ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

19 Sep 2012

 

Баскакова И.В.

Казахский национальный медицинский университет

им. С.Д.Асфендиярова, г.Алматы

Резюме Коммуникативная компетентность врача-стоматолога имеет содержательную специфику. Ключевые коммуникативные компетенции выпускника-стоматолога отражены в образовательной программе.  Реализация программы развития коммуникативной компетентности студентов стоматологического факультета, включающей соответствующие тренинги, будет способствовать повышению профессиональной успешности.

Ключевые слова  коммуникативная компетентность, психологическая компетентность, образовательная программа,  тренинг, стоматологический факультет.

СТОМАТОЛОГИЯЛЫҚ ФАКУЛЬТЕТТІҢ СТУДЕНТЕРІНІҢ КОММУНИКАТИВТІ  ҚҰЗІРЕТТІЛІГІНІҢ  ҚАЛЫПТАСУ ЕРЕКШЕЛІГІ

Баскакова И.В.

Түйін    Дәрігер-стоматологтың коммуникативті құзіреттілігі  маңызды орын алады. Стоматологтың  түйінді коммуникативті құзіреттілігі білім беру бағдарламасында анық көрсетілген. Стоматологиялық факультет  студенттерінің,   өзіне тән тренингтері бар коммуникативті құзіреттілігін жетілдіру  бағдарламасын іске асыру, кәсіби жетістіктерді  жоғарылатуға  мүмкіндік береді.

Түйінді сөздер  коммуникативті құзіреттілік, психологиялық құзіреттілік,білім беру бағдарламасы, тренинг, стоматологиялық факультет.

 

FEATURES OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF STOMATOLOGIC

FACULTY

Baskakova I.V.

Abstrakct  Communicative competence of the doctor-stomatologist has  substantial specificity.  Key communicative the competence of the graduate – stomatologist are reflected in an educational program. Realization of the program of development of communicative competence of students of the stomatologic faculty, including corresponding trainings, will promote increase of professional success.

Keywords communicative competence, psychological competence, educational program, training, stomatologic faculty.

 

Проблема коммуникативной компетентности является предметом научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии ХХ-ХХI вв. Активизация исследований в данной области связана с усилением внимания к психологическим составляющим профессиональной деятельности человека, поиску средств и способов оптимизации линии профессионального успеха  [1].

В деятельности врача-стоматолога коммуникативная компетентность играет особую роль в силу того, что контакт «врач – пациент» изобилует множеством проблемных ситуаций интерактивного, социально-перцептивного и информационного плана, а доверие и готовность к сотрудничеству являются психологическим основанием установления необходимого для эффективной стоматологической помощи.

К наиболее значимым психологическим особенностям деятельности стоматолога относятся следующие:

–      монотония и необходимость работы в замкнутом пространстве с контингентом людей, испытывающих проблемы со здоровьем, своей внешностью и пребывающих в состоянии эмоционального дискомфорта;

–      работа в непосредственной близости пациента, в интимной зоне человека, что побуждает непроизвольное сопротивление, напряжение и ряд психологических защит;

–      необходимость сотрудничества с пациентом, который, как правило, не владеет знаниями в области стоматологии и не может в должной мере адекватно оценить процесс, результат и прогноз стоматологической помощи;

–      постоянное взаимодействие с человеком, испытывающим боль, негативно эмоционально настроенным, испытывающим страх и тревогу оказывает влияние и на психологическое самочувствие самого врача [2].

К врачу-стоматологу предъявляются повышенные требования в  области контроля и регуляции микромоторики. Это связано с необходимостью поддержания доверительных интеракций на всем протяжении сеанса.  Врач-стоматолог вынужден быстро и самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность и отдавать себе отчет в том, что его профессиональные действия могут иметь далеко идущие последствия для пациента.

В ситуации реального приема стоматолог имеет ряд функций: диагноста, психотерапевта, организатора, менеджера, врача, рекламного агента и др., выполнение которых в сжатый временной интервал, при наличии высокой ответственности за качество и результат стоматологических манипуляций, адресованных пациенту, создает стрессогенную среду [3, 4].

Психологический портрет «идеального врача» глазами пациентов включает ряд качеств, характеризующих его с точки зрения возможностей установления оптимального контакта, выступающих гарантом успешного решения коммуникативных профессиональных задач, и  характеризующих возможность успешной реализации деонтологических функций в профессиональном общении. К числу этих качеств относятся: оптимизм,  выдержка, приветливость, чувство юмора, уверенность в себе,  доброжелательность, спокойные жесты и мимика, готовность проявить поддержку, размеренность движений и неторопливость, умение найти индивидуальный способ обращения, владение фразеологизмами, имеющими поддерживающий смысл,  умение донести до пациента суть его проблемы и показать варианты ее решения [2].

На основании выявленной психологической специфики профессиональной деятельности врача-стоматолога можно выделить основные требования к его коммуникативному поведению:

– высокий коммуникативный контроль на базе развитого субъективного профессионального контроля;

– рефлексивная эмпатия по отношению к пациентам разного возраста, различных социальных групп и статуса, что подразумевает наличие толерантности и гуманистических установок;

– адекватные стратегии поведения в конфликте;

– способность конструктивного решения конфликтных ситуаций и умение выведения эмоционального состояния пациента на адекватный задачам медицинского взаимодействия уровень;

– владение механизмами психологического воздействия, такими,  как убеждение и внушение  [5].

Это выдвигает психологическую компетентность в число значимых составляющих профессионального успеха врача-стоматолога и ставит задачу развития психологической компетентности студента, врача-интерна и практикующего врача-стоматолога на всем протяжении профессиональной деятельности.

В КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова создан Центр развития  коммуникативной компетентности (ЦРКК, руководитель – д.м.н. профессор Асимов М.А.), сотрудники которого разрабатывают и реализуют разноуровневые программы психологического сопровождения, развития и формирования коммуникативной компетентности студентов, врачей-интернов и оказывают активную методологическую поддержку ППС модулей учебно-клинического департамента стоматологии [6].

Формирование коммуникативной компетентности врача-стоматолога предполагает осуществление целенаправленной, последовательной, поэтапной деятельности по развитию коммуникативных навыков.  Навыки эффективной межличностной коммуникации с партнером (вне профессиональной сферы) приобретаются  студентами-стоматологами на младших курсах. Знание закономерностей коммуникативного процесса и приобретение базовых коммуникаций способствует психологической коррекции личности будущего стоматолога.  Развитие навыков профессионального общения в ситуациях «врач-пациент»,  осуществляется на старших курсах, когда студенты приступают к изучению профильных дисциплин, наблюдают за процессом приема пациентов, приобретают опыт  диагностики и лечения стоматологических заболеваний.

Во время обучения в интернатуре врачи-интерны-стоматологи приобретают специализированные коммуникативные навыки. Именно на этом этапе все сформированные ранее навыки  должны приобрести устойчивый характер [7, 8].

В разработанных модулями учебно-клинического департамента стоматологии  образовательных программах по специальности «Стоматология» в разделе «Аксиологический компонент» предусмотрено развитие у студентов следующих коммуникативных компетенций:

– налаживания первоначального контакта и дальнейшего установления долговременных отношений для эффективного процесса лечения;

–  снятия психо-эмоционального напряжения и тревожности в ходе ведения расспроса,  клинического обследования и лечения;

–  выражения поддержки и  готовности к совместному взаимодействию в ходе проведения лечения;  

 убеждающей речи в условиях оказания неотложной медицинской помощи;  прогнозирования;  

  безоценочного отношения к проблемным пациентам;

–   комментирования своих действий;

–  поиска причин дискомфорта у пациента;  поиска аргумента в пользу своей позиции;

– использования собственных эмпатийных возможностей в понимании эмоционального состояния пациента;

– формирования способов убеждения; соблюдения интонации в процессе коммуникации; ведения групповой дискуссии;

–   умения работать в интенсивном режиме;

–  взаимоотношений с пациентами в ургентных ситуациях и при обсуждении чувствительных тем;

–   управления конфликтами;

–   принятия решений и анализа последствий этих решений;

–   освоения основных моделей взаимоотношений при работе в команде;

–   совместного решения проблемы;

–   делового общения;

– краткого и правильного информирования (инструктирования) пациента в доступной форме при /после проведения процедуры.

На модулях стоматологического профиля вопросы коммуникативной компетентности рассматриваются на проблемно-ориентированных лекциях и лекциях с заранее запланированными ошибками.

На практических занятиях используются деловые игры, анализ клинической ситуации, разбор случаев, учебные видеофильмы, прямое наблюдение за коммуникативными навыками студента, наблюдение за работой преподавателя. Решением КОП учебно-клинического департамента стоматологии в Рабочие программы учебной и производственной практики (на 3-5 курсах) на стоматологическом факультете внесены изменения, предусматривающие проведение психологических тренингов со студентами стоматологического факультета сотрудниками ЦРКК.

Тренинги, несомненно, окажут позитивное влияние на развитие и формирование коммуникативных навыков у студентов-стоматологов, поскольку именно в них моделируются конкретные значимые ситуации общения, управления, проводится анализ реального поведения участников.

Основная цель, которую преследуют тренинги – это повышение компетентности за счет рефлексивного использования получаемой участниками группы информации о себе. Неоценимую пользу могут оказать и видеотренинги. В процессе видеотренинга просмотр и обсуждение видеозаписей дают возможность участникам получить оперативную обратную связь – информацию, понимать лучше себя и других людей.

Для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности на стоматологическом факультете разработан и внедрен в учебный процесс расширенный чек-лист для оценки межличностных и коммуникативных навыков студента, согласно которому уровень сформированности коммуникативной компетенции студента (врача-интерна) оценивается по следующим позициям:

  1. знакомство (представление);
  2. тональность (манера поведения);
  3. язык тела;
  4. четкость в формулировании вопросов;
  5. темп и последовательность беседы;
  6. использование профессиональной лексики по ходу беседы с пациентом;
  7. внимательность, заботливость;
  8. комментарии по ходу физикального исследования;
  9. уровень предоставления информации;
  10. консультирование;
  11. отношение;
  12. сочувствие и поддержка;
  13. завершение беседы.

Как показала практика, процедура оценивания с применением оценочной рубрики  (чек-листа) дисциплинирует студента и повышает ответственность преподавателя, при этом значительно возрастает объективность и прозрачность самой процедуры оценивания. Необходимо отметить, что по ходу оценивания студента (врача-интерна) преподаватель обязан  предоставить комментарии  как  элементы обратной связи, что дает возможность указать на сильные и слабые стороны студента, стимулировать его к самосовершенствованию и развитию.

 

Литература

  1. Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: Дисс… канд. психол. наук. –  Новосибирск, 2000. – 211 с.
  2. Кипиани А. И. Развитие коммуникативной компетентности врача-стоматолога как условие профессиональной успешности: Дисс…канд. психол. наук. – Ставрополь, 2006. – 214 с.
  3. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С.  Синдром выгорания: диагностика и профилактика.  – СПб., 2005.
  4. Ларенцова Л.И, Соколова Е.Д.  Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания // Российская стоматология.  – 2002, № 2. –  С. 34-36.
  5. Профиль и компетентность современного европейского стоматолога (в свете решений Болонской декларации) / A.J.M. Plasschaert, W.P. Holbrook, E. Delap // Cathedra: Стоматологическое образование в России. – 2006. – Том 5, N1. – С. 70-71.
  6. Асимов М.А., Мадалиева С.Х. Проблемы и перспективы развития коммуникативной компетентности в образовательном процессе КазНМУ // Вестник КазНМУ. – 2011, №2.- С.80 – 82.
  7. Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендирова – коммуникативные  навыки выпускника/ Под редакцией  А.А. Аканова, О.М. Мирзабекова, К.А.Тулебаева, М.А. Абировой, З.Б. Исиной,  М.А. Асимова. – Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендирова, 2011 – 126 с.
  8. Марданова Ш.С. Развитие коммуникативной компетентности студентов-стоматологов // Вестник КазНМУ. – 2011, №2.- С.91 – 93.

News

All


Video


Gallery

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Useful databases

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


About the journal

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Indexed by

Asfendiyarov Kazakh National Medical University

© 2021 KazNMU