АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

19 Sep 2012

Еркебай Р.А.

АО «Медицинский университет Астана», город Астана

 

Резюме В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся в гармонизации образовательных стандартов разных странах мира. Открытое образовательное пространство предполагает рост мобильности студентов и сотрудничества преподавателей университетов разных стран, которая будет способствовать достижению   успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников университетов.

 

АКАДЕМИЯЛЫҚ ҰТҚЫРЛЫҚ – БІЛІМ  САПАСЫНЫҢ КЕПІЛІ

Еркебай Р.А.

Түйін Қазіргі кезде әр түрлі елдерде бірыңғай білім беру кеңістігін айқындайтын  стандарттарды  сәйкестендіру қалыптастырылуда. Ашық білім беру кеңістігі студенттердің академиялық ұтқырлықтарын арттырады және әртүрлі елдердегі университеттер оқытушыларының бірлесе қызмет етуі, университет түлектерінің өз таңдаған мамандықтарының биік шыңына жетуіне, еңбекке орналасу жүйесінің жақсаруына көмегін тигізеді.

 

ACADEMIC MOBILITY AS A CONDITION OF QUALITY ASSURANCE OF EDUCATION

Erkebai R.A.

Abstrakct   In this period of time, formed a unified global educational environment, which is expressed in the harmonization of educational standards across the world. Open educational environment involves the growth of student mobility and cooperation of university teachers from different countries, which will help to achieve success in their profession, improves the employability of university graduates.

Ключевые слова Академическая мобильность, Болонский процесс, элективы, европейское образование,  образовательное пространство.

Положение о важности мобильности всегда присутствует в болонских документах. Болонская декларация так формулирует задачи в данной области: «Способствовать мобильности за счет преодоления препятствий, эффективному осуществлению свободы передвижения, уделяя особое внимание: для студентов – доступу к учебным заведениям,  соответствующим услугам; для преподавателей, исследователей и административного персонала – признанию и подтверждению периодов, проведенных в европейских странах, в целях научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая  их статуса и законных прав».  Берлинское коммюнике (2003 г.) вообще называет «мобильность студентов, академического и административного персонала основой создания европейского пространства высшего образования». Главная цель мобильности – дать студенту возможность получить разностороннее «европейское» образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях европейской культуры, привить ему чувство гражданина Европы. «Академическая мобильность» отличается от традиционных зарубежных стажировок прежде всего тем, что, во-первых, студенты едут учиться за рубеж хоть и на ограниченные, но длительные сроки – от семестра до учебного года, и, во-вторых, во время таких стажировок они учатся полноценно, не только изучают язык и  отдельные дисциплины, а проходят полный семестровый или годичный курс, который им засчитывается по возвращении в базовый вуз. «Базовым вузом» является тот вуз, куда студент поступал и чей диплом он изначально хотел получить. В Болонском процессе различают два вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную». Под вертикальной мобильностью подразумевают полное обучение студента на степень в зарубежном вузе, под горизонтальной – обучение там в течение ограниченного периода (семестра, учебного года).

Основные проблемы в области мобильности в Казахстане сводятся к следующим моментам:

1. Организация мобильности только в рамках подписанных соглашений или меморандумов двустороннего/многостороннего характера. Как правило,  данные соглашения носят формальный характер и не являются функциональными;

2. Отсутствие интернационализации в контексте самих учебных планов. Они

не ориентированы на развитие языковых навыков студентов, привлечение иностранных профессоров и последующее трудоустройство на международном рынке труда;

3. Слабость потенциала и низкая квалификация сотрудников международных

отделов вузов Казахстана;

4. Слабые языковые навыки как студентов, так и преподавателей, особенно

это касается знания второго и третьего иностранного языка.

Понимая выгоды, которые несет в себе развитие мобильности для роста конкурентоспособности вузов, страны и всего европейского образования, развития единого рынка труда и конкурентоспособности европейской экономики в целом, правительства и европейские организации начали с новой энергией поддерживать развитие академической мобильности, видя в ней и инструмент, и одну из целей Болонского процесса. План действий по развитию мобильности в европейских университетах был разработан и поддержан Советом Европы в 2000 г. (Ницца). План исходил из признания факта, что создание европейской зоны знаний – один из главных приоритетов развития Европы. А свободная, без препятствий мобильность всех участников образовательного процесса – студентов, преподавателей, исследователей, администраторов – должна стать базой для этого, являясь одним из главных условий повышения конкурентоспособности и привлекательности образования в европейских университетах.

Планом были провозглашены три главных цели:

  1.  определить более точно концепцию мобильности и сделать ее более демократичной;
  2. развить соответствующие формы финансирования университетской мобильности;
  3. расширить академическую мобильность и улучшить для нее условия.

Необходимо   обратить внимание на следующие аспекты:

ü    Потенциальный студент, выезжающий по программам мобильности, должен прибывать в зарубежный вуз, свободно владея или английским языком, или языком страны пребывания. Это делает актуальным вопрос об организации углубленного изучения английского языка во всех казахстанских вузах, не только языковых или гуманитарных.

ü     Организация программ мобильности. Проблемы практической организации мобильности явно различаются применительно к казахстанским студентам, которые выезжают в зарубежный вуз, и применительно к прибывающим на обучение в РК иностранным студентам. Очевидно, мобильность правильнее организовывать на уровне вузов или факультетов с теми зарубежными университетами, с которыми у конкретного вуза уже установились партнерские отношения. В этом случае не придется отдельно изучать учебные планы вуза, куда едет студент;

ü    Взаимозачет кредитов может быть заранее оговорен долговременными соглашениями. В отношении студентов, изъявивших желание пройти обучение по программам мобильности в казахстанском вузе, также действует ряд ограничений. Исходя из аудиторного фонда, численности академических групп и наличия общежития, необходимо заранее определить примерные квоты на прием.

ü    Организация информирования потенциального студента. Необходимо предоставление максимально полной информаций относительно условий его пребывания в Казахстане, включая самый широкий круг вопросов, например, иммиграционное законодательство, медицинского обслуживания, климата, культурные традиции и пр. Содержание типового информационного пакета достаточно подробно разработано европейскими вузами и легко может быть отыскано на веб-сайтах университетов-партнеров.

ü     Разработка каталога курсов, предлагаемых для студентов по обмену. Данный каталог должен содержать наиболее полную информацию об учебных дисциплинах, системе оценки, календарном плане и другие характеристики, необходимые потенциальному студенту для выбора программы обучения в зарубежном вузе.

 

Литература

1. Афанасьев А.Н., Болонский процесс в Германии / А. Н. Афанасьев // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.- С.54-57. Болонский процесс – точка отсчета интеграции России в Европу.

2. Байденко В.И., Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В. И. Байденко// Высшее образование сегодня. – 2004. – № 2. – С. 14-19.

3. Барблан Андрис. Академическое сотрудничество и свобода передвижения в Европе: что было и что будет // Высшее образование в Европе. – 2002. – №№ 1, 2.

4. Кунанбаева С.С. “Болонская конвенция и международное научно-образовательное пространство” – круглый стол, Алматы, 2007

News

All


Video


Gallery

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Useful databases

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


About the journal

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Indexed by

Asfendiyarov Kazakh National Medical University

© 2021 KazNMU