ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ БЛОКИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

20 Jan 2014

УДК 61:37:681.142

 

М.И. ВАНСВАНОВ 

Модуль пропедевтики хирургической стоматологии КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, Алматы

 

 

В качестве универсальной модели методического обеспечения высшего медицинского образования рекомендуем использовать информационные интерактивные дидактические блоки (ИИДБ). В роли информационного и контролируещего инструмента нами вот уже несколько лет с успехом применяется программа — «minitest». Обратная связь с целью адекватной коррекции предлагаемого обучающего материала и выявления некорректных данных и проведения автоматизированного анализа результатов осуществлялась с помощью электронной анкеты.

Ключевые слова: информационный интерактивный дидактический блок, медицинское образование, электронная анкета, тестирование.

 

 

Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы медицинского образования на основе современных информационных технологий. Практическое использование компьютерных технологий предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является развитие познавательной самостоятельности учащихся [1, 5].

Использование информационных компьютерных технологий на практических занятиях позволяет педагогу значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным, способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на занятии без ущерба для усвоения знаний учащимися [2]. Дидактическими преимуществами персонального компьютера (ПК) по сравнению с другими средствами обучения являются: полифункциональность, интерактивность, диалоговое взаимодействие, многообразие возможных режимов организационных форм работы [3].

В настоящее время обучающие и контролирующие компьютерные программы во многом копируют традиционные методические материалы и схемы обучения. Одновременное насыщение их мультимедийными и гипертекстовыми элементами приводит к интенсификации подачи материала за счет увеличения используемых информационных каналов и выдвигает на первый план вопросы медико-психологической адаптации обучаемых [4]. Роль преподавателя при этом становится существенно более значимой, прежде всего на этапе подготовки методических материалов.

В качестве универсальной модели методического обеспечения высшего медицинского образования можно предложить информационные интерактивные дидактические блоки (ИИДБ). В нашем представлении ИИДБ должны включать в себя средства подачи материала, контроля и обратной связи.

В роли информационного и контролируещего инструмента нами вот уже несколько лет с успехом применяется программа — «minitest»

Программное обеспечение (ПО) предназначено для индивидуального или группового самообучения, проверки знаний учащихся по различным направлениям медицинского образования. Для разработки, создания тестов ПО включает в себя модуль — редактор тестов, в качестве конструктора тестов, может использоваться редактор WordPad. Вопросы в тесте представляют собой сочетание форматированного текста, графики и звука. В созданном тесте можно использовать различные типы выбора, ввода ответов.

ПО minitest не требует установки. При этом обеспечивается проведение тестирования знаний, как с удаленного компьютера, так и со сменного носителя (рисунок 1). Использование электронной версии интерактивные тесты minitest – SL позволит внедрить инновационную методику обучения «вопрос- ответ», повысит удовлетворенность потребителя в сфере оптимизации усвоения обучающего материала. ПО помогает создавать неограниченное количество ИИДБ, составлять тесты с включением звуковых файлов, например тесты дифференциальной диагностики по данным аускультации (тоны сердца, хрипы, патологические формы дыхания Биота и др.). Система встроенной подсказки позволяет реализовать метод сегментной подачи учебного материала непосредственно связанного с тестом (рисунок 2). Программа упрощает процедуру контроля и анализа усвоенных знаний в ходе практических занятий и рубежных контролей, снижает затраты на расходные материалы: картриджи, бумагу. Облегчен процесс анализа результатов тестирования, хранения первичного материала. Применяя разные встроенные протоколы анализа результатов тестирования имеется возможность создания архива результатов с сохранением индивидуальных показателей, выявить вопросы вызывающие наибольшие затруднения у студентов (рисунок 3). ПО сокращают затраты человеко-часов, так как есть возможность не впечатывать каждый тест, а скопировать его.

В качестве инструмента обратной связи с целью адекватной коррекции предлагаемого обучающего материала и выявления некорректных данных и проведения автоматизированного анализа результатов мы предлагаем использовать комплекс Interrog-SL (рисунок 4).

Состав комплекса:

Модуль создания опросных листов

Модуль проведения опроса

Аналитический модуль

Количество вопросов в анкете может быть неограниченным. Вариантов ответов в вопросе не более 10-ти.

Комплекс работает под управлением операционных систем Windows 98SE, 2000, 2003, XP, Vista. Комплекс не требует установки и не вносит изменений в компьютер. Для удаления достаточно удалить файлы комплекса.

Наш опыт использования комплекса свидетельствует о том, что: значительно упростился процесс опроса потребителей и анализа результатов;  Анкета Interrrog – SL имеет опции не только опроса, но и графического и математического анализа результатов анкетирования (рисунок 5). Программа позволяет проанализировать по принципу взаимосвязи вопросов. Таким образом полностью исключен человеческий фактор при оценке итогов анкетирования. программа проста в использовании и не требует специального обучения. В целях профилактики искажения результатов, рекомендуется ограничить число лиц имеющих доступ к дистрибутиву. Опрашиваемый помимо ответов в конце анкетирования имеет возможность внести свои пожелания или идеи. Результаты анкетирования можно получить виде таблицы, диаграмм и графиков (рисунок 6).

Использование информационных технологий в медицинском образовании сегодня уже нельзя считать абстрактной перспективой. Информатизация высшего медицинского образования — это составная часть глобального процесса, реализуемого в рамках реформации системы высшего образования РК. Однако в настоящее время, большая часть обучающей информации, распространяется с помощью компьютеров, в виде научной или справочной литературы, т.е. представляет собой аналог печатных изданий, что не соответствует современным требованиям. Одним из вариантов решения проблемы на наш взгляд является применение ИИДБ. Показателем заинтересованности учащихся во внедрении ИИДБ по всем темам практических занятий является то, что в их создании и совершенствовании принимали активное участие студенты и члены научно-студенческого кружка модуля.

Однако не смотря на все положительные стороны ИИДБ следует помнить, что компьютерные технологии не могут рассматривается как основной метод медицинского образования, а лишь, как средство создания оптимальных условий теоретического освоения учебного материала.

 

 

Рисунок 1 — Пример рабочего окна приложения «minitest».

 

Рисунок 2 — Пример использования встроенной подсказки приложения «minitest»

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 — Протокол проверки знаний

 

 

 

Рисунок 4 — Интерфейс опросной страницы

 

 

 

 

 

Рисунок 5 — Диаграмма полученных результатов

 

Рисунок 6 — Тестовый аналог результатов опроса

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       Амбрушкевич, Ю. Г. Современные информационные технологии в образовательном пространстве медицинского вуза: проблемы и перспективы / Амбрушкевич Ю. Г. // Использование информационных образовательных технологий и электронных средств обучения в вузе: материалы науч.-метод. Конф. Гродно. —  ГрГМУ.- 2011. — С. 6-8.

2       И.Х. Галеев, Д.Л. Храмов, А.П. Светлаков, О.В. Колосов. Адаптивное обучение и тестирование. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Развитие методов и средств компьютерного адаптивного тестирования». — 17-18 апреля 2003 г. – С. 33-35.

3       Кривошеев А.О. Компьютерная поддержка систем обучения. //Бюллетень Минобразования России «Проблемы информатизации высшей школы». – 1998. — №1-2. – P.11-12. – С. 179-183.

4       И.П. Лукашевич. Проблемы информационного взаимодействия в медицине. // Новости искусственного интеллекта. — 2005. — № 2.

5       И. А. Щербинина. Интеграция традиционного контроля и компьютерного тестирования как средство повышения эффективности обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. — Владивосток, 2007. — 165 с.

 

 

М.И. ВАНСВАНОВ

МЕДИЦИНАЛЫҚ БІЛІМ БЕРУДЕ АҚПАРАТТЫҚ ИНТЕРАКТИВТІ ДИДАКТИКАЛЫҚ БЛОКТАР

Түйін: Жоғары медициналық білім беруде   әдістемелік қамтамасыз етудің  әмбебап моделі ретінде  ақпараттық интерактивті дидактикалық блокты  қолдануды ұсынамыз(АИДБ).”minitest”  программасы  ақпараттық және  бақылаушы инструменті   рөлі ретінде бізбен бірнеше  жылдан бері үлкен жетістікпен қолданылып  келеді.Ұсынылып отқан оқыту материалдв  дұрыс түзету мақсатынла және дұрыс емес берілгендерді анықтау және  қорытындыларға  автоматизацияланған анализді өткізу үшін кері байланысты  электронды  сауалнама арқылы  жүргізеді.

Түйінді сөздер: ақпараттық, интерактивті дидактикалық блок, медициналық білім,электронды сауалнама,білімін тексеру- тестілеу.

 

 

 

M.I.VANSVANOV

INFORMATION INTERACTIVE DIDACTIVE BLOCS IN MEDICAL EDUCATION

Resume: We recommendate  to use interactive information blocs  for universal model methodical  ensuring    of high  medical education . We have  used  «minitest »program  a long time, like a information and controlling instrument. Reverce  signal realized with electron  form for normal correction ,training material,reveal of incorrect facts and conduction of  analysis to results.

Keywords: are information interactive blocs, medical education, electron form, tests

 

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ