19 Sep 2012
Аркабаева Г.С.
Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова
Резюме В статье рассматривается сложноподчиненное предложение с союзным словом «который».
Түйін Мақалада «который» сөзімен келетін құрмалас сөйлемнің алгоритмі қарастырылады.
Abstrakct The complex sentence with the word “which” are concedered in this article
В свете предложенных современных методик обучения языку, теория порождающих грамматик представляет собой особый интерес, основанный на тех прогнозах и полученных результатах, которые данная методика оправдывает и обосновывает.
Данный метод конструирования разнообразных моделей-цепочек, связанных в последовательное единство – своеобразный лингвистический алгоритм позволяет намного облегчить процесс обучения русскому языку (как иностранному) и сделать занятие интересным и увлекательным.
Целью данной работы является более подробное рассмотрение алгоритма сложного предложения с «который», попытаться отобразить виртуальное видение сложного предложения с «который», и разработать конструкции и схемы со всеми прилагающими трансформационными компонентами.
Данный анализ позволит выстроить синтаксический стержень, — глубинную структуру предложения, получаемую с помощью базового компонента и синтаксическое дерево.
Признаки слова «который» сливаются в значении определения, изменяющегося как имя прилагательное и в значении союзного слова в составе придаточного предложения.
Необходимо на практике, при составлении предложений этой конструкции уделять внимание студентов на разграничение дихотомии числа и одушевлённости/неодушевлённости. Студенты должны безошибочно определять в каких случаях используется только один вариант, а другой отсутствует.
Рассмотрим таблицу слова «который», изменяющегося в определительном придаточном предложении:
который(O), (кот. PO), который = S | Я видел в библиотеке студента (какого?), который читал Пушкина. |
(O), (кот. PO), которая = S | Я видел в библиотеке студентку (какую?), которая читала Пушкина. |
(O pl), (кот. PO), которые = S | Я видел в библиотеке студентов (каких?), которые читали Пушкина. |
(O sin.), (кот. PO), которое = S | Окно, которое мы выкрасили вчера, уже высохло. |
m – который;
f – которая;
nat. – которое;
Opl. – которые.
Получается такая конструкция:
V + О4 → — который (m)
(видел) — которая (f)
— которое (nat.)______________ V + O4
— которые (pl.)
Особый оттенок значения приобретает категория среднего рода в сочетании со словом которое. Необходимо обратить внимание на отсутствие дихотомии одушевлённости как следствие прямого объекта.
Для закрепления, вместе с обучаемыми, можно сконструировать модели предложений, заполнив их знакомыми данными. Обратить внимание на изменение окончаний слова который не только в категории рода, но и дихотомии числа.
Причем заметить, что слово который относительно свободно от влияния основного глагола в предложении, и зависит от формы определяемого слова. Причем определяемое слово затем меняет форму глагола в придаточном предложении.
Следующая ветвь нашего синтаксического дерева выглядит примерно так:
О, (кот. … SP) | Друг, у которого я взял книгу, уже уехал домой. |
которыйО2 – с (из), у, для, от… Подруга, у которой явзял книгу, уже
уехала домой. sin. pl. Друзья, у которых я 2, 3, 4 5-20 был вчера в гостях, подарили мне книгу. Здание, у которого m, nat. много, мало стоят люди, называется которого которых Государственный музей. f
которой |
Здесь на форму слова который оказывает влияние предлог родительного падежа, отсюда изменение окончаний. Студентам необходимо отработать перечисленные значения определяемого слова в придаточном предложении, связанным со словом который. Для отработки данной информации, предварительно нужно дать упражнения на различение значений предлогов родительного падежа в определяемой конструкции предложения.
Рассмотрим следующую конструкцию дательного падежа:
О, (кот. … SP) | Друг, которому я подарил книгу, пригласил меня в кино. |
которыйV – О3 К подруге, которойsin. прислали письмо m,nat. — которому родители,
f — которой пришёл почтальон. pl. — которым . К друзьям, которым я звонил, приехали родственники. |
Слово «который» является прямым связующим звеном между определяемым словом и основным глаголом предложения. Студенты часто путают эту последовательность, ошибаясь в точности выбора места и выбора окончаний.
Подчеркнем, что тот, для кого русский язык является естественным, отлично знает, какие определительные сочетания возможны по-русски, а какие – нет. Его задача научиться правильно употреблять то, что он знает, в предложения. Но эту довольно логичную связь сложно понять иностранному студенту. Поэтому для облегчения поставленной задачи необходимо уже при работе над алгоритмом указывать связь подчинения и управления, и затем уже вводить отношения определяемого слова со словом «который». Необходимо на практике разработать и специально обратить внимание на все сведения о возможных (и только о них) связях между словами в предложении. В этом случае в результате перебора различных вариантов преподаватель может отбросить то, что не укладывается в заданные связи, и выдать правильные образцы конструкций определительных предложений.
Например, в заданном предложении невозможен вариант:
который V – O4
sin. и pl.
Друг, который я подарил книгу, — поэтому нужно разобрать все имеющиеся в запасе студентов глаголы.
При знакомстве с этой конструкцией студенты уже должны знать правила вычленения в предложении глагольных форм и правила определения грамматического времени этих форм. Особое внимание нужно уделить теме согласования времен, как соотносятся названное предложением событие с объективным временем. Согласно общей учебной программе некоторые общие моменты такой формализации представляются довольно определенными.
Во-первых, следует проверить, не выступает ли глагольная форма, связываемая со словом «который» в прямой связи с главной частью сложного предложения. Причем здесь формальными признаками выступает наличие знаков препинания, а также союзного слова «который», вводящего придаточное предложение. Определенную сложность имеет конструкция, связанная в отношениях дихотомии одушевленности/неодушевленности. Из приведенных примеров видна прямая связь с видовременной соотнесенностью. Суть этой связи должна быть определена не только при помощи преподавателя, но и самостоятельной работой студентов. Для этого студенты должны быть ознакомлены со всеми возможными конструкциями падежных форм и их отношениями с глаголом.
Задача преподавателя – научить понимать достаточно простые, «технические» тексты, и уметь на основе заданных конструкций приводить собственные примеры. А также уметь определять моменты, где данной конструкции не может быть, оперируя теми правилами, что при взаимодействии значений, выражаемых лексическими средствами, словами, победа обычно всегда оказывается за лексикой.
Точно также случается и тогда, когда взаимодействуют значения, выражаемые грамматическими средствами, с тем, что относится к определяемому слову и союзному слову «который». В этом случае реальная временная соотнесенность предложения определяется грамматической формой глагола. Сложность заключается в разграничении студентами вариантов, которые невозможно подогнать под определенные схемы и конструкции.
Литература
- Грамматика современного русского языка. М., 1970.
- Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.: МГУ, 1976.
- Нуршаихова Ж.А. Русский язык и алгоритмы. Алматы, 1999.
- Сулейменова Э.Д. Понятие смысла в современной лингвистике. Алма-Ата: Мектеп, 1989.
- Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.