АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ РЕЗИДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

20 Jan 2014

УДК: 61.1:37:378.1:616-022(378)

А.В.БАЛМУХАНОВА,  А.К.ДУЙСЕНОВА, Г.А.ШОПАЕВА,

Ф.Г. ОРАЗАЕВА

КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова

Высшая Медицинская Школа

кафедра инфекционных и тропических болезней

 

В рамках интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство в КазНМУ созданы условия для академической мобильности обучающихся. Академическая мобильность ориентирована на повышение качества профессиональной подготовки резидентов в соответствии с общепризнанными требованиями Болонской декларации.

Ключевые слова: резидентура, академическая мобильность, качество образования

 

 

Повышение уровня образованности как фактор конкурентоспособности нации определен Главой Государства Н.А.Назарбаевым в качестве одного из основных государственных приоритетов. Национальная система образования сегодня должна соответствовать современным требованиям и мировым стандартам. В условиях глобализации разработка общих стратегий и принципов развития высшего образования способствует повышению адаптационного потенциала вузов и программ подготовки.

Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования принимает во внимание доминирующие современные тенденции. 11-12 марта 2010 года на II Болонском Форуме Министров образования стран-участниц Болонского процесса Казахстан присоединился к Болонской декларации и стал 47 страной-членом Болонского процесса.

Присоединение в Болонской декларации подразумевает  принятие обязательств по вхождению в единое образовательное пространство. Осуществление реформ в ведущих странах мира стимулировало международное сотрудничество в сфере образования и его универсализацию. В соответствии с Болонской Декларацией ключевым вопросом создания единого образовательного пространства выступает качество как фундаментальная основа формирования доверия. Предполагается создание взаимопризнанных критериев качества образования, учитывающих многообразие стран и особенности национальных систем высшего образования.

Академическая мобильность – один из основных принципов Болонского процесса, направленный на гармонизацию образовательных систем. Этому способствует введение совместных программ обучения и научных исследований, создание интегрированных учебных курсов и совершенствование учебных планов.

Современная система высшего постдипломного медицинского образования предполагает обучение в резидентуре. Данный уровень образования ориентирован на развитие специальных профессиональных компетенций у обучающихся. Прикладная направленность, специализация обучения в резидентуре обеспечивают высокую востребованность выпускников на рынке труда.

Особенностью программ резидентуры является обеспечение оптимального баланса между обучением и практической деятельностью; обеспечение академической мобильности; подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, способного адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и технологий.

В 2012 году в рамках академической мобильности и расширения международных связей с зарубежными университетами трое резидентов 1-го года обучения кафедры инфекционных и тропических болезней КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова прошли обучение в Университете Erciyes г.Кайсери, Турция в течение 3-х месяцев. Программа курса обучения «Инфекционный контроль в отделениях интенсивной терапии» включала изучение различных аспектов наиболее часто встречающихся инфекционных болезней и внутрибольничных инфекций. Учебная программа была рассчитана на 417 часов, реализация ее проводилась в форме семинарских и практических занятий по воздушно-капельным, особо опасным инфекциям, инфекциям кожи и мягких тканей, мочевыводящей, центральной нервной систем, внутрибольничным инфекциям дыхательных путей, рациональному использованию антибиотиков. Программа инфекционного контроля освещала вопросы эпидемиологии и контроля за внутрибольничными инфекциями, инфекционного контроля в отделениях (интенсивной терапии, ожоговой, неотложной помощи, операционных залах, эндоскопии, трансплантации костного мозга, диализа), организации вентиляционной системы в стационаре, вопросы контроля за здоровьем медперсонала и основы дезинфекции и стерилизации. Наши резиденты работали в клинике – участвовали в обходах и консилиумах профессоров и доцентов клиники, курировали больных с различной инфекционной патологией, участвовали в научных конференциях (в т.ч. с собственной презентацией), семинарах; приобрели дополнительные практические навыки врача-клинициста, а также навыки в области инфекционного контроля в стационаре.

Таким образом, первый опыт академической мобильности резидентов кафедры инфекционных и тропических болезней КазНМУ показал, что международное сотрудничество вузов в рамках образовательных программ является одним из инструментов повышения качества образования, мотивируя обучающихся к более углубленному освоению специальности, а преподавателей – к разработке образовательных программ интегрированных учебных курсов.

 

 

 

А.В.БАЛМҰҚАНОВА,  А.ҚҮЙСЕНОВА, Г.А.ШОПАЕВА,

Ф.Г.ОРАЗАЕВА

РЕЗИДЕНТТЕРДІҢ АКАДЕМИЯЛЫҚ ҰТҚЫРЛЫҒЫ БІЛІМ САПАСЫН ЖЕТІЛДІРУ ҚҰРАЛЫ РЕТІНДЕ

Түйін: Ұлттық білім бері жүйесінің әлемдік кеңістікке интеграциялану саласында ҚазҰМУ-да оқытылушылардың академиялық мобильділігі үшін жағдай жасалынған. Академиялық мобильділік Болон декларациясының жалпы қабылданған талаптарына сай резиденттердің кәсіби дайындығының сапасын жетілдіруге бағытталған.

Түйінді сөздер: резидентура, академиялық мобильділік, білім сапасы

 

 

 

A.V.BALMUKHANOVA,  A.K.DUISENOVA, G.A.SHOPAYEVA, F.G.ORAZAEVA

ACADEMIC MOBILITY OF RESIDENTS AS TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION

Resume:  As part of integration of the national education system in the world educational space in KazNMU created the conditions for academic mobility of students. Academic mobility is focused on improving the quality of training of residents in accordance with the generally recognized requirements of the Bologna Declaration.

Keywords: residency, academic mobility, quality of education.

 

 

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ