ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

19 Sep 2012

Лазариди Е.И.

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

 

Резюме  На раннем этапе овладения русским языком игра являются наиболее эффективной формой обучения. С помощью игры у студентов развивается интерес к иноязычному общению, формируются речевые механизмы.

 

 

ШЕТЕЛ СТУДЕНТТЕРІНЕ ОРЫС ТІЛІН ОҚЫТУДАҒЫ ОЙЫННЫҢ РӨЛІ

Лазариди Е.И.

Түйін   Мақалада бастапқы этапқа орыс тілін үйрету барасында дидактикалық ойындар қолдану студенттердің пәнге деген қызығушылығын арииырудағы ең тиімді әдіс екені әңгімеленеді.

 

Abstrakct   Play is considered to be most effective form of learning at the early stage of mastering Russian language.

 

Многие методисты считают, что на раннем этапе овладения русским языком именно игра является наиболее эффективной формой обучения. С помощью игры у студентов развивается интерес к иноязычному общению, создаётся иноязычная информационная база (словарь, речевые клише, фразы), формируются речевые механизмы.

Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у студентов повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной. Они позволяют решать учебные задачи в атмосфере заинтересованности и активности. В ситуации игры процессы восприятия, понимания и усвоения протекают в сознании студентов более точно и быстро.

На основе  игровой деятельности  у иностранца формируется ряд психологических особенностей: воображение и символическая функция  сознания, которые позволяют ему производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие. На этой основе формируется и ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений, а также готовность к учебной деятельности.

Существуют сюжетно-дидактические, развлекательные, занимательные и подвижные игры, являющиеся важным звеном в методиках обучения. Их основная цель – смена деятельности, полноценный и эффективный психологический отдых. Такие игры устраиваются в перерывах между занятиями, могут проводиться в классе, за столом, на улице, могут принимать и другие формы. Подвижные развлекательные игры поднимают общий тонус, улучшают самочувствие. Психотехнические оздоровительные игры создают настрой на обучение, психологическую готовность для усвоения больших объёмов информации.

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различной модальности; развитие навыков владения иностранным языком.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов.

Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объёмов информации.

Чтобы игра на уроках русского языка прошла успешно, следует учитывать некоторые условия и хорошо подготовить её.

  1. Следует заранее продумать, отвечает ли игра цели данной темы занятия.
  2. Игра должна строиться на материале, который знаком студентам. Накануне или перед началом игры полезно повторить его.
  3. Игра должна служить для закрепления или повторения учебного материала. Не рекомендуется использовать игру для изучения нового материала, так как учащиеся будут делать много ошибок, и это нарушит течение игры.
  4. Игра должна иметь добровольный и спонтанный характер: у учащихся должно быть желание играть
  5. Правила игры нужно формулировать коротко и ясно.
  6. Не задерживать ход игры разъяснением допущенных кем-либо ошибок, а быстро исправлять их.
  7. В игре студенты должны чувствовать себя свободно, непринуждённо. Не следует делать много замечаний дисциплинарного характера. Игра должна проводиться оживлённо, но не шумно. Если кто-то из студентов не хочет или не может отвечать, его не принуждают, отвечают другие.
  8. Темп игры должен соответствовать темпу речи студентов.
  9.  Полезна, прежде всего, та игра, в которую может играть большое количество учащихся.
  10.  Результаты игры можно записывать. Активность учащихся повышается, если результаты записаны на доске, чтобы все могли следить за ними.
  11. Игра создаёт в аудитории радостную атмосферу, но никогда не следует играть очень долго, до усталости учащихся.
  12. В каждую команду лучше включать студентов с различной подготовкой, чтобы по возможности в командах были равные силы. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда, так как побеждённые могут потерять интерес к игре.
  13. По окончании игры обязательно подводятся итоги. Выявление победителей должно носить шутливый оттенок. Никаких упрёков, осуждений в адрес тех команд, которые проиграли, не должно быть. Активных участников игры следует похвалить.
  14.  Заранее необходимо продумать призы и награды победителям. Лучше всего, если призы будут символическими (открытки, закладки, календарики) или смешными, тогда проигравшим будет не так обидно.
  15. К использованию игры в каждом случае надо подходить творчески: решать, что в этой игре может увлечь  учащихся, что будет полезно повторить. Преподаватель может изменить условия игры, упростить или усложнить задание, учитывая подготовленность группы.

Классификация игр может носить различный характер, однако чаще всего игра развивает или языковые навыки, или коммуникативные.

Основное  назначение коммуникативных игр – организация языкового общения. Они представляют собой учебные задания, в ходе которых формируются или совершенствуются речевые навыки.

Коммуникативные игры позволяют активизировать языковой материал в речевых ситуациях, которые имитируют реальный процесс общения. Они вносят разнообразие в процесс обучения, стирают психологические барьеры в общении студентов, стимулируют их активность. В их ходе обычно возникает дискуссия, обмен мнениями, обмен информацией, учащиеся приобретают навыки, необходимые им для реального общения.

Выполняя коммуникативные задания по любой ситуации, студенты решают их общедоступными и общеизвестными средствами, поскольку используется опыт всего коллектива группы, так как получая информацию друг от друга, они взаимно обогащаются, изменяется их отношение к изучаемому предмету, который является не только объектом познания, но и средством удовлетворения потребности в общении. Личностное общение проходит в обстановке игры, которая понимается как форма непосредственного, но продуманного и управляемого общения преподавателя с группой.

В современной методике разработаны различные типы коммуникативных игр:

1) коммуникативные игры, в основе которых лежит методический приём ранжирования, предполагающий распределение определённых предметов, явлений в порядке их значимости, предпочтительности (назвать десять предметов, которые необходимо взять в туристическую поездку, составить наиболее рациональное меню и т.д.);

2) коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объёме информации у учащихся (предлагается прослушать короткое сообщение и выяснить подробности у одного из участников общения, которому эти подробности известны);

3) интервью;

4) ролевые игры.

В учебной деятельности формирования новой языковой личности можно идти через ролевую игру.

Ролевая игра используется, в основном, на начальном этапе обучения иностранному языку. Эти игры учат нормам речевого общения и речевого поведения. Они обеспечивают владение теми коммуникативными единицами, которые необходимы при участии в игре. Студенты  не думают, как сказать, как сделать, а что сказать и что сделать.

Методическая ценность ролевой игры состоит в том, что ситуации ролевого общения являются существенным стимулом к развитию спонтанной речи. Выступая не в роли учащихся, а в роли заданных персонажей, студенты в меньшей степени опасаются допустить ошибки, их речевое поведение максимально приближено к реальной жизни.

Все рекомендуемые задания делятся на несколько групп. Например, упражнения на усвоение лексико-грамматического материала; упражнения на проверку понимания содержания изучаемых текстов, тем; на тренировку и воспроизведение речевых образцов и т.д.

Языковые игры предназначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком. Они предусматривают использование раздаточного материала и других видов зрительных опор, и благодаря этому учащиеся подводятся к умению самостоятельно анализировать те языковые явления, на основе которых построена игра. Соревновательный характер игры ускоряет аналитический поиск нужного решения. Проведение одной или нескольких игр на одно и то же языковое явление завершается групповым анализом этого явления и формированием соответствующего правила.

Игровые упражнения позволяют организовать речевое общение на занятии, тренировку и активизацию речевых навыков в диалогической и монологической речи. В этих играх иноязычная речь становится средством выполнения задания, содержащегося в целевой установке игры.

Каждый вид игры подразумевает использование различных игровых действий, то есть способов проявления активности студентов. Простые, однотипные действия сменяются более сложными, требующими умственных усилий.

В сюжетно-дидактических играх студенты выполняют определённые роли, например, продавца или покупателя, врача или больного, а для успешного создания образа учащимся зачастую необходимо использование реквизита.

Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, дают представление о нормах речевого этикета и поведения. Кроме этого, они могут использоваться и как способ контроля знаний и умений.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется только в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции. К словесным играм относятся игры-загадки, стихи и рифмовки, «Снежный ком» и т.д.

В отличие от всех вышеперечисленных игр, подвижные игры развивают не только мыслительную, но и физическую активность. Очень часто они применяются при проведении физкультминуток, так необходимых в связи с психофизиологическими особенностями студентов, которые могут использоваться на уроках русского языка с целью закрепления и тренировки языкового материала различного плана.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету, мотивирует речевую деятельность, актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Игра активизирует стремление студентов к контакту друг с другом и преподавателем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между студентом и преподавателем.
Она дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

В играх студенты овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения. Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов студентов, способствуют осознанному освоению русского языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Ролевая игра формирует у студентов способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Она носит неизбежно искусственный, условный характер (представь себе, что ты врач, продавец, репортер и т.д.). Иногда ролевая игра носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды (врач и пациент), а иногда она может быть более театрализованной; с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем видам ролевой игры.

С точки зрения студентов, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер ролевой игры ими часто не осознается.

С позиции преподавателя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для преподавателя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений студентов. Ролевая игра управляема, её учебный характер четко осознаётся преподавателем. Она обладает большими обучающими возможностями.

Студент  входит в речевую ситуацию, хотя и не через своё собственное «Я», но через «Я» соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, так как её использование предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру.

Ролевая организация общения требует отношения к студенту как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений студентов позволит преподавателю предложить им те роли, которые в наибольшей мере соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие их темперамента.

На начальном этапе ролевого общения целесообразно дать учащимся  роли, наиболее полно соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе.

Важную роль при  распределении ролей играет учет социально- психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому преподаватель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на лидерские позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении, например, роль младшего брата, сестры.

Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получать роли положительных личностей (героев), имеющих влияние и популярность по сюжету игры.

Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки.

При завершении ролевой игры следует мотивированная оценка, которую преподаватель ставит за участие каждого студента в подготовке и проведении ролевой игры. Кроме языковой правильности преподаватель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.

Ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, усиливает мотивацию и активизирует деятельность иностранных студентов, даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.

Использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

Правильно подобранные в соответствии с психофизиологическими особенностями и обучающей задачей игровые приёмы способствуют повышению мотивации к изучению русского языка, создают доброжелательную атмосферу на уроке, снимают психологический языковой барьер, предлагая достаточно сложную информацию в более простом и понятном виде, способствуют созданию иноязычной информационной базы и формированию речевых механизмов и служат в дальнейшем основой для организации различных видов деятельности.

Умелое сочетание игр разных видов делает урок русского языка интересным, позволяет студентам-иностранцам быть активными на протяжении всего занятия, благодаря чему мотивация к изучению предмета не угасает и учащиеся достигают высоких результатов в обучении.

 

Литература

  1. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.
  2. Гренарова Р. Применение игр на уроках русского языка / Русский язык как иностранный и методика его преподавания: XXI век. – МПГУ, ч. 1, 2007.
  3. Акишина А.А., Жаркова Т.Л., Акишина Т.Е. Игры на уроках русского языка: учебное наглядное пособие. – М.: Рус. яз., 1988.
  4. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011.

Жаңалықтар

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индекстелген

С.Ж. Асфендияров атындағы Қазақ ұлттық медицина университеті

© 2021 ҚазҰМУ