мировым именем из 20 зарубежных стран для обучения ППС, а также врачей, студентов, интернов, резидентов, аспирантов и докторантов университета. Эта программа продолжается и в этом году.

ППС Института последипломного образования систематически принимает участие в республиканских (74) и международных (36) научно-практических конференциях, симпозиумах, конгрессах, форумах, мастер-классах (г. Амстердам, г. Варшава, г. Москва, Франция,  Турция, Ташкент и др.) с докладами (15), проведена  On-line конференция с Медицинским университетом Минска.  27 преподавателей прошли обучение и стажировку  по специальностям внутри страны (8)  и за рубежом (19) — Корея, Литва, Турция, США, Уганда, Италия, Тайланд и др.


     

Таблица 2  — За три года 590 ППС осуществили повышение компетенции в 9 организациях образования и науки внутри страны.

 

Наименование  учреждения

2010

2011

2012

1 КазНМУ

56

58

121

2 АГИУВ

23

108

94

3 ВШОЗ

17

21

21

4 НИИ офтальмологии

1

1

5 КРМУ (Казахско-Российский мед. универ-т)

2

6 НЦ педиатрии и детской хирургии

24

2

15

7 НИИ кардиологии и внутренних болезней

5

6

7

8 АО «Медицинский университет Астана»

2

6

2

9 РМА

1

  Итого:        124         204

262

 

Кроме того ППС университета обучались в международных семинарах и тренингах, мастер-классах: «Больничный менеджмент», (проф. Сим Тианг Сэнг, Parkway College, Сингапур, обучились 34 ППС), «Учеба на ошибках: повышение безопасности пациентов с помощью симуляционного обучения» (Шехтер И.Б., медицинская школа Миллера университета Майами, США, 47), «Детская хирургическая стоматология по врожденным дефектам губы и твердого неба, Мамедов А.А. — д.м.н., профессор,  ММА им. И.М. Сеченова г. Москва », «Инновационные технологии в УЗ-ангиологии» (Лелюк С.Э. д.м.н. кафедры УЗ-диагностики РМАПО г. Москва), «Актуальные проблемы ортодонтии» (Оспанова Г.Б. – д.м.н., профессор ЦНИИ стоматологии г. Москва), «Проблема инсульта. Методы комплексной нейрореабилитации» (Профессор Борнштейн Н. (Израиль, Тель-Авив), «УЗ-диагностика в акушерстве и гинекологии» (Агеева М.И. д.м.н., проф. Кафедры УЗ-диагностики РМАПО г. Москва),  «Менеджмент в здравоохранении» (Канушина М. А. – директор высшей школы экономики и менеджмента, Чехия г. Прага), «Врожденные пороки челюстно-лицевой области у детей» (Мамедов А.А. – д.м.н., профессор, зав. каф. стоматологии ММА им. И. Сеченова г. Москва), «Актуальные проблемы диагностики и терапии сердечно-сосудистых заболеваний» (Митьковская Н.П. зав. каф. внутренних  болезней, д.м.н., профессор, БГМУ (г. Минск), «Инновационные методы УЗ-диагностики в онкологии» (Фазылов А.А. д.м.н., профессор зав. каф. УЗ-диагностики ТГИУВ (г. Ташкент), «Нормирование фарм. производства. Правила GMP/GDP/GSP» (Флисюк Е.В. зав. каф. технологии лекарственных форм, д.ф.н., профессор СПФА  (г. Санкт-Петербург), «Системы обеспечения качества лекарственных  средств и ее основные составляющие» (Гладух Е.В. доктор PhD, сертифицированный эксперт в области GMP/GSP (г. Киев).

Педагогическое мастерство и профессионализм ППС развивается, совершенствуется при разработке и утверждении учебно-методической документации ИПО, знание и применение основных положений государственных стандартов по дополнительному образованию и других нормативных документов по здравоохранению. Так ППС ИПО за 2010-12гг. разработаны и утверждены  всего 22369, из них   рабочие планы — 306, рабочие учебные программы — 394, силлабусы- 759, экзаменационные билеты — 4140, тестовые задания — 14860, ситуационные задачи — 1892, монографии — 2, учебное пособие — 7, методические рекомендации — 2 и др.

Таким образом, в результате комплексной работы ППС ИПО и университета, благодаря востребованности наших преподавателей,  количество обученных специалистов за период 2008-2012 увеличилось в 6,2 раза,  по  государственному заказу – в 3,2 раза,  на платной основе –3,7 раза, количество кафедры/курсов от одной кафедры увеличилось до 20,  число сотрудников, работающих в них — от 3 человек до 113 чел., т.е. в 37 раза.

 

 

 

 

Түйін: Маңызды бағыттар бойынша университеттің 12 ПОҚ сегіз алыс шетел мемлекеттерінде оқытылды. АҚШ-тың 100 ден аса визитинг- профессорлары және 20 алыс шетел мемлекеттерінен әлемге танымал ғалымдардың шақыртылуымен өткен семинарларда, шебер-кластарда университеттің профессор-оқытушылық құрамдары біліктіліктерін жетілдірді.

Дипломнан кейін білім беру институтының ПОҚ баяндамаларымен (15) республикалық (74) және халықаралық (36) ғылыми-тәжірибелік конференцияларға, симпозиумдарға, конгресстерге, форумдарға, шебер –кластарға ( Амстердам, Варшава, Мәскеу, Франция,  Туркия, Ташкент және т.б. қалалрда) қатысады. Минс Медициналық университетімен On-line конференциясы өткізілді. Еліміздің ішінде (8)  және  шетелдерде (19: Корея, Литва, Туркия, АҚШ, Уганда, Италия, Тайланд және т.б.) 27 оқытушы мамандықтары бойынша стажировкадан өтіп оқыды.  Үш жыл ішінде 590 ПОҚ мемелекет ішіндегі 9 білім беру және ғылыми ұйымдарда білімдерін жетілдірді.

 

 

 

 

A.A. AKANOV, AD Duysekeev, O.K.DARMENOV, G.A. Ibrayeva, G.T. TURLUGULOVA
CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN PRIMARY HEALTH CARE

Resume: In eight countries, 12 foreign university faculty trained in priority areas. The teaching staff of the university upgraded their skills through workshops, seminars, inviting world-renowned scientists from 20 foreign countries with other countries of the CIS and over 100 from Visiting professors.

Teaching staff of the Institute of Postgraduate Education systematically take part in the republican (74) and international (36) scientific conferences, symposia, congresses, forums, workshops (in Amsterdam, Warsaw, Moscow, France, Turkey, and Tashkent etc.), with presentations (15), carried out On-line conference with the Medical University of Minsk, 27 teachers were trained in specialties within the country (8) and abroad (19: Korea, Lithuania, Turkey, United States, Uganda, Italy, Thailand, etc.). For three years of 590 teachers  from the number of faculty members have carried out increasing competence in 9 institutions of education and science in the country.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ