АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ЛЕКЦИОННОМ КУРСЕ

19 Sep 2012

 

 

 

 

 

Зазулевская  Л.Я.

Казахский национальный медицинский университет

им. С.Д. Асфендиярова

 

Резюме  В статье дан анализ использования различных   форматов лекций при изложении  сложного раздела терапевтической стоматологии «Болезни слизистой оболочки полости рта», как одних из методов активации познавательной активности студентов.

Ключевые слова  Активные методы, визуализация, мультимедийность,  лекция пресс  – конференция.  Внедрение в учебный процесс вузовского образования новых активных    форм обучения  было обусловлено   ориентацией  на отдельного  студента, на развитие его  познавательной активности и   творческих способностей.

 

ДӘРІСТІК КУРСТАҒЫ БЕЛСЕНДІ ОҚЫТУ ӘДІСТЕРІ

 Зазулевская Л.Я.

Түйін  Мақалада студенттердің таным белсенділігін арттыру әдістерінде терапиялық стоматологияның күрделі бөлімі – «Ауыз қуысының кілегейлі қабағы аурулары болыма әр- түрлі форматтағы дәрістерді қолдану туралы анализ берілген».

Түйінді сөздер  Белсенді әдістер, мультимедия, визуальды, әдістер, пресс- конференция дәрістері.

 

ACTIVE METHODS EDUCATIONS IN LECTURE COURSE

 Zazylevskaya L.Y.

Abstrakct   In article have analyses of used different formats of lecture with difficult chapter of therapeutic dentistry ‘Diseases of oral cavity’ like a one method of activation work of students.

Keywords active methods, visualization multimedia, lecture, press- conference.

Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена, главным образом, не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение  знаниями и умениями.  Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями.

Последняя классификация методов активного обучения представлена следующим образом: 1. принудительная активизация мышления. Суть этой особенности в том, что обучаемый вынужден быть активным, независимо от того желает он этого или нет. 2.  длительное  вовлечение обучаемых в учебный процесс (1).

Целью любой лекции   является:

  • формирование системы знаний по учебной дисциплине;
  • научить  студентов умению аргументировано излагать научный материал;
  • формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
  • излагать новые знания, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях.

По целевому назначению  лекции подразделяются на:

  1. вводные курсы – для мотивации студентов, выделение основных проблем курса, сообщение новых знаний;
  2. общий систематический курс  – освещение  основного содержания курса  в сжатой форме;
  3. обзорные курсы – научное обобщение   курса, освещение основных  тем с учетом подготовленности студентов.

     По форме организации: информационная лекция, проблемная, лекция визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция  – пресс – конференция, лекция – дискуссия,  беседа, лекция с применением обратной связи, лекция с опорным конспектированием, мотивационная лекция – формирование познавательного интереса к   содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Лекция строится по классическому плану: во вступлении лектор называет тему лекции, ее профессиональную значимость, новизну и степень изученности излагаемого вопроса.     Лекция должна  раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления.   План лекции  должен отражать  основные вопросы,  подлежащие рассмотрению на  лекции,  напоминание о  вопросах, рассмотренных на прошлой лекции и их связь с новым материалом. Рекомендуемая литература   по данному вопросу может предлагаться во  вступлении или после определенного раздела. Излагается  содержание лекции в строгом соответствие с предложенным планом. Заключение содержит ответы на вопросы студентов  и использование приемов закрепления информации – обратная связь. Лекции по клиническим дисциплинам должны строиться на анализе конкретных сведений по теме лекции, иллюстрироваться примерами, подтверждающими  теоретические  положения (этиология, патогенез заболевания).

В соответствие с планом внутрикафедрального контроля и планом внедрения интерактивных методов  в учебный процесс,  на  модуле терапевтическая стоматология в осеннем семестре   прочитаны открытые лекции с использованием активных форм изложения лекционного материала.

Проблема активизации познавательной активности  студентов на старших курсах  в связи с сокращением лекционных часов диктовала  пересмотра принципов подготовки лекционного материала и  форм его подачи.

      Лекция – визуализация – использование принципа наглядности. Наглядность   учит студента преобразовывать  устную и письменную информацию в   визуальную форму, что формирует  профессиональное мышление (1).

В задачи лекции – визуализации входило: обеспечить усвоение новой информации,  создание и разрешение проблемных ситуаций, демонстрация  разных способов визуализации.

На лекции  использовались различные формы наглядности:

• изобразительные (слайды, рисунки, фото);

• символические (схемы, таблицы).

Подготовка лекции-визуализации  состояла в реконструировании содержания всей лекции   в демонстрационные материалы   и   формы наглядности  (графики, рисунки), которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями содержательной информации.  Лекцию – визуализацию на тему «Проявление дерматозов в полости рта. Красный плоский лишай, клиника, диагностика, лечение» прочитала для студентов 5 курса проф. Зазулевская Л.Я.

При подготовке  лекции-визуализации  учитывались:

  • профессиональная направленность;
  • особенность   темы лекции: клиника, диагностика проявления дерматозов в полости рта

В лекции  визуальные формы  были представлены в виде мультимедийной презентации в программе PowerPoint. Мультимедийность способствует комплексному восприятию информации. Часть (1/3) слайдов отображала текстовой материал в  виде  – схем  и алгоритмов диагностики, дифференциальной диагностики, протоколов лечения. В основной клинической части лекции    демонстрировались клинические  примеры  проявления  дерматозов в полости рта в виде электронных презентаций, которые являются  главным   средством  повышения эффективности лекционных занятий. Чтение   лекции – визуализации сводилось к  комментированию  демонстрируемых визуальных материалов.

Конспектирование  лекции – визуализации предполагает схематичное изображение ее содержания. Условно существуют три варианта конспектирования. Первый – выделение времени во время лекции на перерисовывание необходимых наглядных изображений.  Второй – классический вариант – готовится преподавателем раздаточный материал: графики, схемы, таблицы. Третий – самый распространенный –   электронная версия лекции, для последующей самостоятельной распечатки студентом или изучения с использованием компьютера (2,3).

Нами  чаще используется третий вариант, когда  лекция студентом может быть скопирована с компьютера.

Лекция – визуализация  – является    методом побуждения познавательного интереса студентов, способствует более успешному  усвоению материала,   активизирует умственную деятельность слушателей.

Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует   лучшему запоминанию учебного материала, но и   подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. Основной акцент в этой лекции делается на более активное включении в процесс мышления зрительных образов, то  – есть на  развитие визуального мышления.   Визуальное мышление  существенно повышает эффективность  восприятия, понимания и усвоения информации и ее превращение в знания. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – девиз лекции визуализации  (4).

На проблемной лекции  в отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть», новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. Задача преподавателя, создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. В ходе этого процесса в сотрудничестве с преподавателем студентами  приобретаются новые знания. Таким образом, процесс познания слушателей при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие  для лектора приподготовки лекционного материалаи при его развертывании непосредственно на лекции реализовать принцип проблемности содержания. Конспектирование такой лекции предполагает предельное внимание студентов – записывать следует только верные положения, иначе в будущем разобраться в логике конспекта будет невозможно.

Лекция  – провокация (с заранее запланированными ошибками) на тему «Болезни пародонта,  этиология, патогенез» была прочитана д.м.н. Жолдыбаевым С.С. Лекция с заранее запланированными ошибками  предполагала наличие определенного количества ошибок   в содержании лекции. Особенность подготовки к  данной  лекции   состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического или  поведенческого характера. Их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно  допускают студенты при изложении материала по данной теме. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их   и назвать в конце.

После объявления темы лекции   преподаватель сообщил  студентам, что в  ней будет сделано определенное количество ошибок, в основном, содержательного  характера. Задача студентов – по ходу лекции фиксировать ошибки  и назвать их в конце.  Это заявление  заставило студентов сосредоточено слушать лекцию и выискивать ошибки.

Лектором были запланированы  следующие ошибки:

1. для определения знания  анатомии тканей пародонта: «циркулярные волокна расположены в апикальной части периодонта».

2. ошибка при подаче  информации по патоморфологическим признакам: «дистрофия пародонта  это деструкция костной ткани»  (на внимание студентов);

3.ошибка  на закрепление материала касалась рентгенологических изменений при определении степени  тяжести генерализованного  пародонтита: при легкой  степени  пародонтита наблюдается резорбция костных структур  до ½ корня зуба.

При внимательном слушании лекции ошибки были легко узнаваемы.  В конце лекции состоялся разбор ошибок,  на который до конца лекции осталось 15 минут.  Часть правильных  ответов на допущенные ошибки  высказали студенты, другие ошибки озвучил лектор. При этом преподаватель имел перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе студентов   показал в конце лекции.   Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая  определить трудности усвоения отдельных разделов темы лекции.    Студенты конспектировали  всю лекцию,  а при разборе ошибок вносили коррективы в свои записи.

Лекция – «пресс-конференция» –  прочитана доцентом Сапаевой Н.Г. на тему «Вирусные заболевания. Классификация, клиника, лечение».  До начала лекции, тему которой студенты знали из программы, лектор попросила  слушателей      письменно в течение 2-3 минут задать  ей интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме.  Затем   в течение 5 минут лектор  систематизировала   вопросы по   содержанию  и начинала читать лекцию. Лекция излагалась не как ответы на вопросы, а как связанный текст, в процессе изложения которого  были даны ответы на интересующие студентов вопросы.

Форма лекции «лекция-пресс – конференция» представляет собой  имитацию   профессиональной ситуации: диагностику различных по клинике  проявлений герпетической инфекции (простой герпес, острый герпетический стоматит, ящур, опоясывающий лишай),  при  которых необходимо  оценивать большое количество информации (жалобы, анамнез, особенности течения), назначить адекватные методы  обследования и, в зависимости от характера заболевания, определить протокол лечения. При этом использовались разные типы наглядности (презентация клинических случаев, алгоритм диагностики  и др.), оптимальные для донесения какой-либо определенной информации. Это позволяет сконцентрировать внимание  студентов на наиболее существенных аспектах  содержания лекции, глубже  их понять и усвоить. В конце лекции преподаватель провела анализ поданных студентами  вопросов и определила сложные моменты в  содержании  лекции,     которые, судя по заданным вопросам, вызвали наибольший интерес  аудитории. Как показал анализ, вопросы,  в основном, касались проявления в полости рта СПИДа, наличия вакцины  против ВИЧ – инфекции,  меры  защиты  на стоматологическом приеме,   правовые нормы приема ВИЧ-инфицированного больного. Студенты  аргументировано  добавляли  информацию, изложенную лектором, проявили большую заинтересованность к теме лекции.

Целью   лекции – дискуссии     является  привлечение  студентов к  проблемным вопросам по теме лекции,   систематизации их  знаний по изучаемой проблеме  и     определение качества усвоения материала.

На аналогичную тему «Вирусные заболевания. Классификация, клиника, лечение» (на государственном языке) студентам 5 курса прочитала проф. Мезгильбаева Д. М.,  используя формат «Лекция скомпьютерными презентациями».  Наиболее эффективным,  в данном случае, является использование электронных презентаций.  В связи с достаточным демонстрационным материалом  по теме «Вирусные поражения» использование компьютера  дало возможность лектору демонстрировать яркие клинические примеры, комментируя их содержание.

Для раскрытия сложных теоретических положений  (патогенез вирусной инфекции)  лектор использовала схемы, специальные термины были даны в транскрипции на  русском и латинском языках.  Для лучшего усвоения клинических  проявлений  разных форм герпетической инфекции в полости рта, приводились  наиболее интересные  случаи. Демонстрация сложных случаев проявления герпетической инфекции в полости рта,  ошибки, допускаемые практическими врачами  при диагностики и назначении лечения, показывали  связь излагаемого материала с практикой.   Разбор конк­ретных ситуаций развивает у будущего врача способность к анализу нетипичных   клинических случаев. Вопросы по новым противовирусным препаратам вызвали дискуссию, продемонстрировали практическую направленность лекции,  значение приобретаемых знаний в будущей практической деятельности. Заканчивая лекцию, лектор ориентировала  студентов  на самостоятельную работу с современной   литературой по данному вопросу.

       Лекцию –   дискуссия на тему «Заболевания языка. Глоссалгия, расстройство вкусовой чувствительности» прочитала доцент Искакова М.К. Глоссалгия  – заболевание, которое относится к  неврогенным поражениям, проявляющимся различными парестезиями, нарушением чувствительности слизистой полости рта и кожи лица, изменением функции слюноотделения и вкуса и  некоторыми парабульбарными расстройствами.  В этиологии заболевания много  нерешенных спорных  вопросов. Клинические проявления глоссалгии  имеют  схожие симптомы с  различной нейрогенной патологией, что затрудняет постановку диагноза.  В связи с чем, и   был выбран  формат чтения лекции, включающий   изложение новой  информации, постановку нерешенных  вопросов, организацию дискуссии  и поиск ответов на поставленные вопросы.  По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводила примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем, например, по этиологии заболевания, и предлагала студентам  их обсудить. Вопросы студентов касались нетрадиционных методов лечения  больных глоссалгией и   вклада ученых кафедры  в изучении проблем глоссалгии.  В промежутках между разделами лекции студентам представлялась возможность  обменяться    мнениями по спорным  вопросам,  лектор  подводила итоги,  и лекция продолжалась.

Прочитанные лекции были обсуждены на заседании модуля, определены  положительные и отрицательные стороны разных форм подачи лекционного материала.    Подводя итоги  внедрения в лекционный процесс интерактивных методов обучения можно сделать выводы, о преимуществах  такого формата изложения лекционного материала.     Приходя на лекцию, студент должен знать  тему  лекции и  познакомиться хотя бы с первичным (по учебнику) материалом.   Использование мультимедийных методов   изложения сложного теоретического  и клинического материала, направлено на привлечение внимания студентов к его важнейшим моментам, позволяет увеличить объем и повысить  уровень учебной информации, что  невозможно  при традиционном методе  изложения.  Известно, что  технология показа всегда убедительнее технологии рассказа  –  соотношение такое же, как между зрительной и слуховой информацией  «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (3,4)..

 

Литература

  1. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия /под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). — Ростов на/Д: «Феникс», 2002.—512 с.
  2. Теория обучения: современная интерпретация: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.И Загвязинский. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.—192с.
  3. Мультимедиа в образовании./ Христочевский А. // Компьютер Пресс. 1996, № 8. — с.7–10.
  4. Лекционная мультимедиа  аудитория. / Казаков В.Г., Дорожкин А.А. и др. // Информатика и образование. -1995, №4 .- С.105-110

Жаңалықтар

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индекстелген

С.Ж. Асфендияров атындағы Қазақ ұлттық медицина университеті

© 2021 ҚазҰМУ