СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

19 Sep 2012

Ханина Н.Н., Шужебаева А.И., Шмидт М.А.

Жетысуский Государственный Университет им. И. Жансугурова

 

Түйін  Мақалада жоғары мектепте оқытуды ұйымдастырудың проблемалық сұрақтары қарастырылған.

 

Резюме   В статье обсуждаются  современные подходы к выбору методик обученя.

 

Abstrakct  The questions of organizations of problem education in the university considered in the article.

 

С каждым годом жизни педагогический процесс становится все менее плодотворным. Сегодня вредно учить и воспитывать «как всегда», необходимы коренные преобразования в самой модели подготовки человека к жизни. Требуются свободно мыслящие, смелые, озаренные светом духовности, способные управлять, т.е. разумно строить и корректировать отношения к себе, другим людям, обществу, природе люди. Сама педагогика из науки о воспитании, образовании и обучении человека должна стать наукой об управлении развитием творческой индивидуальности в целостном педагогическом процессе.

Для организации познавательной самостоятельности необходимо использование элементов проблемного обучения. Принцип проблемности — необходимое условие для зарождения творческого мышления у учащихся. Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации, и активизируют мышление, а значит, делают знание не отвлеченным, а личностно-значимым. Они позволяют научить самостоятельно видеть проблему, сформулировать ее, найти пути решения и разрешить ее. Главная задача образования — введение личности в соответствующую культурную традицию, «морализирование» человека, превращение его из природного существа в свободную нравственную личность.

Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, то есть оно более интенсивнее, чем не проблемное обучение, влияет на развитие творческого мышления учащихся [1].

Помощь и руководство со стороны педагога состоят не в устранении  трудностей, а в том, чтобы готовить учащегося к их преодолению. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, проблемное обучение  способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное  отличие  проблемного обучения  от традиционного объяснительно-иллюстративного. Оно предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся [2].

Проблемность в обучении рассматривается как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. Разработаны способы создания проблемных ситуаций на различных учебных предметах и найдены критерии оценки сложности проблемных познавательных задач. Постепенно распространяясь, проблемное обучение  проникло из общеобразовательной школы в младшую, среднюю и высшую школы. Но, несмотря на большое количество существующих методик, немногие педагоги их используют и как результат учащиеся не способные самостоятельно решать нестандартные задачи. Именно поэтому знания, чаще всего носят теоретический характер и не могут быть использованы на практике.

В определенном смысле возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый этап в развитии дидактики и психологии обучения. В отличие от ранее сложившихся подходов эта концепция привнесла в теорию и практику образования систему формирования творческих способностей учащихся, а не просто отдельные приемы активизации познавательных интересов, мышления и т.д.

Мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач. Она необходима и для самой постановки задач, для выявления и осознания новых проблем. Нередко нахождение и постановка проблемы требует даже больших умственных усилий, чем ее последующее разрешение. Мышление нужно также для усвоения знаний, для понимания текста в процессе чтения и во многих других случаях, отнюдь не тождественных решению задач [3]. Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция. Психология творческого мышления за столетний период своего существования накопила внушительный массив данных об особенностях протекания и механизмах развития мыслительной деятельности человека и ей есть чем поделиться с дидактикой и методикой обучения.

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентированы на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности.  Проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. “Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и “открытия” новых понятий. Здесь есть и объяснение педагога, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем — характерный признак этого типа обучения.

Рациональное использование элементов проблемного обучения позволяет повысить эффективность восприятия, усвоения и активизации информации. Использование проблемных заданий, в сочетании с индивидуальностью и умственной деятельностью должно носить систематический характер и распределяться в зависимости от тематики и цели занятия. В методиках недостаточно учитывается влияние практического взаимодействия на активизацию учебной деятельности. Так как активное практическое взаимодействие – предпосылка активной учебной деятельности. Этот фактор полностью реализуется в элементах проблемного обучения. Систематическое введение проблемных заданий, в процесс обучения будет благоприятно отражаться на эмоциональном состоянии, что повышает  уровень заинтересованности, внимательности, а также будет способствовать более эффективному творческому развитию и активизации учебной деятельности.

Таким образом, мы предполагаем, что для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения необходимо использовать  различные методы обучения в комплексе с элементами проблемного обучения.

При использовании элементов проблемного обучения процесс приобретения знаний становится не репродуктивным, где педагог предлагает учащимся готовые знания, а продуктивным, где учащиеся самостоятельно добывают знания, задействовав все свои умственные способности. Работа учителя также меняется,  он сможет дифференцировать свою помощь, так как в ней кто-то нуждается больше, а кто-то меньше.

В отличие от традиционного проблемное обучение более трудоемкое в создании и осуществлении. Тем не менее, за всю историю своего существования разработки элементов проблемного обучения накопили огромный багаж, позволяющий сделать обучение не отвлеченным, а интересным для каждого. Такая форма обучения позволяет понять не только теоретические понятия, сведения и факты, но и пользоваться ими в жизни с благородными целями и при выходе из школы. А это и является целью современного образования.

Существует большое количество учебников, содержащих вопросы и задания проблемного характера, которые способствуют развитию мотивации, аналитического и прогностического мышления учащихся, их творческой деятельности и принятию нестандартных решений. Современные учебники в той или иной степени обладают потенциалом для организации эвристических бесед, уроков с изложением проблемного типа, проблемных дискуссий и исследовательской работы учащихся.

Вместе с тем, было бы неразумно переоценивать значение проблемного обучения. Во-первых, не весь учебный материал можно построить в виде органичных проблемных ситуаций, обладающими всеми требуемыми характеристиками. Это объективное ограничение распространения проблемного обучения. Во-вторых, нельзя не признать, что проблемные методы предъявляют к преподавателю совершенно новые требования, и не все педагоги способны с ними справиться: обучение творчеству предполагает и творческое обучение. И, в-третьих, для передачи учащимся одного и того же объема информации при проблемном обучении будет затрачено значительно больше учебного времени, чем при традиционном. Да и подготовка к занятиям по проблемным методикам требует значительно большего времени, чем подготовка к традиционный занятиям. И все это в тех условиях, когда даже традиционное обучение сталкивается с проблемой нехватки времени для передачи учащимся всего требуемого массива знаний, умений и навыков.

Таким образом, использование элементов проблемного обучения способствует приближению учебного процесса к реальной жизни, учение приобретает целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой учащиеся проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем.

 

Литература

  1. .Подласый И.П. Педагогика. — М., Владос, 2003.
  2.  Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. — Ростов-на-Дону, 1970.
  3. .Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ