ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ПО УРОВНЯМ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»

19 Sep 2012

Жангелова Ш.Б., Балмуханова А.В.

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

Резюме Компетентностный подход является универсальным механизмом обновления содержания образования в ответ на его модернизацию и вносит существенные преобразования в профессиональную, личностную, когнитивную, коммуникативную, креативную и общекультурную сферы деятельность специалистов нового поколения.

Ключевые слова  Компетенция, выпускник, образовательная траектория

 

«ЖАЛПЫ МЕДИЦИНА» МАМАНДЫҒЫНДА БІТІРУШІНІҢ ОҚУ ДЕҢГЕЙІ БОЙЫНША ҚҰЗЫРЕТТІЛІКТІ ҚАЛЫПТАСТЫРУ

Жангелова Ш.Б., Балмуханова А.В.

Түйін   Білім беру саласында модернизацияға көшудің жауабы ретінде әмбебап жаңару тетігі болып, жаңа буын өкілдері мамандарының кәсiби, жеке, когнитивтi, коммуникативті, креативтi және мәдениет аясындағы айтарлықтай өзгерістеріне құзырлыққа бағытталған оқыту кіреді.

Түйінді сөздер  құзырлық, түлек, оқу траекториясы

 

FORMATION OF COMPETENCES OF THE GRADUATE ON TRAINING LEVELS

IN «GENERAL MEDICINE»

Zhangelova Sh.B., Balmukhanova A.V.

Abstrakct   Formation of competences is the universal mechanism of updating of the content of education in reply to its modernization and brings essential transformations to professional, personal, cognitive, communicative, creative and common cultural spheres activity of experts of new generation

Keywords  Competence, skills, educational trajectory.

 

Учитывая современные тенденции развития образования, влекущие за собой рост требований к квалификации и компетенциям специалистов назрела необходимость  в интегрированной подготовке и высокой академической мобильности.  Основой модели образования КазНМУ им С.Д. Асфендиярова  является компетентностный подход  в формировании компетенций выпускника. Компетентностный подход к образованию в медицинском вузе позволит создать условия подготовки высококвалифицированных специалистов нового поколения. Под компетентностным подходом можно понимать «метод моделирования результатов образования и представления как нормы высшего образования. В настоящее время уже общепризнано, что компетентностный подход целесообразно использовать при определении уровня и результатов образования. Применительно к  государственным стандартам образования в начале определяется перечень компетенций, которыми должен овладеть «молодой специалист»,  что прописано в ГОСО, затем формируется перечень учебных дисциплин, обеспечивающих  формирование этих компетенции,  а  далее вырабатываются критерии и методики объективного определения уровня соответствия выпускников требованиям заданных компетенций.

Важным направлением, по которому ведется активная работа профессорско-преподавательского состава КазНМУ,  является определение последовательности формирования компетенций  выпускника по уровням обучения для каждой специальности, по которым ведется подготовка в КазНМУ. Распределение компетенций обучающихся по дисциплинам и уровням обучения  позволит сформировать образовательную траекторию специальности, реализация которой отражена в образовательной программе.

В различные периоды обучения студентов в медицинском вузе изменяются виды и содержание компетенций, необходимых для освоения. На младших курсах при изучении блоков общеобразовательных дисциплин (ООД)  требуются одни компетенции (общие, универсальные, ключевые, надпрофессиональные), а в период освоения базовых дисциплин (БД) и  профилирующих дисциплин (ПД)  по специальности необходимы другого уровня компетенции специальные,  предметные, профессиональные, специфические), а для  углубленного формирования правовой и специфических компетенций студенты имеют право выбирать дисциплины  (компонент по выбору — КВ), которые формируют направление подготовки (внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, педиатрия, врач общей практики, эпидемиология и гигиена).

Решением ученого совета от 24.11.2009 в КазНМУ принята модель профессиональной компетентности выпускника, включающая следующие  компоненты:

  1. когнитивный компонент (знания), предполагает обладание базовыми и специальными теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления эффективной профессиональной деятельности;
  2. операциональный компонент (навыки) – предполагает эффективное использование полученных знаний в будущей профессиональной деятельности или в дальнейшем обучении и определяется набором конкретных практических врачебных умений и навыков: обладание навыками клинического мышления, обладание клиническими практическими навыками для осуществления эффективной лечебной деятельности, умение осуществлять эффективные профилактические мероприятия для предупреждения заболеваний;
  3. аксиологический компонент (коммуникативные навыки) – предполагает умение эффективно сотрудничать с другими людьми: выстраивать эффективные коммуникации, сотрудничать с коллегами и поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе для достижения профессиональных задач; устанавливать максимально доверительные отношения с пациентом и его родственниками;
  4. правовой компонент – предусматривает знание нормативно-правовой базы организации и осуществления врачебной деятельности в Республике Казахстан, знание особенностей налогового и административного права в ведущих странах мира и Республике Казахстан в области здравоохранения и фармации;
  5. непрерывное обучение — готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и  конкурентоспособность.

В начале обучения у студентов  1 – 2 курса появляются лишь общие представления и первичные знания по компетенциям.  На основе владения студентами достаточным уровнем теоретических знаний и базовых умений и навыков,  на последующих этапах (3-5 курс) формируются умения и навыки в сфере данных компетенций, а далее накапливаются соответствующий опыт, представляющий собой совокупность прочных знаний и практически усвоенных на их основании умений и навыков (интернатура и резидентура). При этом профессиональную компетентность целесообразно соотносить с результативностью из деятельности и учитывать в качестве критериев качественные показатели деятельности обучаемых. Для чего в КазНМУ создан центр практических навыков и центр коммуникативных навыков. А все экзамены (БДО и ПД)  сдаются в 2 этапа: 1 этап – тестирование, 2 этап – практические навыки в виде  объективного структурированного квалификационного экзамена в центре практических или коммуникативных  навыков.

Коммуникативные навыки формируются на всех дисциплинах и на всех курсах с учетом специфики изучаемых дисциплин. Характеризуют знания и умения эффективного пользования различными средствами коммуникации, устное и письменное общение, монолог, диалог, полилог,  коммуникативные задачи, иноязычное общение (знание английского, казахского и русского языка), взаимодействие с обществом и коллективом, коллегами, партнерами, семьей, конфликты и конструктивные способы их решения, сотрудничество и работу в команде, толерантность, уважение, принятие других. В  итоге формируются навыки по общению с медперсоналом, с больными, с родственниками на основе формирования общих принципов культуры разных народов, этики и деонтологии. Для реализации иноязычного общения часть предметов  (до 20%)  по выбору — элективов студенты изучают на английском, русском или казахском языках. Коммуникативные навыки оцениваются во всех видах контроля — текущий, рубежный, заключительный,  на всех  кафедрах.

Правовая компетенция начинает формироваться на первом курсе во время изучения дисциплины «Основы права». Далее на 2 и 3 курсе вовремя изучения дисциплины «Основы медицинского права»,   далее на 4 и 5 курсе при изучении  дисциплины «Судебная медицина и врачебные ошибки», а также при изучении базовых и  профилирующих дисциплин изучение нормативно-правовых документов с учетом специфики изучаемых дисциплин (например,  инфекции, фтизиатрия, психиатрия, наркология и др.). Особенно,  в тех случаях,  когда важно  знать и применять законы для защиты прав пациента, для грамотного оформления  медицинской документации. Данная компетенция оценивается и на входном и на выходном уровне контроля знаний.

Компетенция по непрерывному образованию – самосовершенствование, реализует принцип  образования в современных условиях —  LLL (Long life learning), креативный научно-творческий подход к обучению. Во время изучения каждой дисциплины, или учебно- производственной практики,  во время рубежного и заключительного контроля знаний оценивается и эта компетенция.  Данная компетенция развивает способности личности к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию. Дает возможность относиться к самому себе,  как к личности и субъекту жизнедеятельности, личностного роста и развития; самосовершенствования и самоконтроля, предрасполагают к эффективной предпринимательской деятельности. Формируются навыки работы с информацией на электронных носителях, в интернете,  навыки работы с  компьютерными программами, навыки заполнения электронных документов, навыки публичных выступлений, презентаций докладов на научных, студенческих  конференциях, навыки сбора своего портфолио с  документальным подтверждением личных достижений, участия в организации и работе конференций,  наличия сертификатов по  изучению иностранных языков и др., навыки  научно-исследовательской работы, оформления  публикаций в прессе,  в медицинских изданиях, листовок, санбюллетней, презентаций по здоровому образу жизни и другим темам,  научное признание приоритетов, наличие научно-творческих компонентов в различных сферах деятельности, творческую направленность в поведении и деятельности, формирование творческой позиции будущих специалистов.

Один из путей реализации компетентностного подхода в медицинском Вузе состоит в вертикальных согласованиях входных и выходных компетенций между кафедрами. При этом применительно к структуре каждого курса определяются входные компетенции (для освоения курса студент должен  владеть знаниями… умениями…) и ключевые выходные компетенции (по окончании курса у студента будут  сформированы знания…, умения… и др.). Выходные компетенции каждого курса становятся, таким образом, входными компетенциями на вышестоящем учебном курсе. Это порождает необходимость в вертикальных согласованиях учебных целей между кафедрами.

Отсутствие вертикальных согласований приводит к негативным последствиям, которые находят два реальных выражения: во-первых, низкая выживаемость знаний, во-вторых, как следствие – нерациональное расходование учебного времени. Все это вместе приводит к снижению качества подготовки специалиста.

При наличии вертикального согласования между кафедрами студенты, изучающие тот или иной материал 1 курса обучения, получают тем самым установку на запоминание, обусловленную объемом входных ключевых компетенций   материала 2 курса обучения и т.д. В противном случае, когда они этой установки не получают, у них действует гораздо более «короткая» установка на запоминание – ориентированная только на сдачу экзамена или зачета. Это резко снижает эффективность обучения.

В связи с чем,  при формировании образовательных программ по курсам обозначены перечни и глубина  формирования  компетенций по курсам, а в рабочих программах дисциплин сформулированы входные и выходные компетенции по каждой кафедре (в этом случае прибывающий на обучение студент будет иметь полное представление о тех требованиях, которые его ждут на входном и выходном контроле всех кафедр, на которых ему предстоит учиться).

Таким образом,  образовательные  программы могут расшириться с учетом специфических особенностей направлений подготовки  будущих специалистов,  данный подход создаст условия для индивидуальной  подготовки обучающихся.

Изменение подхода к организации образовательного процесса: от передачи знаний к формированию профессиональных компетенций требует иного подхода к  используемым методам обучения. Обучение  приобретает деятельностный  характер, акцент делается на обучение через практику.

Изменяются и подходы к оценке результатов обучения: оцениваются не только знания, но и уровень сформированности профессиональной компетентности.  Это требует разработки системы оценки профессиональной компетентности обучающихся, формы и методы которой зависят от уровня обучения и оцениваемого компонента компетентности.

Ключевые компетенции выпускников различных специальностей конкретизированы по уровням обучения, что предполагает их улучшение и развитие от курса к курсу. Квалификационные требования ГОСО специальностей (что должен знать, уметь выпускник и быть компетентным) были проанализированы и распределены по курсам обучения. Данный подход позволит  проследить этапность формирования профессиональной компетентности и разработать образовательную траекторию различных специальностей путем обоснованного выбора элективных дисциплин, который строится по принципу дополнения компетенций, получение которых в полном объеме не обеспечивают дисциплины обязательного компонента.

Компетентностный подход является универсальным механизмом обновления содержания образования в ответ на его модернизацию и вносит существенные преобразования в профессиональную, личностную, когнитивную, коммуникативную, креативную и общекультурную сферы деятельность специалистов нового поколения.

 

Литература

1.  Безродная Г.В., Севостьянов Д.А., Шпикс Т.А.Принципы компетентностного подхода в медицинском вузе // Медицина и образование в Сибири. 2008. № 2.

2.   Зимняя И.А.Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Эйдос. 05.05.2006 г.

3.     Русина Н.А., Алексеева С.В. Компетентностный подход в деятельности врача-преподавателя // Медицина и образование в Сибири. 2008. № 2.

4.   Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Выпуск 1.- Алматы, КаНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010.-Ч.1-4.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ