ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МОДУЛЯ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

19 Sep 2012

Алтынбеков К.Д., Рузуддинов С.Р., Шаяхметова М.К., Шаймарданов С.М., Кульманбетов И.А., Лобанов Ю.С., Каркабаева К.О., Нысанова Б.Ж.,

Баянбаев М.А.

КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, модуль ортопедической стоматологии

 

Резюме  Активизация студента позволяет формировать собственную активную позицию, в т.ч. по отношению к знанию и процессу познания. А педагог становится управленцем взаимодействия со  студентами, выполняет функции планирования и организации, мотивации и контроля обучения.Использование инновационных технологии в процессе обучения способствует повышению качества образования и подготовке конкурентоспособного специалиста. Ключевые слова   инновационные методы обучения, компетенции.

Түйін  Студенттің белсенділігін арттыру оның білімге және тану процесіне деген өзіндік белсенді позициясын қ,алыптастырады. Ал педагог  студенттермен ара қатынастағы басқарушы, жоспарлау және ұйымдастыру, оқуға  мотивациялау және бақылау қызметін атқарады.Оқу процессінде инновациялық технологияларды қолдану білім сапасын арттыруға және  бәсекелестік қабілеті бар   маман дайындауға  ықпал етеді.

Түйінді сөздер   инновациялық оқыту әдістері, құзіреттер.

Abstrakct    Student activization allows to form his own active role, including in relation to knowledge and learning process. A teacher becomes a manager of the interaction with the student, performing the functions of  planning, organizing, motivating and monitoring training. Use of innovative technologies in the learning process  improves the quality of education and training of competitive specialist.

Keywords   innovative method of teaching, competence.

 

Неотьмлемой частью процесса оптимизации преподавания является внедрение новых  более совершенных методов контроля знаний и умений обучающихся. Инновационные методы обучения – это методы обучения, которые несут в себе новые способы взаимодействия «преподаватель – студент», определенное  новшество в практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Постоянное использование инновационных методов обучения позволяет сделать открытым к новшествам мышление самих студентов, формирует опыт творческой и инновационной деятельности  и влияет на компетентность специалиста.

Активизация студента позволяет формировать собственную активную позицию, в т.ч. по отношению к знанию и процессу познания. Педагог становится управленцем взаимодействия со студентами, выполняет функции планирования и организации, мотивации и контроля обучения. Современные требования, предъявляемые к программам подготовки врачей  предусматривают их построение по модульному принципу на основе интегрального, пациент- и проблемно-ориентированного подхода. Это отражено в образовательной программе подготовки врача-стоматолога общей практики , способствующей формированию профессиональной компетентности, критического мышления. Инновационный принцип его построения отражен в целях обучения предусматривающих овладение пятью компетенциями, базирующимися на основных когнитивных навыках (знания),  операциональных  навыках (умения), правовой, коммуникативный навыки и самообразование, приобретаемых в процессе подготовки. Компетентность проявляется в ходе выполнения деятельности и характеризует способность специалиста  решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Мотивация студентов к овладению новым знанием повышается при понимании ими ценности, необходимости, практической значимости изучения проблемы, поэтому на модуле во время практических занятий применяются эффективные  педагогические технологии, как ролевые и деловые игры, анализ клинических ситуации, решение ситуационных задач по диагностике, планированию лечения, выявлению ошибок, осложнений  и т.д.

Формирование компетентности проходит последовательно  4 уровня (Miller G.E., 1990): от уровня «знать» к уровню «сделать». Компетентность считается сформированной, начиная с третьего уровня – «показать как». В современной международной практике принято переводить стандарты компетенции в учебные планы и в оценки качества подготовки специалиста.                   Основная компетенция специалиста – это управление процессом оказания  медицинской помощи. Оно включает умения управлять процессом установления первого контакта с пациентом, разделять и классифицировать его проблемы, оказывать первичную медицинскую помощь по всем заболеваниям независимо от тяжести состояния, пола, возраста и другим особенностям пациента, уметь управлять эффективностью и адекватностью медицинской помощи с рациональным использованием имеющихся ресурсов здравоохранения, координировать медицинскую помощь с другими специалистами, обеспечить защиту интересов пациента и доступность необходимой медицинской помощи.

Для формирования указанных профессиональных навыков и умений преподавателями модуля  используются мультимедийные интерактивные лекции с обратной связью между субъектами преподавания,лекции –дискуссии, семинары в малых группах, самоподготовка с изучением литературы, созданием тематических презентаций, сообщений, проведение мини-конференций, ролевых игр с моделированием работы врача-стоматолога ортопеда.

Очень важно научить будущих специалистов личностно-ориентированному подходу с формированием умения определять предпочтения пациента, консультировать его без ущемления права на независимость и самостоятельность, обеспечить длительное и непрерывное наблюдение.                                        Способность решать определенные проблемы пациента через отбор и оценку информации при сборе анамнеза, обследовании, умение принимать решения в неотложных ситуациях, проводить раннюю диагностику на начальных, недифференцированных стадиях заболевания, рационально назначать диагностические и лечебные вмешательства составляют одно из главных компетентностных требований, предъявляемых к врачу –стоматологу общей практики.

Для развития компетентности в области личностно-ориентированного взаимодействия используются подходы, позволяющие обучающему освоить определенный стиль общения при назначении обследования, методов лечения пациента, направленный на достижение партнерства. Этой цели служат занятия  проводимые  в виде самостоятельного приема больного,волонтера студентом, интерном  под наблюдением преподавателя и выполнение клинических этапов ортопедического лечения, коммуникативные тренинги,  у интернов – врачебные конференции по актуальным проблемам стоматологии,  лечению и  проведению комплексного лечения, межврачебного взаимодействия, работа в команде, в том числе и междисциплинарной. В результате освоения данного раздела обучающийся должен продемонстрировать способность решать проблему пациента в соответствии с личностно-ориентированным подходом, устанавливать партнерские отношения с пациентом, умение оказывать медицинскую помощь с анализом личности пациента и его семьи.

Одним из инновационных подходов, направленных на повышение качества обучения является  создание ими портфолио – блока документов, отражающих основные результаты обучения и заверенное преподавателем. Оно включает заполнение  дневников студентами, интернами  по проведенному этапу лечения первичных и повторных больных, отчет  об освоенных клинических и других навыках, количестве  их , о посещении дополнительных образовательных мероприятий различного уровня (семинаров,  конференций и др.), отзыв преподавателя.

Переход к кредитной системе  оценок компетенции  предъявляет требования к индивидуальной мотивации совершенствования ,т.е. выполнение не только самостоятельной работы (внеаудиторной) , но и стремление к расширению индивидуального кругозора, развитие профессиональной речи, способности самооценки, самоанализа, самосознания.

Консультации преподавателей по неясным вопросам являются неотъемлемой частью системы самообразования. При самообучении главное значение имеют такие методы, как чтение, разбор случаев из практики  и другие.

В ходе занятий  активно обсуждаются особенности профессионального и пациент-ориентированного общения и взаимодействия, этико-деонтологические проблемы, преимущества работы в команде, в том числе и междисциплинарной, существующие способы принятия решений на основе разработанных алгоритмов, протоколов, руководств, доказательных отчетов, установления партнерских отношений с пациентом.

Также формируется правовой компонент, т.е. знания по нормативно-правовой базе организации и врачебной  деятельности, защите прав пациентов, разрешение конфликтных ситуаций.

Таким образом, реализация образовательной программы  должно широко опираться на использование инновационных технологий обучения, способствующих подготовке специалиста соответствующих реалиям времени.

 

Литература

1.  Аканов А.А.,Ахметов В.И., Абирова М.А. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова. Часть3. Методы и формы обучения. –Алматы. -2010. -71с.

2.  А.К.Мынбаева, З.М.Садвокасова. Инновационные методы обучения. –Алматы. -2010. -339с.

3.  Т.А.Муминов, М.И.Даулетбакова, Инновационные технологии в образовательном процессе медицинских вузов. –Алматы. -2003. -141с.

News

All


Video


Gallery

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Useful databases

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


About the journal

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Indexed by

Asfendiyarov Kazakh National Medical University

© 2021 KazNMU