ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

19 Sep 2012

Юсупова И.В.

Казахский медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

 

Түйін Бұл мақалада тілдік емес жоғары оқу орындары студенттерінде коммуникативтік құзыретті қалыптастыру үрдісінде кәсіби бағдарлы тілге оқыту мәселесі қарастырылады.

 

Резюме  В статье рассматривается вопрос профессионально-ориентированного обучения языку специальности в формировании коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов

 

Abstrakct   This article is dedicated to the matter of professional-oriented language education in forming communicative skills of students in non-language institution.

 

Современные условия  непрерывного развития медицинской науки и расширения информационного пространства ставят перед высшим образованием новые цели по подготовке специалистов, соответствующих стандартам высшего профессионального образования. Совершенствование учебного процесса в медицинском образовании диктует необходимость перехода от информационно-сообщающих методов и форм обучения к активным и интерактивным. Приобретение будущими медиками коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения способствует интенсификации учебного процесса, повышает  качество подготовки врача.

Концептуально новые  подходы к обучению языку в неязыковом вузе  представлены следующими положениями: профессионально-ориентированная направленность всего процесса обучения; коммуникативная, мотивированная активность студента; учет реальных коммуникативных потребностей будущего медика в общении с пациентами и коллегами в условиях  полиязычного  пространства; учет специфики профессионального общения как в сфере письменного, так и в сфере устного общения; опора на имеющиеся у студентов языковые, речевые и коммуникативные умения и навыки.

Целью профессионально-ориентированного обучения русскому языку в медицинском вузе является приобретение будущими медиками основ коммуникативной компетенции, необходимой для профессионального общения, овладение устными и письменными формами общения на языке специальности как средством информационной деятельности и дальнейшего саморазвития. Когнитивно-языковая и операционально-речевая компетенции позволяют студентам  использовать язык как средство получения профессионально значимой информации, используя разные виды чтения; коммуникативная же компетенция  позволяет участвовать в устном и письменном профессиональном общении. Приобретение будущими медиками основ коммуникативной  компетенции в сфере профессионального общения осуществляется  в процессе реализации конечных целей изучения дисциплины.

Цель когнитивно-языковой компетенции: знать  характерные особенности научного стиля медицинской литературы;  основы техники чтения текста по  специальности; основы аннотирования и реферирования специального (медицинского) текста; основные принципы самостоятельной работы со специальной  литературой; основные виды словарно-справочной литературы и правила работы с ними; наиболее распространенные  речевые формулы, необходимые для участия в профессиональном общении. Функция операционально-речевой компетенции реализуется в умении читать специальные тексты различной сложности   на основе владения активным и пассивным лексическим запасом; фиксировать полученную из медицинского текста информацию в форме конспекта, аннотации, реферата; различать изучаемые языковые средства и их функции в научном тексте. Цель коммуникативной компетенции: уметь составлять монологическое высказывание на медицинскую тему; составлять речевой фон на заданную тему; профессионально общаться с коллегами и пациентами с соблюдением норм речевого этикета; участвовать в беседе; аргументировано выражать собственную позицию и адекватно воспринимать речь собеседника; формулировать вопросы и обоснованно отвечать на них; владеть речевой ситуацией в профессиональной сфере общения.

Применение новых педагогических технологий в обучении языку специальности способствует достижению эффективной коммуникации между студентами в учебно-профессиональной сфере общения. Высшее профессиональное образование нацелено на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. Интеграция казахстанского образования в мировое образовательное пространство определила на сегодняшний день новые ориентиры для подготовки медиков: повышение конкурентоспособности современного специалиста на рынке труда и свободное владение своей профессией на уровне международных стандартов.

В свете этих изменений становится важным как приобретение специальных знаний, так и успешное овладение   языком специальности, при этом цели и содержание обучения общению ориентированы на профиль специальности. Вопросы повышения эффективности профессиональной компетентности будущих специалистов являются важной составной частью планов модернизации образования и создания новых технологий обучения, которым принадлежит ключевая роль в модернизации высшего образования. Наиболее продуктивными и перспективными среди них являются профессионально-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют организовывать учебный процесс с учётом профессиональной специализации, а также с ориентацией на личность обучающегося, его интересы, склонности и способности. Исходными данными для проектирования профессионально-ориентированных технологий обучения выступают образовательные и профессиональные стандарты с учётом целей и содержания обучения.

Позитивный потенциал и творческие возможности личности, которые могут получить своё развитие только в условиях комфортности обучения, также должны быть в полной мере учтены педагогом. В новых условиях значительно возросли требования к профессиональной компетентности, гибкости, способности к творчеству будущих специалистов, их способности применять знания и умения для решения конкретных ситуаций и вопросов, возникающих в реальной профессиональной деятельности. В условиях модернизации казахстанского образования предполагается и новый подход к обучению, в частности, к обучению языкам. В этих условиях актуальность компетентностного подхода к обучению в вузе очевидна. Сущность данного подхода заключается в развитии у студентов способности самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и иные вопросы в различных сферах и видах деятельности на основе использования полученных знаний.

Технологическая стратегия профессиональной подготовки студентов должна учитывать установки студентов на самоактуализацию и самореализацию, предоставляя студентам широкие возможности для самостоятельной углублённой профессиональной специализации на основе личных индивидуальных планов и образовательных программ. В настоящее время преподавателям необходимо создавать условия для творческого осмысления студентами учебного материала, его  связь с жизнью и практикой. Проектирование профессионально-ориентированных технологий обучения должно осуществляться через взаимодействие теории и практики, сочетание индивидуальной и коллективной работы, учебы с игрой, наставничества и самообразования. К принципам их построения относятся:

  • принцип интеграции обучения с наукой и практикой;
  • принцип профессионально-творческой направленности обучения;
  • принцип ориентации обучения на личность;
  • принцип ориентации обучения на развитие опыта самообразования будущего специалиста.

К числу значимых характеристик профессионально-ориентированных технологий обучения в высшей школе относятся использование новейших достижений дидактики, психологии, информатики и других наук, повышение информативной емкости содержания обучения, мотивация обучения,  обеспечение активной мыслительной деятельности обучающихся и развитие навыков критического мышления. Одним из условий качественной профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего образования является вовлечение в активную познавательную деятельность каждого студента в условиях, приближенных к реальным условиям профессиональной деятельности.

Сегодня высшая школа ставит задачу не только существенно обновить содержание обучения языку, но и ввести новые способы формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов. При отборе подходов формирования коммуникативной компетенции студентов учитывается соответствие форм и методов учебной работы поставленным целям формирования компетентного специалиста. Для этого нужно отобрать такие подходы, которые будучи направленными на формирование компетенций, могут быть названы компетентностными. Среди них выделяют те формы и методы работы, которые имеют не только учебное, но и профессиональное обоснование, при этом формирование компетенций студентов зависит от их активности.

В процессе обучения языку специальности студентов нефилологических факультетов можно использовать следующие компетентностные технологии:

ü  развитие критического мышления через чтение и письмо

ü  игровая технология (языковые игры, ролевые игры, ситуативные задачи)

ü  проблемные дискуссии

ü  технология интерактивного обучения (в парах, малых группах)

ü  сценарно-контекстная технология

ü  метод проектов

ü  метод дебатов

ü  технология модульного обучения

ü  метод кейс-стади

ü  метод ситуативных задач

К числу наиболее эффективных методик преподавания языка специальности относится метод кейс-стади. Сущность этого метода заключается в самостоятельной коммуникативной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной ситуации, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере. Обучаемым предлагается осмыслить ситуации профессиональной деятельности, которые предусматривают необходимость решения проблемы. В процессе разрешения возникшей проблемы обучаемые вынужденно актуализируют необходимый для этого комплекс усвоенных знаний. Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что даёт возможность широко использовать его для обучения языку будущей профессии. Метод кейс-стади – это эффективный метод активного обучения студентов-медиков старших курсов на основе реальных ситуаций. Можно сказать, что этот метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов как специалистов.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения разрешать проблемы, поэтому технологии для формирования профессиональной компетентности должны носить практико-ориентированный характер и в результате сформировать способность обучаемого к действию, решению профессиональных задач. Обобщая вышесказанное, следует отметить, что учет данных аспектов повысит эффективность учебного процесса и будет способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции в неязыковом вузе.  Актуальность  внедрения  компетентностных технологий в практику высшего профессионального образования в настоящее время обусловлена двумя тенденциями: первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации; вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях профессиональной деятельности.

Применение вышеперечисленных методов повышает уровень знания языка в целом; способствует развитию навыков использования терминов и их пониманию более эффективному, чем, простое заучивание; развивает творческое мышление, заставляя думать на языке; развивает навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на языке будущей профессии); учит формулировать различные типы вопросов; развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст; совершенствует навыки профессионального чтения научного текста или текста по специальности и обработки информации; учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение; позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу; позволяет студентам творчески мыслить.

Таким образом, коммуникативная компетенция в современных условиях становится не менее значимым компонентом квалификации специалиста, чем собственно профессиональные знания и умения. Практические умения ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации языковые средства, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с коллегами и другими специалистами в учебно-профессиональной и научной сферах, владеть нормами общения, поведения,  «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) способствуют эффективной реализации коммуникативной задачи профессионального общения.

 

Литература

  1. Гончарова М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. (Дискуссионный клуб FLT: современные тенденции и опыт профессионалов. Выпуск №5. С. 95-100).
  2. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения иностранным языкам. Монография. М.: Прометей. МПГУ. 2009.
  3. Образцов П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П.И. Образцов, О.Ю.Иванова. – Орел: ОГУ, 2005. С. 114-120.
  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций.- М.: Просвещение, 2002. С. 240-245.

News

All


Video


Gallery

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Useful databases

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


About the journal

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Indexed by

Asfendiyarov Kazakh National Medical University

© 2021 KazNMU