ЗДОРОВЬЕ ВЫПУСКНИКА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОЦЕНКЕ ЕГО КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЛЯ САМООБУЧЕНИЯ В МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

19 Sep 2012

Ахмадеева Л.Р., Мусина Ф.С., Ахмадеева Э.Н., Семенова С.И., Липатова Е.Е., Амиров А.Ф., Кутлубаев М.А.

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г.Уфа

Резюме  В работе приведены результаты исследования, проведенного в Башкирском государственном медицинском университете на выборке молодых врачей (интернов и клинических ординаторов различных специальностей). Целью работы было изучение с помощью валидизированных экспресс методов влияния головной боли на трудоспособность, показатели усталости, депрессии, сонливости и апатии в представленной выборке. В результате, мы проанализировали 393 заполненных опросника и выявили, патологическую усталость, сонливость, депрессию или апатию у каждого четвертого респондента или чаще. Это дает нам основание предложить использовать данные опросники в скрининге при оценке компетентности выпусников и рекомендовать целевую психологическую помощь для данного контингента специалистов.

 

Health of a young physician for assessment of her competence for self-education in multilevel system of professional training

Akhmadeeva Leyla, Musina Flarisa, Akhmadeeva Elza, Semenova Svetlana,

Lipatova Elena, Amirov Artur, Kutlubaev Mansur.

Abstrakct   We present the results of our study, performed at Bashkortostan State Medical University in young physicians continuing their postgraduate training (residents of different specialties). The objectives of this research included using several validated express questionnaires for assessment of headaches and its influence on the ability to work and study, fatigue, depression, somnolence and apathy in the studies population. We analyzed the results from 393 filled out questionnaires and found fatigue, somnolence, depression or apathy on every fourth respondent or even more often. This let us suggest using these scales as the screening tools in assessment of competence of the graduates and recommend targeted psychological support for these group of specialists.

В современной многоуровневой образовательной системе в России серьезная роль отводится формированию профессиональной компетентности врача. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, все фразы о том, чем должен обладать врач, начинаются со слов «способностью и готовностью»: так, например, в лечебной деятельности выпускник должен обладать «способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях…». Мы проанализировали возможные причины, мешающие формированию профессиональной компетентности молодого врача, и выделили пять компонентов здоровья, особенно влияющие на «способность и готовность» что-либо делать в плане профессионального роста: головную боль, астению (или патологическую усталость), апатию, депрессию и сонливость.

В наших предыдущих работах (Ахмадеева Л.Р., Морозова О.Б., 2012) была показана высокая частота встречаемости головной боли среди молодых врачей (57.4%), которая почти у половины из них (41.8%) ограничивала трудоспособность минимум на один день в месяц.

Астения или патологическая усталость представляет собой состояние изнеможения несвязанное с предшествующей нагрузкой и не уменьшающееся после отдыха. Патологическая усталость может развиваться как у пациентов с различными заболеваниями (например, у 30-70% пациентов, перенесших церебральный инсульт), так и у лиц без диагностированных заболеваний. Она снижает качество жизни, уменьшает шансы успешно работать и повышает риск суицида. Астения, апатия и повышенная сонливость могут быть как самостоятельными феноменами, так и проявлениями депрессии.

Целью настоящего исследования было изучить с помощью валидизированных экспресс методов влияние головной боли на трудоспособность, показатели усталости, депрессии, сонливости и апатии у молодых врачей, продолжающих свое последипломное обучение в Башкирском государственном медицинском университете (Башкортостан, Россия).

Материалы и методы: В качестве испытуемых мы выбрали молодых врачей, завершающих обучение в интернатуре и клинической ординатуре, как специалистов, уровень мотивации и способностей которых должен быть наивысшим. На момент исследования у нас обучалось 547 интернов и 365 клинических ординаторов. В опросе приняли участие 420 человек (46.1%), большая часть из которых(393 человека – 93.6%) правильно заполнила предложенные нами анкеты, ответив на все поставленные вопросы. Распределение и возраст респондентов представлены на Рис. 1.

Мы предложили молодым специалистам следующие опросники:

  1. Шкалу оценки влияния головной боли на повседневную активность и трудоспособность в течение 3-х месяцев (Migraine Disability Assessment – MIDAS), которая учитывала количество дней, в течение 3 месяцев, когда у респондента была снижена работоспособность из-за головной боли (чаще это была мигрень). Результаты интерпретировались следующим образом: 0-5 баллов – головная боль малой интенсивности без снижения трудовой активности; 6-10 баллов – умеренная/выраженная головная боль с незначительным ограничением повседневной активности; 11-20 баллов – сильная головная боль с выраженным ограничением повседневной активности; 21 и более баллов – сильная головная боль со значительным снижением повседневной активности.
  2. Шкалу оценки усталости (Fatigue assessment scale, FAS), разработанную группой нидерландских исследователей под руководством H.J. Michielsen, обладающий высокой надежностью при оценке выраженности усталости, как у здоровых людей, так и у пациентов с различными заболеваниями, где за патологическую усталось принимались значения 22 балла и более;
  3. Шкалу самооценки DEPS (Depression Scale), созданную Bfrretj и др. в 1987 году, модифицированную Salocanndas R. К. R. с соавторами, где 9 и более баллов расценивались как депрессия,
  4. Шкалу сонливости (Epworth Sleepiness Scale –ESS- Johns MW, 1991), где 10 и более баллов трактовались как патологическая сонливость и
  5. Шкалу апатии (Apathy Scale – AS – Starkstein S.E., et al, 1993), при интерпретации которой апатичными считались набравшие 14 баллов и более.

Работа выполнена в рамках Федеральной Целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Результаты и обсуждение: Наш анализ показал, что головная боль мешает работать каждому пятому (20.6%) молодому специалисту, обучающемуся на последипломных врачебных программах в интернатуре и клинической ординатуре, «отбирая» 5 и более дней трудоспособности в течение последних трех месяцев, причем у 2.5% «выпало» более 20 дней. Патологическую усталость, мешающую учиться и работать, мы выявили более чем у трети опрошенных (128 человек – 32.6%), избыточную сонливость и депрессивный фон – у четверти респондентов (99 чел., 25.2% и 93 чел., 23.7% соответственно) и апатию у каждого шестого (67 чел. -17.1%).

Все анализируемые параметры значимо положительно коррелировали между собой (p<0.05). Мы провели анализ по подгруппам, выделив группу молодых специалистов с существенным (MIDAS>5) влиянием головных болей на качество жизни и с менее существенным (MIDAS=5 и менее). Наиболее яркая зависимость была выявлена между показателями усталости и депрессии в обеих группах (коэффициенты корреляции – 0.8 и 0.5 соответственно).

Представленные результаты свидетельствуют о том, что указанные нами факторы, мешающие формированию профессиональной компетентности молодого врача, достаточно ярко выражены у опрошенной группы интернов и клинических ординаторов. Наиболее часто встречалась патологическая усталость, на которую мало обращается внимания как в вузе, так и в профессиональной литературе.

Уровень патологической усталости у наших респондентов был высок, однако, показатели существенно отличились от опрошенных нами пациентов стационара с болевыми синдромами (32.6% против 43.9%). Развитие патологической усталости может быть связано с депрессией, неполноценностью ночного сна, а также сопутствующей соматической патологией. Патологическая усталость у опрошенных молодых врачей, например, могла быть вызвана чрезмерными стараниями опрошенных, ночными дежурствами и тщательной подготовкой. Однако, как вариант стоит рассмотреть и другие возможные причины – заболевания, усталость из-за активной социальной жизни, семейных проблем, депрессии и т.п.

Сонливость, депрессия и апатия также встречались достаточно часто в нашей выборке, что дает основания предполагать, что даже среди лиц, завершающих самую высокую ступень профессиональной подготовки, немало тех, кто нуждается в психологической помощи и дополнительном  мотивировании

Рисунок  1. Характеристика респондентов

.

 

 

Литература

1.Ахмадеева Л.Р., Морозова О.Б.. Встречаемость и особенности головных болей у молодхы врачей // Российский журнал боли, 2012, №1 (34), С. 8-9.

2.Michielson HJ., De VJ., Van Heck VL. Psychometric qualities of a brief self-rated fatigue measure: the Fatigue Assessment Scale. J. Psychosom Res 2003; 54:345-352

3.Johns MW. A new method for measuring daytime sleepiness: the Epworth sleepiness scale. Sleep. 1991;14(6):540-5.

4.Starkstein SE, Fedoroff JP, Price TR, Leiguarda R, Robinson RG. Apathy following cerebrovascular lesions. Stroke 1993; 24:1625–1630.

Жаңалықтар

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индекстелген

С.Ж. Асфендияров атындағы Қазақ ұлттық медицина университеті

© 2021 ҚазҰМУ