ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИИ

19 Sep 2012

Жангелова Ш.Б., Альмухамбетова Р.К., Зиманова Г.С.

КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова Алматы

 

Резюме  Изменения сегмента  ST играют ключевую роль  в постановке диагноза инфаркта миокарда, так как  они появляются раньше патологического зубца Q, но они могут быть и при другой патологии. Инновационный пошаговый метод быстрой и точной расшифровки ЭКГ удобен, т.к. он упрощает интерпретацию ЭКГ и обеспечивает большую достоверность.

Ключевые слова  пошаговый анализ ЭКГ, сегмент ST, элевация, инфаркт миокарда.

 

ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЯНЫҢ ЖАҢАРТЫЛҒАН ОҚУ ӘДІСТЕМЕСІ

Жангелова.Ш.Б. Альмухамбетлва Р.К Зиманова.Г.С.

Түйін   Миокард инфаркты диогнозын қоюда ST сегментінің өзгеруі, патологиялық Q тісшесінен бұрын пайда болуына байланысты маңызды орын алады, бірақ олар басқа да патологияларда да кездеседі. ЭКГ тез және нақты шешетін жаңартылған қадамдық әдіс ыңғайлы, сонымен қатар, ЭКГ талдауда сенімді болады.

Түйінді сөздер ЭКГ-ні қадамдық талдау, ST сегменті, элевация, миокард инфаркты.

 

INNOVATIVE METHOD OF TRAINING ECG

Zhangalova SH. B., Almukhambetova R.K., Zimanova G.S.

Abstrakct  Changes in the ST segment play a key role in the diagnosis of myocardial infarction, as they appear before pathologic wave Q, but they may be at a different pathology. The innovative step by step method for rapid and accurate interpretation of ECG is useful because it simplifies the interpretation of the ECG and provides greater reliability.
Keywords  step by step analysis of the ECG segment ST, elevation, myocardial infarction.

 

Современное время – время инноваций, новшеств и нововведений. Внедрение инноваций становится важным путем  повышения эффективности образования. Инновационные методы обучения – это методы обучения, которые несут в себе определенное новшество в практической деятельности в процессе овладения знаниями. Инновация – процесс освоения и внедрения нового. Новшество – явление, несущее в себе сущность, способы, методики, технологии и содержание нового.

Электрокардиография – один из старейших и, несмотря на это, наиболее часто используемый метод кардиологического обследования. Хотя в настоящее время имеются и другие диагностически ценные и чувствительные альтернативные методы, ЭКГ остается самым доступным инструментом для подтверждения диагноза острого инфаркта миокарда (ИМ). Ни один из диагностических методов не может конкурировать с ЭКГ при выявлении аритмий, столь часто встречающихся в кардиологической практике. Клинический диагноз перикардита и ишемии миокарда также базируется главным образом на результатах ЭКГ. Грамотная диагностика, оказание неотложной помощи и госпитализация в кардиологические центры для проведения тромболитической терапии или ангиографии и ангиопластики/ стентирования  требуют точной и быстрой  интерпретации ЭКГ.

Целью нашего исследования явилось изучение способностей и умений студентов визуально схематизировать пошаговую диагностику ЭКГ при инфаркте  миокарда.

Материал и методы. Каждому студенту были предложены по 3 ЭКГ с изменениями  сегмента ST и дано задание составить алгоритм пошагового анализа.

Результаты и обсуждение. Любая ЭКГ должна быть тщательно проанализирована по таким основным позициям, как: частота сердечных сокращений; ритм; морфология зубца Р; интервал РQ; комплекс QRS; сегмент ST; зубец T; электрическая ось сердца; длительность QT. Однако такая стандартная последовательность анализа ЭКГ не согласуется с последними данными, произошедшими в кардиологической практике.

Ранняя диагностика острого инфаркта миокарда зависит от тщательного выявления аномалий сегмента  ST. Определение активности МВ-фракции креатинфосфокиназы (КФК) и уровня тропонинов не является значимым на ранних фазах острого инфаркта миокарда, так как в первые несколько часов развития заболевания они не увеличиваются и не являются диагностически ценными. Быстрая диагностика зависит от выявления симптомов инфаркта миокарда и изменений сегмента ST. Для того чтобы неотложная помощь была максимально эффективной, решение о назначении тромболитической терапии должно быть принято в течение первых 2- часов. Патологический зубец Q позволяет определить наличие или отсутствие ИМ. Однако он появляется  не в первые часы ИМ, а иногда ИМ может быть без зубца  Q. В соответствии с новой терминологией различают ИМ с элевацией сегмента  ST и ИМ  без элевации сегмента  ST (прежнее название ИМ без зубца Q). Изменения сегмента  ST играют ключевую роль  в постановке диагноза ИМ. Пошаговый метод быстрой и точной расшифровки ЭКГ удобен, т.к. он упрощает интерпретацию ЭКГ и обеспечивает большую точность.

Г.Эббингауз,  немецкий психолог, в конце Х1Х века установил так называемый фактор ряда: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он не состоял, сохраняется лучше, чем середина. Студентам было предложено в начале информационного ряда использовать поочередно 3 ситуации: сегмент ST выше изолинии; ST на изолинии и ST ниже изолинии. Большинство студентов справилось с поставленной задачей, правильно определили нозологии при которых происходит подъем сегмента ST: при инфаркте миокарда, перикардите, вариантной стенокардии Принцметала, аневризме левого желудочка, гипертрофии левого желудочка, гипертрофической кардиомиопатии, блокаде левой ножки пучка Гиса, тромбоэмболии легочной артерии. Под каждой из перечисленных патологий были указаны какие еще изменения на ЭКГ должны быть. Для записи в логико-графической структуре надо «вычислить» в конкретном текстуальном высказывании именно причинно-следственную связь и свести ее к логико-графической формуле «причина-следствие». Важно также формирование умения визуально наглядно представлять материал, умение его схематизировать или художественно оформлять, умение его презентовать.

Гармоничность, целостность, функциональность решения достигается с помощью композиционных средств: которая заключается в определении целого и его составных частей, установлении «иерархии» частей и деталей в восприятии и выборе главного и вспомогательного. Современная парадигма образования, век информации и информационных технологий требуют введения в ключевые комепетенции профессионального образования когнитивной компетенции студента, которая по определению Европейского Союза включает готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию, постоянному обогащению своей профессиональной  компетентности. Когнитивная компетентность связана с умением структурировать информационный материал и знания, уметь делать из них визуальное представление, умение презентовать.

Визуализация материала является и требованием наглядности, это золотое правило дидактики при изложении нового материала.

Согласно И.В.Трайневу общие принципы визуального сообщения включают:

лаконичность – отражение только необходимых элементов;

обобщенность и унифицированность;

акцент на основные смысловые элементы;

автономность – обособление и четкое разграничение самостоятельных    элементов;

структурность;

стадийность;

использование привычных ассоциаций и стереотипов.

По мнению психологов, от 70 до 90% информации содержится в невербальной части сообщения и только 10-30% — в вербальной. Визуальным типом мышления обладают около 35% людей. Также известно, что в возрасте 18-25 лет у человека преобладает образное и вербальное мышление.

В результате психолого-педагогических исследований было выявлено, что студенты больше усваивают и лучше понимают информацию (90%) при обучении других. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность студентов и эффективность процесса обучения. Как гласит китайская пословица «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму».

Таким образом, активизация студента позволяет не только лучше усваивать  практические навыки и умения, но и формирует его активную позицию по отношению к знанию, процессу познания. А это путь к развитию и реализации личности.

Приобретение опыта творческой деятельности формирует у человека новое качество – креативность. Полученный опыт готовит студента к практической деятельности, определяет навыки практического решения задач и формирует компетентность, подводит  к возможности поэтапного решения любой проблемы, готовности и небоязни.

 

Литература

  1. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Выпуск  1.- Алматы, КаНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010.-Ч.1-4.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ