ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

20 Jan 2014

УДК 61:317.39

 Н. АЛМАГАМБЕТОВА

Северный Иллинойский Университет, США

В данной работе обсуждаются вопросы широких возможностей, предоставляемых дистанционным обучением в рамках медицинского образования. Онлайн классы могут быть использованы для сертификационных программ по различным разделам общественного здравоохранения для студентов и врачей. Подобные сертификаты повысят конкурентоспособность выпускников и врачей при устройстве на работу.  

Ключевые слова: медицинское образование, дистанционное обучение, общественное здравоохранение, сертификат.

 

 

Не так давно старенький сосед моей знакомой говорил своей жене во время просмотра очередного бразильского сериала: «Глянь, бабка, как иностранцы нашего человека дурят – думают мы не заметим, что у нее телефонная трубка-то без провода…» В наши дни этот человек уже не представляет себя без сотового телефона. Новые технологии стремительно и неуклонно вторгаются в нашу жизнь, сменяя друг друга с головокружительной быстротой. Одной из сфер, в которой новые технологии широко внедряются, является система образования, а одной из технологий, в использование которой в последние десятилетия вовлекается все больше и больше высших учебных заведений, является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды на расстоянии от обучающих учреждений. Оно представляет собой все более популярную и эффективную альтернативу как традиционному очному, так и заочному обучению по многим специальностям высшего образования. Несмотря на то, что дистанционное обучение посредством компьютеров широко практикуется во всем мире уже в течение более, чем 30 лет (стаж дистанционного обучения посредством почтовой переписки ведет счет с начала восемнадцатого века), его преимущества и недостатки по сравнению с традиционным очным обучением до сих пор горячо дискутируются в попытках ответить на вопрос, сравнимо ли оно по качеству преподавания и результатам обучения с традиционным.

Некоторые преимущества дистанционного обучения довольно очевидны как для обучающего учреждения, так и для обучающихся. Для университета это прежде всего экономическая эффективность. В условиях неуклонно возрастающего числа студентов отпадает необходимость в предоставлении учебных комнат, более гибким является составление учебного расписания, появляется возможность постоянного и быстрого обновления учебно-методических материалов. Большим преимуществом онлайн классов является разнородность студентов в классе (по месту проживания, возрасту, социальному положению и т.д.). Когда, например, я в своем онлайн классе разбирала со студентами вопросы федерализма и политики штатов по вопросам здравоохранения, у нас разгорались очень интересные и горячие дискуссии, так как студенты превносили в обсуждение свой опыт проживания и работы в разных штатах.

Для студентов преимущества онлайн обучения также очевидны. Перечислю только некоторые из них. Это доступность обучения независимо от места проживания и загруженности работой или семейными обязательствами; социальное равноправие (так как онлайн обучение несколько дешевле традиционного); гибкость в составлении своего учебного расписания; доступ к мировым ресурсам и свежие учебно-методические материалы; экономическая эффективность вследствие отсутствия необходимости использования транспорта, проживания в чужом городе и пропуска работы; отсутствие определенных психологические барьеров, ощущаемых некоторыми студентами в традиционном классе. К тому же, исследования показали, что процент учащихся, не бросающих учебу, выше среди студентов, обучающихся дистанционно. Это, вероятно, связано с более развитой внутренней мотивацией и дисциплиной (или их развитием) среди тех студентов, которые предпочли дистанционное обучение традиционному. Многочисленные исследования показывают, что разница в знаниях в результате традиционного и дистанционного обучения отсутствует [1, 2, 3, 4].

Дистанционное обучение – это фактически дальнейшее развитие хорошо знакомого нам заочного образования, лишенное, однако, таких его основных недостатков, как прерывистость учебного процесса, когда студенты авралом штурмуют учебный материал перед сессиями; отсутствие обратной связи между преподавателем и обучающимся; и затрудненный доступ к ресурсам. Существует большое разнообразие компьютерных программ – систем менеджмента класса (платных и бесплатных), как например, Blackboard, CourseWork, Moodle, Sakai и Desire2Learn. При необходимости некоторые занятия можно строить и по типу интерактивного класса, с осуществлением двухстороннего аудио- и видео сообщения между преподавателем и студентами в реальном времени (например, программа Wimba). Для студентов, которые не имели возможности «присутствовать» в классе во время занятия, занятие может быть записано для последующего просмотра.

В настоящее время около девяносто шести процентов университетов Соединенных Штатов предлагают хотя бы один онлайн класс в семестр, и около одной трети всех  студентов США берут хотя бы один такой класс. С каждым годом число онлайн программ быстро нарастает, и, в то время, как рост числа традиционных студентов в год в среднем составляет около 1,2-2,0 процентов, ежегодный прирост числа онлайн студентов достигает 12-21 процента.

Болонский процесс, в который вступил КазНМУ, предполагает усиление рыночных отношений и конкуренции учебных заведений за студента. В целях сохранения конкурентоспособности в условиях такой тенденции, в недалеком будущем, хотим мы этого или нет, университет вынужден будет вводить в расписание онлайн классы. Движение в сторону дистанционного образования в рамках медицинских университетов только начинается. Эта ниша еще «не заполнена», и учебные заведения, занявшие ее на ранних этапах этого процесса, окажутся в большом выигрыше.

Реформы в образовании, протекающие в настоящее время в Казахском Национальном Медицинском Университете, предполагают постепенный переход на асинхронную организацию обучения, когда студенты курса проходят через процесс обучения не одной стандартной кагортой, а имеют возможность составлять себе более-менее  индивидуализированные расписания. Это дает прекрасную предпосылку для успешного внедрения дистанционных классов в процесс учебы. Естественно, что дистанционные классы, в которых более весьмидесяти процентов материала должно преподаваться с использованием Интернета, пока могут применяться не для всех предметов. Дистанционные классы в клинические предметах, в которых очень важен аспект работы студента у постели больного, возможно, будут использоваться, но не сейчас, а в будущем. Возможно, в очень недалеком будущем. Хотя и сейчас уже существуют адекватные условия для введения гибридных классов, когда от тридцати до семидесяти девяти процентов материала преподается с использованием Интернета. А вот введение дистанционных классов по таким специальностям и предметам, как например, общественное здравоохранение, эпидемиология, гигиена, политика и менеджмент здравоохранения, и ряд других теоретических и фундаментальных наук, возможно уже сейчас.

В советский период (да и в настоящее время) администрирование и менеджмент лечебных заведений имели очень характерное отличие от такового многих развитых стран. Администраторами лечебных заведений и департаментов здравоохранения, например, главными врачами, назначаются лица с чисто медицинским образованием, в то время как зарубежом эту должность занимают поготовленные специалисты в этой области – управленцы, менеджеры, финансисты. Несомненно, «советский» подход к этому вопросу имеет свои преимущества. Однако, таким администраторам приходилось нарабатывать свои подходы и навыки в этой работе методом проб и ошибок, так как недостаток знаний и формального образования в области управления, менеджмента и финансов часто давал о себе знать.  В современных условиях, когда рыночные отношения все глубже внедряются в сферу медицинских услуг, администраторы медицинских учреждений обязаны обладать знаниями и навыками по управлению, менеджменту и финансам. Дистанционные классы предоставляют превосходную возможность для студентов-медиков получить в стенах университета образование не только по своей специальности, но и более углубленные знания (по сравнению с тем, что они получают в настояшее время) по вопросам управления, менеджмента, организации здравоохранения и другим смежным отраслям. Это способствовало бы повышению конкурентоспособности выпускников-медиков.

В большинстве университетов за рубежом, наряду со своей специальностью, студенты имеют возможность получить в течение процесса обучения дополнительные сертификаты по тем отраслям деятельности, которыми они хотели бы заниматься в будушем. Сертификат представляет комбинацию пяти-шести наиболее значимых и углубленных для той или иной специализации предметов, которые студент должен пройти дополнительно к своей программе. Например, в департаменте общественного здравоохранения такими специализациями для студентов-медиков могут быть управление и менеджмент в больницах, управление кадрами в здравоохранении, здоровый образ жизни, геронтология, методы научных исследований, экономика и финансы в здравоохранении, анализ политики здравоохранения и другие. В последующем такие сертификаты могли быть востребованы и практикующими врачами, планируюшими переход от лечебной деятельности к административной, что принесло бы дополнительные средства университету.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть основные моменты, обсуждаемые в данной работе:

1. Дистанционное обучение все более прочно входит в учебные расписания университетов всего мира. Так как введение онлайн классов в недалеком будущем неизбежно, лучше как можно раньше «занять» эту пока пустующую нишу на нашем ранке образования с целью повышения конкурентоспособности университета.

2. Асинхронная организация обучения, предполагаемая Болонским процессом, дает великолепную возможность интегрировать дистанционные классы в учебное расписание университета.

3. Предоставление студентам и врачам возможности получения дополнительных сертификатов по различным разделам общественного здравоохранения будет способствовать повышению конкурентоспособности и гибкости выпускников и врачей при устройстве на работу.

4. Сертификационные программы по общественному здравоохранению могут быть предоставлены студентам и врачам в виде дистанционного обучения.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       Caywood, K., & Ducket, J. Online vs. on-campus learning in teacher education.//Teacher Education and Special Education. — 2003. — №2. — С. 98-105.

2       Phipps, R., & Merisotis, J. What’s the difference? A review of contemporary research on the effectiveness of distance learning in higher education.//Washington: The Institute for Higher Education Policy. — 1999.

3       Robertson, J.S., Grant, M.M., & Jackson, L. Is online instruction perceived as effective as campus instruction by graduate students in education?//The Internet and Higher Education. — 2005. — №8. — С. 73-86.

4       Schulman, A.N., & Sims, R.L. Learning in an online format versus an in-class format: An experimental study.//T.H.E. Journal. -№11. — С. 54-56.

 

Н. АЛМАГАМБЕТОВА

МЕДИЦИНАЛЫҚ БІЛІМ БЕРУДЕ ҚАШЫҚТЫҚТАН ОҚЫТУ МҮМКІНДІКТЕРІ

 

Түйін: Берілген жұмыста медициналық  білім беру шегінде  дистанциялық білім берудің кең мүмкіндіктеріне қатысты мәселелер талқыланған. Онлайн сыныптар студенттер мен дәрігерлер үшін қоғамдық денсаулық сақтаудың әртүрлі бөлімдері бойынша сертификатталған бағдарламалар үшін қолданылуы мүмкін. Осындай сертификаттар түлектер мен дәрігерлердің жұмысқа орналасу кезінде бәсекеге қабілеттілігін жоғарылатады.

Түйінді сөздер: медициналық білім беру, қашықтықтан оқыту, қоғамдық денсаулық сақтау, сертификат.

 

 

N. ALMAGAMBETOVA

POSSIBILITIES OF DISTANT EDUCATION IN MEDICAL UNIVERSITIES

 

Resume:  The article discusses the wide possibilities offered by online education in medical universities. Online classes could be utilized for various public health certificate programs for students and medical professionals. Having such certificates will increase employability of medical graduates and physicians.

Keywords: medical education, distant education, public health, certificate program.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ