МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗНМУ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

19 Sep 2012

Аканов А.А., Тулебаев К.А., Абирова М.А., Славко Е.А.

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова

 

Два года назад Казахстан подписал Болонскую Декларацию и стал полноправным членом Европейской зоны высшего образования. Идеи Болонского процесса стали одной из основ Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

Среди обязательных параметров контроль качества высшего образования;
является первостепенным для создания Зоны европейского высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру.

КазНМУ им. С.Д Асфендиярова – первый медицинский университет Республики Казахстан, подписавший в 2010 г. Болонскую декларацию, последовательно осуществляющий ее принципы, целью которых является обеспечение качества высшего образования. Как участник Болонского процесса КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова принял  на себя  и неукоснительно соблюдает  обязательства по выполнению его основных параметров.
Основными тенденциями  развития медицинского образования Университет провозгласил повышение качества подготовки специалистов, обеспечение новых направлений подготовки, инновационного развития, интеграция с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с потребностями общества на основе совершенствования образовательных и информационных технологий.

На Ученом совете КазНМУ была принята Концепция повышения качества  образования (далее — Концепция), которая  является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи политики КазНМУ в области повышения качества  образования в соответствие со стратегическим планом развития Университета.

Концепция основана на  принципах образовательной политики Казахстана, определенных Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан “Об образовании”, Законом Республики Казахстан “О науке”, Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2011-2012 годы, Государственной программой развития здравоохранения РК «Саламатты Қазахстан» на 2011-2015гг., Лиссабонской Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Декларацией Всемирной конференции по высшему образованию, рекомендациями Совещания министров образования европейских стран в Болонье, Советом по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете Евразийского Экономического Сообщества, Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в 2005-2015 годах Десятилетия образования в интересах устойчивого развития.

Концепция определяет повышение качества образования  как  основу развития образовательного процесса в Университете путем модернизации образования с учетом принципов Болонского процесса.

Целью реализации Концепции является повышение качества высшего образования через интеграцию в мировое образовательное пространство. В рамках выполнения поставленной цели определены основные задачи:

  • Совершенствование компетентностно-ориентированной Модели медицинского образования КазНМУ на основе современных тенденций развития образовательного процесса в мире
  • Совершенствование кадрового обеспечения образовательного процесса, а также непрерывное развитие и совершенствование компетенций преподавателей КазНМУ
  • Интеграция образования, науки и практического здравоохранения
  • Интеграция в мировое образовательное пространство
  • Формирование новых принципов и практики управления Университетом на основе системы стратегического планирования и повышения автономности вузов

Первым шагом в области повышения качества образования явилась разработка и внедрение Модели медицинского образования КазНМУ, основанной на компетентностно-ориентированном подходе к обучению и соответствующей основным направлениям Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, а также отвечающей требованиям Болонской конвенции. Согласно Модели обучение ориентировано на конечный результат – подготовку высококвалифицированного специалиста, владеющего пятью основными компетенциями, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности: знание, практические навыки, коммуникативные навыки, правовая компетенция, самосовершенствование.

Развитие мобильности имеет важное значение для обеспечения качества высшего образования, повышения занятости студентов и расширения трансграничного сотрудничества в рамках Европейского пространства высшего образования и за его пределами.

С целью реализации одного из обязательных параметров Болонской конвенции — академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов, на основании приказов МОНиН РК «О некоторых мерах по обеспечению мобильности обучающихся» № 175 от 20 апреля 2012 года и «О приглашении зарубежных ученых в вузы республики № 180 от 23 апреля 2012 года Университету выделены средства для направления на обучение 28 студентов по программе академической мобильности в размере 2 381200 тенге и 200 млн.тенге на финансирование приглашения 91 ученого из зарубежных стран.

В 2011-2012 учебном году по программе академической мобильности на обучение в зарубежные вузы выехало 28 магистрантов: 1- в Nagasaki University, Япония,  Нагасаки; 14 – в Синь-Цзяньский медицинский университет, КНР, Урумчи; 5 – в Национальный  фармацевтический университет, Украина, Харьков. Разработана «Концепция двудипломного образования обучающихся в магистратуре, PhD -докторантуре КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова» (приказ № 37 от 30.01.2012 г.). Согласно разработанной концепции 8 магистрантов по специальности «Менеджмент» обучаются в Высшая школе менеджмента (Испания, Болонья).

По программе «Viziting – профессор» в КазНМУ с начала 2012 года для проведения учебного процесса было приглашено 52 ученых из зарубежных стран.

Кроме того, по программе МОН РК «Болашак» Университету было выделено 100 мест для прохождения стажировки преподавателями по медицинским и педагогическим специальностям  за рубежом.

В рамках Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы планируется совершенствование системы додипломного, последипломного образования и непрерывного профессионального развития кадров здравоохранения, а также дальнейшее развитие науки и внедрение инновационных технологий в здравоохранении с целью создания конкурентоспособного кадрового потенциала здравоохранения и развития инновационных технологий». Среди путей достижения этой цели указывается на «совершенствование образовательных программ медицинского  образования с учетом лучшего зарубежного опыта; внедрение инновационных образовательных технологий, повышение потенциала профессорско-преподавательского состава, привлечение лучшего зарубежного опыта». В связи с вышеуказанным, дистанционное обучение (ДО), определяемое как «процесс создания и обеспечения доступа к обучению, при котором источник информации и обучаемые разделены временем, расстоянием или обоими факторами» [Honeyman, M.; Miller, G. (December 1993). «Agriculture distance education: A valid alternative for higher education?». Proceedings of the 20th Annual National Agricultural Education Research Meeting: 67–73], является одной из инновационных технологий, которая позволяет сделать качественный рывок в образовании, включая медицинское. ДО (лекции, дискуссии и тестирование), являясь альтернативным путей доступа к высшему образованию, обеспечивается определенными медиа средствами: Интернет, DVD, СД, Web Cams, спутниковая связь, видео-конференции, телевидение, радио и др.

Стратегия развития ДО в Университете была обсуждена на семинаре по региональной стратегии развития потенциала дистанционого обучения в Центральной Азии с участием стран: Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана под эгидой компании GIZ, который был проведен на базе КазНМУ н 02.04.12г. В настоящее время в Университете сформирована Рабочая группа по внедрению ДО, разрабатывается Концепция ДО в университете. 18.04.12г. состоялась видеоконференция по типу селекторного совещания на тему: «Эпидемиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика Конго-Крымской геморрагической лихорадки» с участием Министерства здравоохранения РК, Комитета Госсанэпиднадзора МЗ РК, Научно-практического центра санэпиднадзора и мониторинга, департаментов здравоохранения всех областей и районов, противочумных станций в он-лайн режиме.

Интернационализация высшего образования диктует необходимость овладения  профессорско-преподавательского состава одним из иностранных  языков. В рамках программы обучения ППС английскому языку 90 преподавателей направлено на обучение английскому языку за счет университета через образовательные школы:

— 48 преподавателей  обучается в образовательной школе «London standart»

— 42 преподавателей – в образовательной школе «International press».

Сотрудничество с другими университетами и международная открытость являются ключевыми факторами в развитии единого пространства высшего образования, включающей вопросы интеграции образования и научно-исследовательской работы в общеевропейское сотрудничество.

В рамках расширения международного сотрудничества КазНМУ подписаны меморандумы с 60 зарубежными вузами-партнерами. В числе наших партнеров 42 научно-исследовательских центра со всего мира.

В настоящее время в КазНМУ обучается   181   иностранных студента из Японии, Пакистана, Индии, Афганистана, Таджикистана. Прием иностранных студентов обеспечит повышение международного авторитета КазНМУ, поддержит экспорт казахстанских образовательных услуг в области медицины и поможет продвижению казахстанских образовательных программ по медицинским специальностям. На следующий учебный год планируется увеличение приема иностранных граждан на обучение в университет. С этой целью разработаны и утверждены на заседании Ученого совета (протокол № 9 от 24 апреля 2012 года) «Правила приема иностранных граждан в бакалавриат, интернатуру и резидентуру КазНМУ», на основании которых проводится организационная работа по проведению приема иностранных студентов в КазНМУ. Университет выделяет 100 образовательных гранта на обучение иностранных граждан в КазНМУ.

Информатизация в КазНМУ проводится по нескольким направлениям:

— внедрение  АИС-КазНМУ – на сегодняшний день закончен выбор элективных дисциплин по специальностям «фармация», «технология фармацевтического производства», «менеджмент», «сестринское дело», «общественное здравоохранение», «медико-профилактическое дело», «стоматология», что позволит сформировать индивидуальный учебный план студента;

— подключение к крупнейшим электронным ресурсам – «Кокрановская библиотека», Polpred.com, «Медицина и здравоохранение в России», Thomson Reuters, Springer;

—  обеспечен и расширен доступ обучающихся к электронным ресурсам за счет выдачи во временное пользование 1000 студентам Netbook, на следующий учебный год планируется предоставить во временное пользование Netbook преподавателям университета.

Для повышения качества учебно-методического материала разработан ряд нормативных документов, регламентирующих разработку учебно-методических материалов: «Положение о порядке формирования заявки на приобретение и издания учебной и учебно-методической литературы». Отработаны процедуры организации работы и взаимодействия структурных подразделений университета для повышения эффективности организации учебного процесса, с этой целью разработан и утвержден ряд регламентирующих документов: «Правила организации учебного процесса в РГП «КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова» на 2011 – 2012 учебный год» «Регламент заполнения учебного журнала по учету аудиторных занятий и ведомостей по итогам промежуточной аттестации на 2011-2012 учебный год», «Правила перевода с курса на курс», «Регламент адаптации банка тестовых заданий по дисциплинам 1-3 курсов на 2011 – 2012 учебный год»,  «Регламент заполнения ведомостей для студентов 4 и 5 курсов специальности 051301-Общая медицина, проходящих обучение по блочной системе в 2011-2012 учебном году», «Регламент взаимодействия кафедр, деканатов, управления Офис-регистратора на 2011 – 2012 учебный год», «Регламент ликвидации академической задолженности студентами в 2011 – 2012 учебном году», «Регламент взаимодействия структурных подразделений с отделом по работе с иностранными слушателями на 2011 – 2012 учебный год».

С целью интернационализации образования, расширения доступа к учебно-методическим и научным изданиям на английском языке, реализации Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан в Университете в рамках Программы 3-язычного обучения проводится изучение дисциплин общеобразовательного и базового блока на казахском, русском и английском языках.

Учитывая роль адекватной оценки учебных достижений обучающихся в повышении качества обучения,  в Университете проводится большая работа по разработке системы оценки компетенций, которая регламентируется «Правилами оценки учебных достижений обучающихся в РГП «КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова» на 2011 – 2012 учебный год». Для формирования и независимой оценки практических навыков обучающихся и выпускников с января 2011 года в КазНМУ действует Центр практических навыков. Методологическая основа и реализация принципов и подходов формирования и оценки коммуникативных навыков обучающихся  проводится Центром коммуникативных навыков.

Эффективный и качественный учебный процесс должен строиться на постоянном развитии и совершенствовании компетенции преподавателей, а также разработки и реализации механизмов стимулирования за конечный результат. В этом направлении проведены следующие мероприятия: разработаны компетенции преподавателя КазНМУ, создана «Школа педагогов имени Х.С. Насибуллиной», в которой  на данный момент проходят обучение педагогическому и ораторскому мастерству 36 преподавателей-стажеров. «Положение о конкурсе на звание «Лучший преподаватель КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова» и «Положение о проведении конкурса «Лучший факультет» за 2011-2012 учебный год» призваны обеспечить функционирование стимулирующих механизмов за конечный результат обучения.

С целью постоянного мониторинга реализации Модели медицинского образования КазНМУ, внедрения инновационных методов обучения в учебный процесс, совершенствования методов оценки учебных достижений обучающихся, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества образования,  в Университете созданы  Группа независимых экспертов», Группа тестологов, Рабочая группа по внедрению инновационных методов обучения в учебный процесс КазНМУ».

Для дальнейшей реализации принципов и полного перехода на кредитную систему образования руководство университета приняло следующие шаги:

создана Рабочая группа по внедрению Европейской системы перевода кредитов (ECTS);

создана Рабочая группа по решению организационных вопросов в рамках полного перехода на кредитную систему обучения для реализации Болонского процесса;

создан «Виртуальный институт «Болонского процесса».

Одним из важных условий непрерывного мониторинга и повышения качества учебного процесса является его коррекция на основе обратной связи с потребителями образовательных услуг. Мониторинг образовательного процесса, реализации внедрения Модели медицинского образования КазНМУ проводился путем неоднократного анкетирования студентов и преподавателей с последующим обсуждением среди администрации, ППС университета и проведением коррегирующих мероприятий.

Таким образом, последовательное и планомерное проведение мероприятий в рамках принятой Концепции повышения качества медицинского образования КазНМУ позволит обеспечить процесс подготовки конкурентноспособных, востребованных на международном рынке труда специалистов через организацию, планирование, управление и контроль учебного процесса на основе компетентностно-ориентированного подхода в обучении и в соответствие со стандартами ГОСО РК и требованиям Болонского процесса.

 

Литература:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020. Астана, 2010.
  2. Государственная программа  развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113.
  3. Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова: практические навыки выпускника.- Алматы: КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова, 2011.-  221с.
  4. Модель  медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Вып. 1. В 4-х частях. – Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010.
  5. Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова: предварительные итоги, проблемы, перспективы.- Алматы: КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова, 2011.- 131с.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ