МЕТОД МИНИ-ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

20 Jan 2014

УДК 616-091.8: 378. 147-057.875

 

И.В. БАСКАКОВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, Алматы

 

 

Современному обществу требуются высокообразованные специалисты, умеющие добывать знания и применять их. В обучении все чаще используются инновационные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более значимым для обучающихся, повысить их мотивацию к учению.  К инновационным технологиям, в том числе, относится технология проектной деятельности. В статье рассматриваются метод мини-проектов  как один из способов формирования ключевых компетенций у студентов-стоматологов.

Ключевые слова: метод мини-проектов, ключевые компетенции, стоматологическое образование

 

 

Процесс обучения сегодня должен давать результат, ориентированный на будущее, определять стратегию всей последующей  жизни участника образовательного процесса.  Образованный человек в современном обществе должен уметь добывать  знания  для решения стоящих перед ним проблем, применять их в любой ситуации, адаптироваться к быстро меняющимся условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным и востребованным на рынке труда. От того, насколько студент овладеет  способами учебной деятельности, т.е. научится учиться, зависит успешность его обучения, желание и умение совершенствовать своё образование всю жизнь.

Известно, что традиционный подход в обучении медицинским специальностям  не оправдал  себя:  обучающиеся усваивали  знания, заучивая множество терминов, определений, классификаций, клиническую симптоматику, принципы лечения заболеваний и т.д.  Впоследствии сталкиваясь с реальными ситуациями в клинической практике, молодые специалисты  не могли  применить полученные знания, так как в  стенах ВУЗа не участвовали в деятельности, которая проецировала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практику, т.е.  слабым  звеном  выступало  неумение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Нельзя не учитывать тот факт, что у части студентов  значительно страдала  мотивация к обучению  и практически отсутствовал интерес к получению новых знаний.

В последние годы предпринимается  ряд усилий, чтобы решить эту проблему: разрабатываются новые модели образования, внедряются инновационные  технологии, используется опыт зарубежных стран.  Активно применяются  и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие, как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио обучающегося», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и, конечно, проектная деятельность. Эта педагогическая технология  может  достаточно  эффективно использоваться на всех  ступенях образования, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя ее.

Анализ мирового опыта позволил констатировать широкое распространение «проект – технологии» в системах образования раз­ных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания са­мостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач [1].

Целью настоящего исследования явилась оценка эффективности метода мини-проектов как способа формирования ключевых компетенций у студентов стоматологического факультета.

Внедрение метода мини-проектов проводили на модуле пропедевтики терапевтической стоматологии, в процессе изучения дисциплины «Пропедевтика терапевтической стоматологии» студентами 4 курса стоматологического факультета КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, в период с 2011 по 2013 гг.

Дидактическая цель преподавателя заключалась в формиро­вании ключевых компетентностей студентов, а алгоритм ее достижения выражался в технологии создания ситуаций, в ко­торых разворачивались проекты студентов, и научно-методическом сопровождении проектной деятельности студентов.

Преподаватель формулировал  задание, выполнением которого являлось решение студентам ряда конкретных (практических) задач, а  студенты, в свою очередь, выполняли  все шаги алгоритма про­ектной деятельности:

1.Организационный момент (тема проекта, цель)

2.Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.

3.Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.

4.Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.

5.Презентация готового продукта проектной деятельности.

6.Рефлексия [2]

На модуле пропедевтики терапевтической стоматологии в  2011 – 2012-м учебном году  студентами  4 курса группы СТ 08-004-2 выполнялся групповой мини-проект «Оценка эффективности комплексного лечения хронического катарального гингивита с применением шунгитовой мази на ланолиновой основе». В работе над проектом приняли участие 5 студентов (Агапов И., Аманжолова А., Асылханова А., Еменова Л., Молдашев Н., Утеева З.).

Результаты исследований в форме мультимедийных презентаций были заслушаны на заседании научного студенческого кружка (НСК) модуля пропедевтики терапевтической стоматологии и вызвали неподдельный интерес у студенческой аудитории.

В 2012 – 2013 учебном году с участием  обучающихся и преподавателей модуля пропедевтики терапевтической стоматологии и модуля терапевтической выполнены групповые мини-проекты на тему: «Оценка клинической эффективности применения композитных пломбировочных материалов компании 3М» (рисунок 1).

 

Рисунок 1 — Пример эстетического пломбирования зубов 45, 46 на фантоме   в ЦПН по стоматологии

(работа студенток 4 курса стоматологического факультета Баязитовой З., Юсуповой А.)

 

 

Проектная деятельность обучающихся осуществлялась при материально-технической поддержке представительства компании «3М» в Республике Казахстан (региональный представитель — д.м.н., профессор Алдашева М.А.). В процесс выполнения мини-проекта были вовлечены уже 32 участника (студенты 4, 5 курсов и врачи-интерны Института стоматологии КазНМУ), что свидетельствовало  о том, что данный метод обучения  в достаточно короткие сроки стал популярным у обучающихся (рисунок 1).

 

 

Рисунок 2 — Студенты группы СТ 08-006-2 Утекулов А. и  Ережепова Г. в ходе реализации мини-проекта

демонстрируют навыки работы «в 4 руки»

 

Результаты проектной деятельности студентов презентовались на  заседаниях НСК модулей пропедевтики терапевтической стоматологии и терапевтической стоматологии, секции молодых ученых научно-практической конференции с международным участием «Инновации в стоматологическом образовании», проводившейся в рамках Дней Университета – 2012, лучшие доклады были представлены на выставке KAZDENTEXPO-2013, на стенде компании 3М, в рамках конкурса студенческих работ. Победители и участники были награждены  призами и памятными подарками от компании 3М-Казахстан.

В ходе наблюдения за  обучающимися,  выполнявшими  мини-проекты, было установлено, что проектная деятельность создает на  практических занятиях атмосферу творческой заинтересованности,  здоровой конкуренции, погружает в стихию,  в которой преподаватель и  студенты выступают в роли партнеров, единомышленников и соавторов.

Анализ динамики учебных достижений обучающихся в течение 40 учебных дней изучения дисциплины «Пропедевтика терапевтической стоматологии» убедительно доказал эффективность проектной деятельности (диаграмма 1).

 

 

Диаграмма 1 — Средние показатели учебных достижений студентов 4 курса стоматологического факультета по дисциплине «Пропедевтика терапевтической стоматологии» (в динамике) на примере одной из учебных групп

 

 

Практика показала, что проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент  практического занятия  или  реализовываться через весь цикл обучения студентов на модуле. Мини-проект возможно также включать на этапах повторения учебного материала по какому-либо разделу, для обобщения и систематизации знаний либо с целью опрережающего ос  Проектная деятельность,  в большей степени,  нацелена на всестороннее, многоплановое развитие личности обучающегося, что обеспечивает формирование познавательного интереса и проявление творческих способностей. Суть метода должна оставаться неизменной: самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемно-ориентированная, творческая деятельность обучающихся — совместная и (или) индивидуальная.

Наш опыт свидетельствует о том, что с первых дней обучения студентов-стоматологов на профилирующих модулях необходимо активное приобщение их к самостоятельной поисково-творческой деятельности,  обучение размышлению, рациональной организации своей работы, принятию решений в конкретных, реальных ситуациях.  При этом очень важными стратегическими моментами являются: наглядность, опора на конкретные клинические примеры, постоянный, но не навязчивый контроль. Темы студенческих проектных работ лучше выбирать исходя из содержания учебной программы дисциплины  или  близких  к ней  областей.

В заключении необходимо подчеркнуть, что метод мини-проектов способствовал формированию у обучающихся интереса к изучаемой дисциплине, приобретению исследовательского  опыта, оттачиванию операционального и коммуникативного компонентов компетенции, навыков индивидуальной, парной и  командной работы, развитию умения творчески оформлять накопленный материал и доносить его до заинтересованной аудитории.

Не вызывает сомнения личностно ориентированная и деятельностная направленность проектного метода, базирующегося на принципах проблемного обучения.  Анализ учебных достижений обучающихся позволил установить, что внедрение метода мини-проектов в учебный процесс стимулировало  студентов  к  постоянной самооценке и детальной рефлексии, побуждало к  самостоятельной деятельности,  реализовывало  принцип связи обучения с реальной жизнью, практикой.

Фактически, мини-проект оказался той формой организации практических занятий, в которой представилось  возможным  создать все необходимые условия для приобретения у студентов-стоматологов реального клинического опыта, формирования операциональных и коммуникативных навыков, непрерывного самосовершенствования, что вполне согласовывается с действующей компетентностно-ориентированной  моделью медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова.


 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       Кирьякова А.В, Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Матвеева Е.А. «Проект – технология» в компетентностно-ориентированном образовании:   учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, Т.А. Ольховая, Е.А. Матвеева; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2011. – 114 с.

2       Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие / Панфилова А.П.: ACADEMA  — Москва: Издательский центр «Академия», 2009. – 51 с.

 

 

 

И.В БАСКАКОВА

 СТОМАТОЛОГ-СТУДЕНТТЕРДЕ КОМПЕТЕНЦИЯНЫ

ҚАЛЫПТАСТЫРУ ЖОЛЫ РЕТІНДЕГІ МИНИ-ЖОБА ӘДІСІ

 

Түйін: Замануи қоғамға  білім алуға және оны пайдалануға қабілетті жоғарғы білімді  маман қажет.  Оқуда  білім алушылардың оқуға деген мотивациясын жоғарылтып, оқу үрдісін барынша маңызды ету үшін  жиі  инновациялық технология қолданылады. Инновациялық технологияға  жобалық саладағы технология  да  жатады. Мақалада  стоматолог-студенттердің  компетенциясын  қалыптастыру әдістерінің  бірі ретінде  мини-жоба әдісі қарастырылады.

Түйін  сөздер: мини-жоба әдісі,түйінді компетенция, стоматологиялық білім

 

 

 

 

 

 

 

I.V.BASKAKOVA

METHOD OF MINI-PROJECTS AS THE WAY OF FORMATION OF COMPETENCES AT STUDENTS STOMATOLOGISTS

 

Resume: To the modern society the highly educated experts, able to get knowledge are required and to apply them.  In tutoring the innovative technologies, allowing to make educational process by more significant for being trained are even more often used, to increase their motivation to the doctrine.  To innovative technologies, including, the technology of design activity belongs.  In article are considered a method of mini-projects as one of ways of formation of key competences at students stomatologists.

Keywords: method of mini-projects, key competences, stomatologic education

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ