ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

20 Jan 2014

УДК 63:001.895(063)

 

Б.А. АБДУРАХМАНОВ, А.К. БАЙМАГАМБЕТОВ,  М.Е. ЖАНТЕЕВ

Учебно-клиническая база Международного Казахско-Турецкого Университета им. Х.А.Ясави, кафедра хирургических дисциплин и сердечно-сосудистой хирургии

 

 

Решение задачи удовлетворения потребностей здравоохранения в высококвалифицированных и компетентных специалистах неразрывно связано с оптимизацией профессионального образования медицинских кадров. Современные потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах выдвигают определенные требования к их подготовке. В научной статье описываются пути развития использования инновационных, проблемно-ситуативных форм обучения в учебном процессе.                                                  

Ключевые слова: хирургия, проблемно-ситуативное обучение.

 

 

Медицинские кадры, являясь главной, наиболее ценной и значимой частью ресурсов здравоохранения, в конечном итоге обеспечивают результативность и эффективность деятельности как всей системы здравоохранения в целом, так и каждого ее структурного подразделения. Качество медицинской помощи населению определяется не только адекватностью организационных форм, состоянием материально-технической базы учреждений здравоохранения, но и наличием квалифицированных специалистов [1]. Как справедливо отмечают Щепин О.П. и соавт. (1988), эффективное функционирование любой национальной системы здравоохранения определяется ее кадровыми ресурсами.

Проблема подготовки медицинских кадров на современном этапе развития медицины стала чрезвычайно актуальной и приобрела особую важность и значимость, которая обусловлена стремительным прогрессом науки и техники, интенсивным развитием отраслей медицинской науки, резким увеличением объемов и потоков информации в области медицины, появлением новых медицинских технологий.   Программа бакалавриатуры по хирургическим болезням предусматривает теоретическую и практикую подготовку на кафедре хирургических дисциплин. Задачей кафедры при этом является оптимальная подготовка студента-медика, с тем чтобы он приобрел нужный запас знаний для успешной работы в практическом здравоохранении. В связи с чем, мы полагаем, что теоретическая подготовка в период прохождения бакалавриатуры должна быть ведущей. Учитывая, что приобретаемые знания нуждаются в регулярной практической проверке, возникает вопрос – как применить полученные теоретические знания к хирургической работе. Это резонно наталкивает на поиск новых форм общения и связи преподавателя со студентами, на создание и применение на деле новых видов дидактики. Проверка знаний студентов-бакалавров большей части  также осуществляется путем применения тестовых вопросов, ситуационных задач и деловых игр, которые позволяют преподавателю совершенствовать практические занятия.

Одной из форм наиболее прогрессивного и динамичного обучения являются деловые игры. Проведение деловых игр является своего рода формой проверки полученных знаний, уровня теоретической подготовки. Различают типовое и вариантное решение практического вопроса.  При первом – типовом, может быть какое-то одно решение как наиболее частое, а при втором варианте студент указывает возможное, вариантное решение и выбирает для этого наиболее оптимальный путь с последующим его теоретическим обоснованием. Деловые игры со студентами бакалаврами проводили следующим образом: расстановка сил и участников (студенты-хирурги), назначение дублеров; затем составление плана игры и определение каждому участнику свою программу, благодаря чему вся группа участвует в игре [2]. Каждый участник имеет свое задание, которое выполняется по ходу игры. Также условиями игры было предусмотрено решение задания в двух вариантах: в первом типовом – с вынесением одного решения и втором – вариантном, нетипичном, возможном решении задания. Первоначально шла разработка полученной темы в течение 15 мин., далее проводили выполнение всех заданий, их проверка с последующим разбором. Кардинальным моментом деловой игры является проверка преподавателем всех инструкций у участников, в также у дублеров. При этом для проверки решений отводится минимальное количество времени: решения принимаются  исполнителями и сразу же анализируются, причем к этому привлекается вся группа. При разборе результатов задания руководитель уделяет внимание и смежным вопросам, которые логически исходят от основной темы и могут остаться в тени в практической работе хирурга и его помощников. В ходе игры выясняются творческие возможности исполнителей, их деловые качества, как организаторов здравоохранения, врачей-клиницистов. Обсуждать результаты игры начинает руководитель группы – педагог. Он повторяет обстановку, зачитывает ситуационную задачу, цели, ход деловой игры. Руководитель при этом является активным участником и создателем вариантных ситуаций, душой всей игры. В решении и разборе деловых задач большую роль играет использование технических средств обучения – наглядных пособий, видеофильмов, слайдов. Данные слайдов, наглядных пособий или фрагменты из кинофильмов могут служит материалом для создания типовой и возможной вариантной ситуации. В этом случае дается задание по определенному фрагменту кинофильма. Участники игры – хирург, анестезиолог и ассистенты, проводят решение и определяют план действия. Через 30 мин проводится проверка решений с последующим разбором. Подобный анализ на практических занятиях является особенно полезным и проводится с учетом возможностей различных вариантных решений. Приводим пример деловой игры по теме: «Портальная гипертензия». В сценарии по данной теме указываются цели и задачи игры, направленные на отработку диагностических критериев, выбора метода хирургической операции, определение возможных осложнений и пути их коррекции. Руководитель сообщает ситуационную задачу, данные о больном, поступившем в хирургическое отделение клиники.

Больной Х., 23 лет поступил с жалобами на тяжесть и боли в левом подреберье, общую слабость, увеличение объема живота, уменьшение количества выделяемой мочи. Из анамнеза: год назад произведена операция портосистемного шунтирования с наложением дистального спленоренального анастомоза с сохранением селезенки, камера анастомоза до 1,2 см.  Послеоперационное течение гладкое. На спленопортографии – функционирующий дистальный спленоренальный анастомоз. На контрольной эзофагогастродуоденофиброскопии – отмечается варикозное расширение вен нижней трети пищевода I степени. За 3 месяца до поступления появился и стал нарастать асцит, самостоятельно принимал диуретики, однако добиться адекватного диуреза не смог. Дано задание эндоскописту, рентгенологу, врачу лаборатории ультразвука, врачу-лаборанту, хирургу, анестезиологу и трем ассистентам хирурга.Через 30 мин группа докладывает о результатах осмотра больного.

Помощник хирурга сообщает: состояние больного при поступлении средней тяжести, тяжесть обусловлена выраженностью отечно-асцитического синдрома. Живот резко увеличен в размерах, напряжен. Врач-эхографист сообщает о выявленных диффузных изменениях паренхимы печени с атрофией ее правой доли, большое количество свободной жидкости в брюшной полости, из-за которой визуализировать область анастомоза не представляется возможным. Врач эндоскопист докладывает о наличии варикозно расширенных вен I степени нижней трети пищевода, высказывает мнение о возможности  проведения эндоскопической склеротерапии 3% раствором тромбовара с целью превентивной  терапии для профилактики угрозы кровотечения из варикозных вен. Доклад анестезиолога: ЦВД – 30 мм.водн.ст., определяет возможность обезболивания и вид анестезии при запланировании спленопортографии или же оперативного вмешательства. Выступление рентгенолога: произведена спленопортография под местной анаестезией раствором новокаина 0,25%-20,0 путем прокола пульпы селезенки в IX межреберье по задней подмышечной линии. Отмечен функционирующий спленоренальный дистальный анастомоз, камера анастомоза 1,2 см. Доклад врача-лаборанта: анализы крови – эритроциты 4,5х10/12/л, гемоглобин – 122 г/л, тромбоциты 162х10/9/л, лейкоциты – 4,0х10/12/9/л, палочкоядерные лейкоциты – 13%, сегментоядерные – 53%, лимфоциты – 22%, СОЭ – 36 мм/час. Билирубин составлял  58,8 ммоль/л, прямой – 25,5 ммоль/л, общий белой – 65,2 г/л,  АСТ – 107 н/моль/л, АЛТ — 218 н/моль/л, альбумины 41,6 г/л, глобулины 58,4 г/л, А/Г коэффициент – 0,62, тимоловая проба 13,44 ед.

Далее проблему решает хирург: больному производится операция перитонеоатриального шунтирования с клапаном Левина. Печень крупнобугристая с атрофией правой доли. Селезенка умеренных размеров. В области ее ворот, выраженный локальный спаечный процесс, из-за которого четко дифференцировать область анастомоза не представляется возможным. Интраоперационно эвакуировано до 8 литров прозрачной асцитической жидкости. Абдоминальный катетер проведен по ходу правого бокового канала до уровня входа в малый таз. Венозный катетер проведен через внутреннюю яремную вену справа до уровня правого предсердия. Пущен ток, шунт нормально функционирует. Назначенные педагогом дублеры решают задачу ведения больного в послеоперационном периоде: послеоперационный период протекал относительно гладко. Имело место кратковременное нарастание активности цирротического процесса, которое купировано консервативными мероприятиями. В течение первой недели применяли диуретики по схеме, затем постепенно полностью отменены. Диурез самостоятельный, адекватный. Больной в относительно удовлетворительном состоянии выписан домой. Повторно осмотрен через 3 месяца – диуретиков не принимает, асцит не нарастает. Каждый из участников во время деловой игры дает  анализ проведенному исследованию с указанием вариантов нормы, состоянию исследуемого органа при патологии, возможные осложнения; указывает  особенности анатомического строения, физиологии; указываются возможные варианты оперативного пособия, осложнения, меры предупреждения осложнений и их лечение.

При решении вопросов оперативного  лечения педагог требует от хирурга, анестезиолога и помощников, а также от дублеров, т.е. от всей группы, вариантных решений, учитывающих различные состояния пациента и течения заболевания. Вся группа активно, творчески участвует в решении проблемно-ситуативных задач. После подробного анализа педагог представляет слово хирургу, который давая заключение на проведенную операцию на основании анализа, отмечает возможный ход выздоровления больного: в приведенном случае даже при адекватно функционирующем анастомозе с достаточной портальной декомпрессией, в отдельных случаях можно наблюдать усиление асцито-ликворопродукции и при недостаточности функции насасывающих люков диафрагмы это может привести к диуретикорезистентным формам асцита, что видимо, можно связать с усилением гипоксии тканей вследствие выраженной декомпрессии сосудов портальной системы, а также присоединением инфицирования асцитической жидкости. В подобных случаях нельзя снимать со счетов возможность адекватного купирования асцитического синдрома с помощью перитонеоатриального шунтирования. Деловые игры при проведении занятий раскрывают большие возможности творческой активности участников. Такого рода проблемно-ситуативное обучение позволяет положительно решить целый ряд задач стоящих перед педагогом высшего учебного заведения и способствует дальнейшему развитию программированного обучения и контроля знаний.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       Денисов И.Н., Мелешко В.П. Медицинские кадры России // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – М.: 1996. — №2. – С.30-33.

2       Қ.С.Бураханова, А.С. Бураханова Использование новых технологий в образовательном процессе // Вестник КазНМУ. – Алматы: 2012. – №4. – С. 348-350.

 

 

 

Б.А. АБДУРАХМАНОВ, А.К. БАЙМАГАМБЕТОВ,  М.Е. ЖАНТЕЕВ

БІЛІМ БЕРУ ҮДЕРІСІНДЕГІ ЗАМАНАУИ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ҚОДЛАНУ ТИІМДІЛІГІ

Түйін: Денсаулық сақтаудың  қажеттілігі     жоғарыквалификациялық  және  құзыретті  мамандарға  сұранысы бойынша,   медициналық  кадрларды    дайындаумен  тікелей  байланысты.  Заманауи   еңбек  нарғының  сұранысы  жоғарыквалификациялық   мамандарды  дайындауға  белгілі  талаптары  бар.  Ғылыми  мақалада  оқу  процессінде инновациялық,  ситуациялық-есептерді  дамыту  жағдайында  оқытылады.

Түйінді  сөздер:   хирургия,  ситуациялық-есепті  оқыту

 

 

 

B.A. ABDURAHMANOV, A.K. BAIMAGAMBETOV, M.E. ZHANTEEV

THE EFFICIENCY OF USING THE MODERN TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

 

Resume:Solving the problem of healthcare needs in competent and highly-qualified specialists is connected with optimization of professional education of medical personnel. Medical needs of labour market in highly-qualified specialists demand the appropriate preparation. This scientific article describes the stages of developing the usage of innovative, problem- solving ways of teaching.

Keywords: surgery, problem-solving teaching

 

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ