ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА

19 Sep 2012

Кудиярова А.О.

гимназия №36 им. Б.Атыхан улы, г.Алматы

ОРЫС ТІЛІ САБАҒЫНДА ЖАҢА АҚПАРАТТЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ҚОЛДАНУ

Кудиярова А.О.

Түйін Бұл мақалада орыс тілі сабағының коммуникативтік және мәдениетаралық құзырлықтарға ие болуы,тәжірибелік қатынас пен интернет ресурстарынсыз мүмкін еместігі жөнінде айтылады.Интернет студенттер мен оқытушыларға керекті ақпаратты алу үшін жағдай туғызады.Интернет ішіндегі ресурстар үш тілде жүруі қажет – қазақша, орысша, ағылшынша. Интернет арқылы жаңа ақпараттық технологияларды қолдануға болатындығы баяндалады.

 

Abstrakct    The article is about using internet-resources at the Russian lesson.

The students and teachers can take necessary information from internet.

They can use new informational technology from internet.

 

Требования к специалисту в плане межкультурного общения в современном мире велики и предполагают овладение им на уровне пользователя не одним, а несколькими иностранными языками. Особенно важным является развитие многоязычной и поликультурной языковой личности. Полиязычная  личность – это показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации, способность реализовать себя в рамках диалога культур. Другими словами , это формирование умения в познании собственной культуры и культуры других народов. Языковая личность – есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений и готовностей к осуществлению языковых поступков разной степени сложности: поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение ), а с другой – по уровням языка (фонетика, грамматика, лексика). Успешное формирование автономной языковой личности непосредственно связано со становлением учебной компетенции обучаемого, т.е. способности управления своей учебной деятельностью.

В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий в обучении русскому  языку.

В  практике  преподавания русского языка  на современном этапе обучения используются следующие технологии:

1)проектные технологии

2)информационные технологии

3)технологии языковых портфелей

4) модульно-блочные технологии

Наиболее доступными, но пока малоприменимыми являются информационные технологии.

Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках русского  языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.

Применение информационных технологий на уроках русского  языка (интерактивные доски, слайды, презентации и т.д.) позволяет  создать условия практического овладения языком для каждого ученика, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявлять инициативность и творчество. Обучающие программы позволяют изменить преподавание языков в школе, Интернет ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечить индивидуализацию с учетом способностей детей, их уровня  обученности, склонностей.

Обучающие CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Интерес у учащихся вызывают  разнообразие тем, красочность, увлекательность компьютерных программ. Обучение с помощью компьютера позволяет организовать самостоятельную работу учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности. Каждый учащийся имеет возможность работать в индивидуальном режиме при обучении аудированию, говорению, грамматическим явлениям и другим аспектам языка, добиваясь положительных результатов. Как вспомогательные средства обучения  языку компьтерные программы позволяют уделить особое внимание отстающим в учебе учащимся, детям, имеющим физические недостатки в условиях домашнего обучения. Учащиеся используют мультимедийные элементы в своих домашних работах, передают их в электронной форме на дискете или через Интернет.

Реализация по применению информационных технологий ведется в двух направлениях:

1. для создания материальной базы уроков (разработка раздаточного и дидактического материала для введения и закрепления учебного материала, материала для контроля и самоконтроля, материалов для чтения, письма и перевода). Материал для таких разработок можно получить из таких источников, как:

  • учебно-методическая и дополнительная литература
  • учебные мультимедийные компакт-диски
  • ресурсы Всемирной сети;

2. использование ИКТ в процессе учебной деятельности, т.е. на уроке:

а) использование готовых программных средств.

На сегодняшний день очень много учебных дисков, рассчитанных и на обучение чтения, письма, аудирования, говорения, объяснение и повторение различного грамматического материала с соответствующими заданиями и упражнениями. Учитель должен правильно подобрать нужный ему материал и использовать его в доступной для учащихся форме. Но есть один нюанс: такие программы обычно рассчитаны для работы с ПК один на один, т.е. невожможно работать со всем классом вместе. В таком случае ученик может приобрести эти учебные диски для самостоятельного изучения  языка, а учитель – использовать отдельные фрагменты материала дисков для самостоятельной разроботки программных средств, возможных для работы в  классе.

в) создание мультимедийных средств обучения на основе данных, полученных из источников, приведенных выше. Для этого удобно применять, например, приложение Power Point.

с) программные средства для разработки и проведения компьютерных тестов. В разработке таких программных средств учитель также может пользоваться ресурсами Интернета, где он может найти бесплатные и условно-бесплатные программные средства.

Создание и накопление материальной базы для проведения уроков осуществляется по тематическому и лексико-грамматическому распределению материала, использование которых возможно в любом классе с учетом их возрастных и познавательных способностей.

Наряду с традиционной методикой работы по обучению иностранному языку непосредственное использование ИКТ в учебном процессе внедряется пока только в старшем звене, т.к. на сегодняшний день предмет “Информатика и информационные технологии” изучают только ученики 10-11 классов и у них больше навыков и умений в работе с ПК. Но использование ИКТ на уроках возможно в любом звене, в любом классе при условии адаптирования учебного материала и соблюдения всех санитарно-гигиенических норм при работе с ПК.

Хочется еще раз подчеркнуть,что учебный процесс должен строиться по традиционной методике обучения  языкам, а ИКТ учитель использует только для облегчения своей работы, для обогащения учебного материала, для повышения познательной активности школьников, а также усиления мотивации. ПК является одним из технических средств, который учитель может использовать в своей деятельности.

Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьтером должна быть организована  так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно – мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и разширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским  языком,как на уроке, так и во внеурочное время.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет применять множество дидактических подходов – обучение в деле, совместные занятия, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение. Участие в разнообразных Интернет-проектах позволяет поощрять и усиливать стремление учащихся к учению, обеспечивать самомотивированность учащихся, возрастание интереса по мере вовлеченности в работу, обучать на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, поддерживать педагогические цели когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, анализа, синтеза. Все это создает предпосылки к повышению эффективности и качества образования, подготовке выпускника с активной жизненной позицией,готового к изменениям, происходящим в современном обществе.

 

Литература

  1. Назарбаев Н.А. Послание «Новый Казахстан в новом мире», 2007
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие. – М.:Академия,1999
  3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.:АРКТИ, 2005
  4. Петрова О.А., Информационные технологии в обучении русскому языку. МОУ «Гимназия №1», г.Бийск.

News

All


Video


Gallery

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Useful databases

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


About the journal

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Indexed by

Asfendiyarov Kazakh National Medical University

© 2021 KazNMU