КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУРСОВ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

19 Sep 2012

 

Джумашева Р.Т., Сапаргалиева А.Д.

Казахский национальный медицинский университет

имени С.Д.Асфендиярова, Алматы

 

Резюме  В статье обсуждаются методики для измерения деятельности преподавателя, которые включают количественные и качественные характеристики – анкетирование и фокус-группа, а так же результаты курса для врачей-интернов. Использование количественных и качественных методик оценки деятельности преподавателя показало, что навыки, полученные врачами-интернами, сохраняются и используются в повседневной работе.

Ключевые слова качественные и количественные методики, анкетирование, фокус-группа.

 

МЕДИЦИНАЛЫҚ БІЛІМ БЕРУДЕГІ КУРСТАР ТИІМДІЛІГІН САНДЫҚ ЖӘНЕ САПАЛЫҚ ЖАҒЫНАН БАҒАЛАУ ӘДІСТЕРІ.

Джумашева Р.Т., Сапаргалиева А.Д.

Түйін Мақалада оқытушының жүргізетін жұмысын сауалнама және фокус-топтар арқылы сипаттайтын сандық және сапалық әдістер, сонымен қатар интерн-дәрігерлерге арналған курстар нәтижелері қарастырылады. Оқытушының жүргізетін жұмысын бағалаудың сандық және сапалық әдістерін пайдалану интерн-дәрігерлердің алған дағдылары олардың күнделікті жұмыстарында да қолданылатындығын да көрсетті.

Түйінді сөздер  Сандық және сапалық әдістер, сауалнама, фокус-топ.

 

QUANTITATIVE AND QUALITATIVE METHODS OF EVALUATION OF COURSE EFFECTIVENESS IN THE MEDICAL EDUCATION

Jumasheva R.T., Sapargaliyeva A.D.

Abstrakct  The authors discuss methods allowing to evaluate the professor’s impact in the classroom, including quantitative and qualitative methods (questionnaires and focus-groups), as well as results of the course for interns. The use of qualitative and quantitative methods of evaluation demonstrated that skills acquired during the course, are preserved and used in the everyday work.

Keywords   qualitative and quantitative methods, questionnaires, focus-group.

 

Оценка качества работы преподавателя является одной из сложных процедур в системе современного образовательного процесса, что связано с выбором объективных критериев  эффективности педагогической деятельности. В настоящее время в практике высшей школы используются достаточно эффективные методики для измерения деятельности преподавателя, которые включают количественные и качественные характеристики. И хотя они все еще несовершенны и требуют доработки, их использование помогает в той или иной мере оценивать результаты проведенной преподавательской работы. Самыми популярными методиками являются:

  1. Анкетирование,
  2. Фокус-группа или фокусированное интервью.

Перечисленные методики мы использовали для оценки эффективности авторского курса профессора А.Д.Сапаргалиевой «Экспертная оценка медицинских документов», который уже второй год проводится для врачей-интернов по специальностям «терапия», «детская хирургия», «хирургия», «акушерство».

Анкетирование. Анкетирование использовалось с целью получения общей информации. Анкетирование позволило следовать плану нашего исследования, в связи с тем, что процедура «вопрос-ответ» была строго регламентирована. При помощи метода анкетирования мы получили довольно высокий уровень массовости исследования, так как в анкетировании участвовали 399 врачей интернов. К особенностям этого метода можно отнести его анонимность, так как заранее врачи-интерны были информированы, что в анкете не нужно было указывать свою фамилию и группу, но фиксировались факультет и ответы на вопросы. В анкету, предложенную врачам-интернам, были включены 5 вопросов, касавшиеся программы курса, дидактических материалов курса, оценки собственного участия, а также места проведения курса. Вопросы были не открытыми, что потребовало от респондентов определенной работы во время анкетирования. Вопросы были сформулированы так, чтобы врачи-интерны могли дать критическую оценку курсу, и оценить те навыки, которыми овладели в ходе курса. В анкету были включены такие вопросы, как  «Какой раздел курса вам понравился, или не понравился больше всего, и почему?», или «Какие, по вашему мнению дополнения можно внести в программу курса для ее улучшения?» и т.д. То есть, респондентам было предложено высказать свое мнение о достоинствах и недостатках курса.

Результаты анкетирования позволили установить, что часть врачей-интернов уже имела опыт оценки историй болезни, который они приобрели на смежных кафедрах (детских инфекций, детской хирургии, клинической фармакологии, амбулаторно-поликлинической педиатрии, акушерства, внутренних болезней, хирургических болезней, неонатологии, инфекционных болезней) или во время выездной практики.

Результаты анкетирования показали, что наиболее важным разделом курса стала ролевая клинико-анатомическая конференция. Свой выбор в пользу клинико-анатомической конференции респонденты объяснили практической необходимостью участия в подобных конференция в будущем, и возможностью даже в игровой форме получения необходимого опыта. По мнению врачей-интернов, курс был организован и проведен хорошо, так как для курса были представлены все дидактические материалы на электронных носителях. Наличие методического материала упростило процесс обучения, так как  имелся постоянный доступ к методическим документам, включавшим полную программу курсу, силабус, и дополнительные материалы в виде учебного пособия (А.Д.Сапаргалиева, методическое указание «Введение в секционный курс», Алматы, 2002).  Результаты анкетирования показали, что врачи-интерны высоко оценивали и собственное участие в проведении курса, объясняя это тем, что затратили большое количество собственного времени на коротком курсе, чтобы получить знания, но что было не менее важно – и высокую оценку.

В ходе анализа результатов анкетирования мы получили ответы на вопросы о том, что нового приобрели врачи-интерны в ходе цикла. Большинство врачей-интернов отметили, что научились самостоятельно добывать знания, работать в команде, задавать вопросы, выступать в дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения, получили опыт организации конференций и «примерили» на себя разные роли – «врача-клинициста», «патологоанатома», «рецензента», «председателя клинико-анатомической конференции», «модератора секционного заседания научно-практической конференции».

Фокус-группа. Методика фокус-группы  также использовалась нами для сбора и анализа информации, и данный метод позволил с высокой степенью достоверности оценить эффективность курса, при этом с вычленением каждого фрагмента курса: вводного занятия, игровых клинико-анатомических конференций (которых было по программе курса, как минимум 3), научно-практической конференции, финального занятия – экзамена и анонимного анкетирования.

Метод фокусированного интервью впервые был введен в практику социологами – Р.Мертоном и Р. Кендаллом (США, 1944 г.), но сегодня активно используется в любой отрасли, в том числе и медицине. Ценность использования фокус-группы заключается в том, что этот качественный метод позволяет получить ответ на вопросы «как именно» и «почему». В ходе проведения фокус-группы респондентами были заведующие отделениями Городской детской инфекционной больницы и преподаватели кафедры детских инфекционных болезней КазНМУ, так как врачи-интерны педиатры обучались на курсе «Экспертная оценка медицинских документов». Мы применили методы глубинного группового интервью, которое позволило нам получить необходимую информацию. Нас интересовала информация о том, изменилось ли отношение врачей-интернов к оформлению медицинских документов, появились ли какие-то новые отношения внутри групп между врачами-интернами, изменилась ли мотивация к обучению и в чем это выражается. Кроме того, нас интересовало мнение респондентов о том, дает ли данный цикл навыки исследовательской работы, нужен ли вообще данный цикл для врачей интернов.

Результаты фокус-группы показали заинтересованность старших коллег в педагогическом процессе – в процессе подготовки врачей-интернов. Они отметили, что впервые участвуют в интервью в таком формате. Более того, в ходе фокус-группы мы выяснили и проблемы, с которыми сталкиваются выпускники нашего университета, хотя это был уже «побочный продукт» интервью.

Ценность работы фокус-группы заключалась в том, что в групповое обсуждение были включены заведующие отделениями, занимавшие одинаковое положение в клинике, что предполагало свободное высказывание собственного мнения, отсутствие  психологических барьеров, разделявших участников группы. Именно поэтому, высказывания участников носили довольно яркие эмоциональные окраски. Мы попытались «фокусировать» участников фокус-группы на вопросах, которые нас интересовали, с целью получить еще и скрытую информацию. Респонденты отметили, что наиболее заметным изменением стало более ответственное отношения врачей-интернов к ведению медицинской документации. При этом, все участники фокус-группы отмечали практическую ценность курса «Экспертная оценка медицинских документов», отмечая, что его необходимо продолжать.

Предварительные результаты нашего исследования показали, что требуется тщательная подготовка для работы с фокус-группой – разработка подробного сценария, ведение самой фокус-группы, обработка полученных результатов. Мы планируем проведение дальнейших исследований с формированием фокус-групп на других базовых кафедрах, для получения объективной информации о процессе обучения врачей-интернов и эффективности проведенного курса.

Заключение. Использование количественных и качественных методик при оценке курсов позволяет нам получить не только достоверную информацию о ценности предложенного курса, но и внести в  педагогический процесс исследовательский компонент. Анонимное анкетирование, как одно из количественных  методик, которое мы использовали на протяжении двух лет, четко показало отношение врачей-интернов к самому процессу обучения, к личности преподавателя и к самому себе. Проведенная фокус-группа с участием заведующих отделениями инфекционной больницы, продемонстрировала что навыки, полученные врачами-интернамив ходе курса, сохраняются и используются в повседневной работе в клинике. Для завершения нашего исследования с использованием  количественных и качественных методик оценки эффективности курса, мы планируем проведение глубинного индивидуального интервью с резидентами, что позволит нам сделать выводы о реальной выживаемости знаний и степени сохранности приобретенных навыков.

Жаңалықтар

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индекстелген

С.Ж. Асфендияров атындағы Қазақ ұлттық медицина университеті

© 2021 ҚазҰМУ