СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ

20 Jan 2014

УДК: 614.2:338.2:615.14

М.К. ИСКАКОВА

КазНМУ, модуль терапевтической стоматологии

 

 

Использование активных методов в обучающем процессе помогают освоить теоретический материал, способствуют развитию ключевых компетенций, развитию логического, клинического мышления. Активные методы вызывают интерес у студентов к предмету, а в целом, и к специальности, создают условия для развития коммуникаций между преподавателем и обучающимся.

Ключевые слова: активные методы обучения, образовательный процесс, инновации, анализ, компетенция.

 

 

В процессе интеграции образовательного процесса возникла потребность и необходимость государства в компетентных, мобильных, конкурентоспособных специалистах. Актуальность формирования профессиональных и особенно ключевых компетенций обусловлена необходимостью расширения профессионального признания, сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций.

В условиях обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого студента в процессе формирования ключевых компетенций. Это возможно достичь при наличии связи инновации в образовании с активными методами обучения, под которыми понимаются «…все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого обучающегося»[1].

А.М.Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение среди обучающихся тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками [2].

На старших курсах изучение наиболее сложных разделов  терапевтической стоматологии: «Заболевания пародонта», «Заболевания слизистой оболочки полости рта» возможны только при использовании в учебном процессе активных методов обучения. Активные методы обучения позволяют студентам, будущим врачам овладеть ключевыми компетенциями. Основная цель преподавания терапевтической стоматологии заключается в подготовке компетентных специалистов, владеющих когнитивными, операциональными, коммуникативными, правовыми навыками, навыками самосовершенствования и самообразования. Для того чтобы внедрить активные методы обучения необходимо соблюдение ряда условий в организации: мотивация, демократический стиль, позитивные отношения между преподавателем и студентом, сотрудничество, мобильность и активность как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся, многообразие форм и методов интерактивного обучения.

Только при наличии связи инновации в образовании с активными методами обучения, под которыми понимаются «…все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого обучающегося»[1].

При проведении практических занятий среди студентов старших курсов по клинической специальности  наиболее рациональным являются использование имитационных методов обучения: игровые и неигровые. Среди игровых методов наиболее широко используется «ролевая игра», «решение клинической ситуационной задачи», «работа в малых группах», «работа в группе с  модератором-студентом», а среди неигровых – выполнение самостоятельной работы студента (СРС) в различных формах: реферат, кроссворд, презентация, алгоритм этиологии и патогенеза заболевания, алгоритм диагностики заболевания, алгоритм лечения заболевания. Выбор того или иного активного метода обучения зависит зачастую от темы практического занятия, продолжительности занятия, контингента студенческой группы и самое главное, от педагогического мастерства преподавателя, владения им самим активными методами обучения.

При изучении тем по клинике, диагностике, дифференциальной диагностики заболеваний пульпы зуба, заболеваний тканей пародонта  и слизистой оболочки полости рта очень эффективным является использование метода «ролевая игра». Преподаватель определяет цель и задачи занятия, распределяет «роли» среди студентов: основные роли — пациент-врач и дополнительные — врач-лаборант, врач-клиницист, врач-эксперт. В ходе проведения метода «Ролевая игра» студенты сами имитируют клиническую ситуацию, определяют характерные патологические изменения, нарушения при физикальных методах обследования, резюмируют клиническую ситуацию, проводят сравнительный анализ со сходными заболеваниями, ставят окончательный клинический диагноз. Этот метод формирует у обучающихся логическое, клиническое мышление, позволяет заметить ошибки и исправить их, развивает творческую и коллективную активность. Кроме того, метод «ролевая игра» позволяет обучающим лучше запоминать теоретический материал.

Другой имитационной метод, который также широко используется при проведении практических занятий среди студентов старших курсов это решение клинической ситуационной задачи. Возможны различные варианты использования данного метода:  в качестве домашнего задания и во время проведения практического занятия. При первом варианте – преподаватель дает возможность каждому студенту выбрать задание по составлению клинической ситуационной задачи таким образом, чтобы студент мог знать только  свое задание. На следующем практическом занятии каждый студент, имея индивидуальное задание, оглашает свою клиническую ситуационную задачу с последующим разбором и обсуждением в группе. При втором варианте – преподаватель дает задание группе по составлению клинических ситуационных задач с заранее подготовленным преподавателем заданием в виде вопросов, рентгеновских снимков, гемограмм, данных цитологических, бактериоскопических методов исследования. На протяжении фиксированного времени студенты пишут ситуационные задачи, далее совместно с преподавателем проводят  разбор клинических ситуационных задач, с интерпретацией лабораторных методов исследования и обсуждением. Студенты, которые сумели составить наиболее сложную клиническую ситуационную задачу, провести  правильно интерпретацию дополнительных методов исследования получают поощрительный балл, который влияет на общую рейтинговую оценку за занятие.

Одним из разновидностей активного метода обучения является «метод кейс-стади», который также широко применяется среди обучающихся старших курса стоматологического факультета. Кейс-метод (Case study) – техника обучения, использующая описание клинических (экономических, социальных, бытовых и т.п.) ситуаций или иных проблемных ситуаций. При работе с кейсом студенты осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией. Например, при  разборе  темы:  «Методы обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки  рта и красной каймы губ. Элементы поражения. Патологические изменения в слизистой оболочке  рта и красной кайме губ. Особенности заполнения истории болезни» были распределены следующие кейсы: провести анализ основных методов исследования больных с патологией слизистой оболочки полости рта и интерпретировать полученные результаты; провести анализ  дополнительных и специальных методов обследования больного с патологией слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ, интерпретировать  полученные результаты;  описать патологические элементы поражения; описать патоморфологические изменения эпителия слизистой оболочки полости рта. Кейс обучающийся может составить по предлагаемой схеме, рисунку и т.п. (рисунки 1,2).

Метод «кейс-стади» имеет ряд преимуществ: студенту легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией; вносит в процесс обучения загадки, тайны; разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников;

проявляется сознательность и активность; наглядность; систематичность и последовательность; прочность; научность; доступность; связь теории с практикой.

Для развития у студентов организаторской и коллективной мыслительной деятельности  возможно применение другого активного метода обучения, такого как «Мозговой шторм» (мозговая атака, брейнсторминг). Этот метод способствуют развитию творческого усвоения учебного материала, умению связывать теорию с практикой, активизировать познавательную деятельность, способствует концентрации внимания на решении актуальной теоретической и практической задачи. Например, при изучении темы «Общие принципы лечения заболеваний пародонта. Местная медикаментозная терапия» требует от преподавателя предварительной подготовки к занятию: подбора, выбора вопросов для разминки (блиц-опрос), подбора вопросов по основной теме, разработки критериев для оценки.

При проведении практического занятия с использованием метода «Мозговой шторм» преподаватель определяет цели и задачи,  планирует общий ход занятия, распределяет время для проведения каждого этапа (хронометраж), проводит блиц-опрос, разбор темы по основным вопросам. При разборе темы по основным вопросам необходимо дать возможность каждому обучающему высказать своё мнение по решению актуальной задачи, не критикуя выступления. После разбора темы преподаватель анализирует различные варианты ответов и совместно со студентами выдвигает пути решения проблемы.

Таким образом,  активные методы обучения необходимы для активизации учебной, познавательной, практической деятельности. При применении активных методов обучения студенты сами стремятся к самостоятельному овладению знаний. Активные методы обучения позволяют установить тесный контакт между  преподавателем и   обучающимся, которые способствуют также и развитию коммуникативных навыков.

Пример задания: по рисунку №1 опишите элемент поражения, дайте сравнительную характеристику, приведите  клинический пример.

 

 

 

 

Пример задания: по рисунку № 2 сравните патоморфологическую картину

эпителия слизистой оболочки полости рта (гиперкератоз, паракератоз)

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха /Гражданское образование. Материал международного проекта. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. — 382 с.

2       Смолкин А.М. Методы активного обучения. — М.: 1991. — С. 30.

 

 

М.К. ИСКАКОВА

ЖОҒАРҒЫ КУРС СТУДЕНТТЕРДІҢ АРАСЫНДА БЕЛСЕНДІ ӘДІСТЕРДІ ҚОЛДАНУДЫҢ САЛЫСТЫРМАЛЫ АНАЛИЗІ

Түйін: Оқу үрдісінде белсенді әдістерді қолдану теориялық материалды меңгеруге ,түйінді компетенцияны дамытуға , логикалық және клиникалық ойлануды дамытуға септігін тигізеді.Интерактивті әдістер студенттер арасында пәнге толық айтсақ өз мамандығына  деген қызығушылық танытып,оқытушымен оқып жатқандар арасында коммуникативті қарым-қатынас жасауды дамыту үшін жағдай жасайды.

Түйінді сөздер: активті оқыту әдісі, білім үрдісі, инновация, анализ, компетенция.

 

 

M.K. ISKAKOVA

COMPARATIVE ANALYSIS OF ACTIVE educational METHODS

AMONG SENIOR STUDENTS

Resume: Using of active methods in educational process can help to master theoretical material, contribute for development of key competencies, development of logical and clinical intellection. Interactive methods cause students` interest to a subject and, generally, to speciality, make conditions for development of communication between teacher and student.

Keywords: active methods in education, educational process  innovations, analysis, competencies.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ