ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЗАЧЕТА КРЕДИТОВ ПО ТИПУ ECTS НА ПРИМЕРЕ КАЗНМУ ИМЕНИ С. Д. АСФЕНДИЯРОВА

20 Jan 2014

УДК 61: 37. 012 – 378.1

 

М.А.АБИРОВА, Э.К.КАРЛОВА

Казахский Национальный Университет имени С.Д. Асфендиярова

 

 

Внедрение системы кредитов в медицинское образование необходимо для интеграции в общеевропейскую систему образования и создания единого образовательного пространства, а также повышения мобильности студентов и преподавательского состава. Европейская система трансферта и накопления кредитов (ECTS) является одним из основополагающих элементов Болонского процесса. Рассмотрены  особенности перерасчета  учебных часов в кредиты на примере КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова.

Ключевые слова: Европейская система трансферта и накопления кредитов (ECTS), академическая мобильность, информационный пакет специальностей, приложение к диплому.

 

 

Внедрение системы перевода и накопления кредитов – системы ECTS имеет ключевое значение в рамках интеграции  вузов Казахстана  в международное образовательное пространство. Система ECTS является одним из основных инструментов  обеспечения  академической  мобильности  студентов  и преподавателей вузов,  гарантирующим  сопоставимость  учебных  программ,  признание квалификаций и применение их для образования в течение всей жизни [1].

Исходя из сказанного, внедрение в учебный процесс вуза  системы  зачетных единиц рассматривается как одно из наиболее значимых  направлений  внедрения  Болонского  процесса и решает следующие задачи:

  • является инструментом обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей;
  • способствует повышению конкурентоспособности вуза  на рынке      образовательных услуг;
  • открывает новые возможности для международного сотрудничества и способствует развитию коммуникативных связей между вузами;
  • оказывает помощь при решении вопросов академического признания квалификаций.
  • Ø Студентам внедрение системы зачетных единиц предоставляет возможность:
  • самостоятельно  формировать  программу обучения (индивидуальную  образовательную траекторию);
  • иметь доступ к полноценным учебным курсам и возможность обучения в другом вузе;
  • выбрать лучших преподавателей;
  • достичь признания диплома и применения его на следующих ступенях

обучения.

  • Ø Преподавателям внедрение системы зачетных единиц предоставляет возможность:
  • творчески подойти к обучению и постоянно самосовершенствоваться;
  • повысить свою квалификацию и статус в преподавательской среде;
  • улучшить качество образовательного процесса;
  • реализовать  академическую  мобильность  преподавателей.

Однако перевод учебных часов по дисциплинам, изучаемым в медицинском вузе, в кредиты ECTS требует длительной работы, поскольку накопительная система зачетных единиц должна охватывать не только аудиторную нагрузку, а все виды учебной работы, включая практику и различные аттестационные мероприятия. Недостаточно простого подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также необходимо детальное описание всей программы обучения с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов. Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации [2].

В связи с переходом КазНМУ на кредитную технологию обучения начата работа по осуществлению  перевода  кредитов  в Европейскую кредитно-трансфертную систему (ECTS) и имеются следующие достижения:

—      Создана рабочая группа по  перезачету кредитов РК по типу  ECTS и для составления информационного пакета специальностей

—      Проведены обучающие семинары по вопросам перезачета  кредитов РК по типу  ECTS  для  ППС и для стажеров.

—      Разработано «Положение о порядке перезачета кредитов по типу ЕСТS»

—      Произведен перерасчет учебных часов в кредиты РК и в кредиты ECTS по всем специальностям по каждому учебному году и за весь период обучения в вузе.

—      Разрабатываются  информационный пакет специальностей и  Общеевропейское Приложение к диплому в соответствии с моделью, разработанной Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/СЕПЕС.

В Государственном общеобязательном стандарте образования РК 2006 года  объем часов по всем специальностям,  кроме общей медицины и стоматологии,  рассчитаны по кредитной технологии обучения.  Трудоемкость одного казахстанского кредита теоретического обучения с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося составляет 45 часов работы [3]. По специальностям «Общая медицина» и «Стоматология»  объем часов по дисциплинам выражается числами, кратными 36, 45 и 54.

В качестве эксперимента в 2012-2013 учебном году специальности «Общая медицина» и «Стоматология» были так же переведены на кредитную систему обучения, вследствие чего возникла необходимость перерасчета объема часов в кредиты. Чтобы пересчитать эти часы в кредиты было принято решение:

  • по тем дисциплинам, где объем часов — 36 или кратные 36 за кредитную единицу принимать:

1 кредит = 36 часов

  • по тем дисциплинам, где объем часов 54 часа или кратные  54 за кредитную единицу принимать:

1 кредит = 54 часа

Предложенная  методика перерасчета учебных часов в кредиты на переходном этапе позволила  осуществить перевод кредитов  в европейскую   кредитно-трансфертную систему   (ECTS).

Таким образом, в Казахском национальном медицинском университете имени С.Д. Асфендиярова создаются все необходимые условия для предоставления образовательных услуг с учетом мировых тенденций развития образования.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       Давыдова О.В., Звонников В.И., Челышкова  М.Б. Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц  (крéдитов)  // Государственный университет управления, Центр качества . – М.: ГУУ, 2010. – 50 с.

2       Закирова Г.Д., Наренова М.Н., Кеншинбай Т.И., Усенбаева Г.Д. Реформирование высшего образования в Казахстанеи Болонский процесс:информационные материалы для практических действий.-Алматы: 2009. — 120 с

3       Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных  приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года  № 152

 

 

М.А.АБИРОВА, Э.К.КАРЛОВА

С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗҰМУ-ДЕ  ОҚУ САҒАТТАРЫН

ECTS КРЕДИТТЕРІНЕ АУЫСТЫРУДЫҢ ӨЗІНДІК ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ

 

Түйін: Медициналық білім беру саласына кредиттік жүйені енгізу жалпы еуропалық білім беру жүйесіне кірігуге және бірыңғай білім беру кеңістігін қалыптастыруға, сонымен қатар оқытушылар құрамы мен білім алушылардың мобильділігін арттыруға ықпал етеді. Кредиттерді жинаудың және трансферттың еуропалық жүйесі (ЕСТS) Болон үдерісінің негізін қалаушы құрамдас бөліктердің бірі болып табылады. Мақалада С.Ж.Асфендияров атындағы ҚазҰМУ-да оқу сағаттарын кредиттерге ауыстырудың және оларды қайта есептеудің өзіндік ерекшеліктері қарастырылған.

Түйінді сөздер:  Кредиттерді жинаудың және трансферттың еуропалық жүйесі (ЕСТS), академиялық ұтқырлық, мамандықтардың ақпараттық жинағы, дипломға қосымша.

 

 

М.А. АBIROVA, E.К. КАRLOVA

FEATURES OF THE CREDIT TRANSFER SYSTEM  ECTS  BY THE  EXAMPLE

KAZNMU NAMED  AFTER S.D. ASFENDIAROV

Resume: The introduction of a credit system in medical education is necessary for integration into the European education system and the creation of a unified educational area, and improving the mobility of students and teaching staff. The European system of transfer and accumulation of credits (ECTS) is one of the fundamental elements of the Bologna process. The features of the allocation of teaching hours in loans for example in KazNMU named after SD Asfendiyarov.

Keywords: European system of transfer and accumulation of credits (ECTS), academic mobility, information pack specialties, the Diploma Supplement.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ