ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

19 Sep 2012

 

Садуакасова Г.М., Мысеке А.Б., Бекенаева К.С.

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

 

Резюме Использование последних достижений в области мультимедийных технологий позволяет облегчить работу преподавателя, интенсифицировать образовательный процесс, повысить у учащихся мотивацию к обучению, осуществить индивидуальный подход, повысить эффективность и качество образования. Оптимизация педагогического процесса – логическая последовательность действий преподавателя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса.

 

Abstrakct Application of the last achievements in the field of multimedia technologies allows to lighten the teacher’s work, to intensify educational process, to raise pupil’s motivation to training, to carry out an individual approach in training, to increase efficiency and quality of education. Optimization of pedagogic process is adjective consistency of teachers action for select continuity of educational process.

 

Түйін Мультимедиялық технологиялар аймағындағы соңғы жетістіктерді қолдану оқытушының жұмысын жеңілдетуге, оқу үрдісін интенсификациялауға мүмкіндік туғызып, оқушының оқуға деген құштарлығын күшейтеді және білім беру сапасын арттырады. Педагогикалық үрдісті оптимизациялау – оқытушының оқу-тәрбиелік жұмысының жоспары үшін әрекеттердің логикалық тізбегі.

 

Каждому преподавателю хорошо известно значение научной организации труда, которая открывает широкие перспективы для повышения эффективности любой деятельности. Одним из важнейших принципов научной организации труда является принцип оптимизации. Использование современных информационных технологий и является тем средством, которое помогает оптимизировать учебный процесс.

Выбор оптимальных методов обучения – это один из центральных моментов оптимизации учебного процесса. Так как занятие в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения можно разделить на три большие группы:

  • методы организации учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из названных групп состоит из конкретных методов обучения.

При организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь:

  • словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.),
  • наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков),
  • практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).

К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести:

  • метод познавательной игры, метод учебных дискуссий,
  • метод поощрения,
  • метод создания ситуаций успеха в учебе.

Эти специальные методы направлены на обеспечение интереса студентов к учению, повышения их ответственности к учебе.

И, как показывает практика, большое значение имеет контроль и самоконтроль, осуществляемый:

  • методами устного, письменного контроля
  • индивидуального
  • лабораторного,
  • фронтального контроля и др.

Организация контроля за степенью усвоения материала

Традиционные формы контроля знаний в некоторых случаях недостаточно действенны, что отражается на качестве обучения.

Субъективизм,  используемый в традиционном контроле, сплошь и рядом приводит к расхождению представлений преподавателя и студента об оцениваемом объекте. Расхождение в случае неудовлетворительных оценок, как правило, сопровождается конфронтацией, которая изначально снимает возможность сотрудничества преподавателя и студента в процессе контроля. В этой связи приходится искать новые возможности повышения эффективности проверки качества знаний.

В последнее время в качестве такой возможности все большее применение находит тестирование. Причем существует несколько мнений об этой форме контроля знаний: от горячего одобрения до резкой критики. Очень многие признают тесты качественным и объективным способом оценивания, рассматривают тесты как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону его снижения трудоемкости. Они признают метод тестов как надежный, объективный, экономичный.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она позволяет более рационально использовать время занятия, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Основными достоинствами тестовой формы контроля знаний являются:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся;
  • контроль качества усвоения не только практического, но и теоретического учебного материала;
  • возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;
  • осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым студентом;
  • экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности;
  • разнообразие форм контроля.

На практике наибольшее распространение получили следующие формы тестовых заданий:

  • закрытые тестовые задания (с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных)
  • полузакрытые тестовые задания (ответ известен только обработчику),
  • открытые тестовые задания (ответ не задан),
  • задания на установление соответствия,
  • задания на установление правильной последовательности.

Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их.  Тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу со студентами.

Применение компьютерных технологий дает возможность учащимся более быстро и эффективно выполнять предложенные тестовые задания, предоставляет обучающимся и преподавателям возможность эффективнее распределять свое время, реализовывать творческий потенциал.

Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что правильное использование основных способов оптимизации обучения не приводит к перегрузке преподавателя, так как это заранее ориентировано на экономию времени и усилий преподавателя. Первоначальные же дополнительные затраты времени абсолютно необходимы, потом они уменьшаются постепенно по мере накопления опыта оптимизации и с лихвой окупаются не только его экономией, но также более высокими результатами обучения.

Оптимизация обучения освобождает преподавателя от весьма распространенных, но нерациональных затрат времени. Она исключает выполнение чрезмерно большого числа заданий на занятиях. Именно исключение или резкое сокращение затрат времени на «доделывание» и «переделывание» является одним из основных требований оптимизации обучения.

Литература

  1. Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г – 272 с.
  2. “Актуальные проблемы информатизации профессионального образования”, материалы республиканской научно-практической конференции, Казань РИЦ “Школа”, 2006 г -152 с.

 

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ