ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

19 Sep 2012

Сагантаева С.Х., Салпебаева С.Т.,Тилембаева А.А., Рахманова А.М.

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

 

Резюме  В этой статье рассматривается модели формирования интерактивной компетенции.

 

 

СТУДЕНТТЕРДІ ОҚЫТУДАҒЫ ИНТЕРАКТИВТІК БІЛІКТІЛІКТІ ҚҰРАУ.

Сагантаева С.Х., Салпебаева С.Т.,Тилембаева А.А., Рахманова А.М.

Түйін  Бұл мақала интерактивті құзыреттілік жайында сөз қозғалған.

 

Abstrakct  This article deals with the an interactive approach and its formation, roles.

 

В современных социально-экономических условиях, характеризующихся активизацией международных контактов, расширением профессионального сотрудничества и делового партнерства, перед высшим образованием выдвигаются новые требования. Компетентное владение иностранным языком рассматривается как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки студентов любой специальности. В этой связи актуализируется необходимость поиска путей формирования и развития у студентов нелингвистических вузов способности к межкультурному общению и готовности к познавательной деятельности посредством перехода от изучения иностранного языка как учебного предмета к его практическому применению в профессиональных целях. В современных исследованиях по проблеме обучения иностранному языку в нелингвистических вузах иноязычная профессиональная компетенция рассматривается как сложный конструкт, включающий когнитивный, лингвистический и интерактивный компоненты. В условиях все более набирающего темп процесса глобализации и повышенного спроса на специалистов, способных без помощи переводчика, быстро и компетентно решать профессиональные задачи, интерактивному компоненту, который трактуется как интерактивная компетенция, отводится ведущая роль. Несмотря на то, что специфика интеграции иноязычных коммуникативных навыков в профессиональную деятельность и особенности формирования интерактивной компетенции рассматриваются в работах многих ученых-педагогов (JI. Е. Алексеева, JI. М. Босова, Н. В. Баграмова, JL А. Петровская, М. Haley, Е. Hatch, Т. Pica, М. Rivers), исследования и практика преподавания иностранного языка в вузе подтверждают необходимость изучения таких вопросов, как выявление оптимальных условий и определение наиболее эффективных средств формирования интерактивной компетенции при обучении профессионально ориентированному иностранному языку.

Анализ педагогической проблемы позволил сделать вывод о том, что конкретные пути совершенствования системы лингвистической подготовки и выстраивания модели формирования иноязычной интерактивной компетенции необходимо искать в контексте противоречий между: – потребностью общества в специалистах, способных к профессиональному росту посредством иностранного языка, и недостаточной разработанностью теоретических вопросов, связанных с проблемой обучения студентов нелингвистических вузов активному владению профессионально ориентированным иностранным языком; – необходимостью создания модели обучения с учетом новейших достижений в области методики обучения иностранным языкам и недостаточно четко обозначенным комплексом педагогических условий для ее реализации.

Обучение профессионально ориентированному иностранному языку осуществляется на основе модели, предполагающей сочетание коммуникативного, когнитивно-аффективного, и личностно-ориентированного подходов, единство проблемности и коммуникативной направленности; – учебный процесс проходит в интерактивном режиме, что позволяет совместить социальный, гуманистический и лингводидактический аспекты обучения; – разработана четкая система методического обеспечения, способствующего формированию интерактивной компетенции студентов нелингвистических специальностей.

Интерактивная компетенция, которая рассматривается как готовность и способность к эффективному коммуникативному взаимодействию посредством восприятия, понимания и интерпретации смыслов иноязычного текста и его языкового выражения в условиях профессионального дискурса, является объектом формирования в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку в нелингвистических вузах.

Формирование интерактивной компетенции достигается за счет использования модели обучения, предусматривающей сочетание гуманистических по своей сущности подходов: коммуникативного, когнитивно-аффективного и личностно-ориентированного; а также единство проблемности и коммуникативной направленности. Создание среды интерактивной коммуникации определяет стратегию обучения, которая выстраивается с учетом его лингводидактического, социального и гуманистического аспектов, и обеспечивает достижение студентами более высоких результатов в овладении профессионально ориентированным иностранным языком. Содержание и организация обучения студентов иностранному языку с учетом формирования интерактивной компетенции основываются на единстве предмета деятельности и направленности на решение профессиональных задач и включают использование системы аутентичного языкового материала, реструктурирование и оптимизацию учебного процесса посредством выделения значительной доли учебного времени формированию языкового сознания; создание атмосферы активного взаимодействия партнеров по общению в рамках коммуникативных ситуаций за счет реализации методов и технологий интерактивного и контекстного подходов (метод проектов, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, проведение коммуникативных мероприятий).

Существуют  необходимости создания эффективных педагогических условий, обеспечивающих компетентное владение профессионально ориентированным иностранным языком.  Замысел обучения профессионально ориентированному английскому языку был определен как формирование интерактивной компетенции, освоение способов и стратегий самостоятельной познавательной деятельности. Основной акцент при этом делался не на изучение инструментария (иностранного языка как такового), а на развитие способностей его использования в коммуникативных целях. Объединение коммуникативного и когнитивно-аффективного подходов к обучению иностранным языкам позволило по-новому взглянуть на содержание учебного процесса и обозначить ведущие лингводидакгические приемы его организации.

Использованные в предложенной модели методики способствовали качественному преобразованию отношений «преподаватель – студент»; смещению акцента в сторону формирования навыков конструирования собственных текстов; использованию дидактического потенциала проблемных заданий, направленных на развитие познавательной активности обучаемых, вооружение их способами самостоятельного поиска и добывания знаний; формированию исследовательских навыков.

Такая организация учебного процесса позволила совместить три основных аспекта обучения: 1) социальный, который включает требования, выдвигаемые перед выпускником вуза обществом и социально-экономическими условиями; 2) гуманистический, который предполагает формирование у обучаемых профессионально-значимых качеств; 3) лингводидактическоий, в рамках которого создаются педагогические условия, способствующие формированию иноязычной интерактивной компетенции. 4) Проверка эффективности предложенной модели осуществлялась на основании анализа статистических данных.

На основе обобщения и систематизации методов и средств, использованных при обучении студентов нелингвистических вузов профессионально ориентированному иностранному языку с ориентацией на формирование интерактивной компетенции, были сформулированы методические рекомендации. В контексте гуманизации образования и смещения акцентов на развитие личности обучаемого, расширение его интеллектуального потенциала и повышение творческой активности приоритетным требованием, выдвигаемым к уровню подготовки выпускников вузов, является компетентное владение иностранным языком. Это предполагает формирование интерактивной компетенции, которая понимается как способность к профессиональному взаимодействию средствами иностранного языка, в основе которого лежит необходимость сочетать языковую компетенцию, профессиональные знания и социально-поведенческий контекст. Интерактивная компетенция содействует развитию способности к межкультурному общению и готовности к познавательной самостоятельности в процессе профессиональной деятельности посредством перехода от изучения иностранного языка как учебного предмета к его практическому применению в профессиональных целях. Проблема, стоящая перед образованием в целом и высшим учебным заведением в частности, заключается в том, как перейти от декларативного признания гуманистический ценности иностранного языка в подготовке специалистов к сознательному и целенаправленному построению на ее основе учебного процесса. Сложившаяся ситуация требует пересмотра содержания обучения; приводит к необходимости введения новых педагогических технологий как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования; ставит задачу поиска эффективной модели организации обучения иностранному языку в нелингвистических вузах, которая способствовала бы формированию интерактивной компетенции и самостоятельной познавательной активности будущего специалиста.

Литература

  1. Алексеева, Л. Е. Принципы интерактивного подхода к обучению профессионально ориентированному английскому языку Электронный ресурс. / Л. Алексеева- http://www.phil.pu.ru,
  2.  Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философ-ско-методологического анализа Текст. / А. Л. Андреев // Педагогика. 2005. -№4.
  3. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. – № 10
  4. Борозенец, Г. К. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов: Интегративный подход Текст. : монография /
  5. Бялоус Н. И. «Warming up» как средство активизации учебного процесса Текст. / Н. И. Бялоус // Иностранные языки в школе. 2006. – № 1.
  6. Brown, H. D. Teaching by Principles: An interactive approach to language pedagogy Текст. / H. D. Brown. NY: Longman, 2001.
  7. Gass, S. The Role of Input and Interaction in Second Language Acquisition. Introduction to the Special issue Текст. / S. Gass, A. Mackey, T. Pica // The Modern Language Journal. 1998. – № 82(3).
  8. Schmidt, R. The role of consciousness in second language acquisition Текст. / R. Schmidt //Applied Linguistics. 1990. – № 11.

Жаңалықтар

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индекстелген

С.Ж. Асфендияров атындағы Қазақ ұлттық медицина университеті

© 2021 ҚазҰМУ