Комитет по образовательным программам (КОП)




28.02.2013

«Фармацевтического факультета»

 Председатель КОП «Фармации»                                                                                                     

 Саякова Галия Мырзагалиевна   (вн.тел.7127)          

1

Секретарь КОП «Фармации»

Бидасова  Гульмира Кенесбаева

(тел.вн.7118)

 

Состав  членов  КОП Фармацевтического факультета:

 

Фамилия, имя, отчество

должность

кафедра

Телефон (внутр.)

1. Кусаинова Алихан Кадырхановна. доцент «Фармацевт-токсиколог» 7241
2. Балпанова Дидар Тлеулесовна. доцент к.х.н., завуч «Фармацевт-токсиколог» 7241
3. Бошкаева  Асыл  Кенесовна доцент, завуч «фармацевт-аналитик» 87772458111
4. Кунанбаева Галина Сламжановна. доцент, к.х.н. «фармацевт-аналитик» 87013588229
5. Кожанова Калданай Каржауовна ст. преподаватель «фармацевт-технолог» 87017388625
6. Капсалямова Эльмира Николаевна. преподаватель, завуч «фармацевт-технолог» 7291
7. Бериккайрова Гульнур Муратовна. преподаватель, завуч «фармацевт-фармакогност» 7127
8. Наурызалиева Жумагуль  Тулеповна. преподаватель , завуч «Фармацевт-менеджер» 7118
9. Сатбаева  Эльмира  Маратовна доцент фармакология 7232
10. Ким  Ирина Ивановна преподаватель фармакология 7232
11. Кадырова Диляра Мулдашевна  доцент фармакология 7232
12. Сергиенко Е.В. ст.преподаватель эксперт Фармакопейного комитета 283
13. Ролдугина Людмила Николаевна зав. РПО Аптека №56 242
14. Гунько Наталья Александровна исп. директор Ассоц. дист. фарм. прод. РК 3791643 (раб.)
15. Федосеев Константин Алессандрович глав. технолог ТОО «Глоблфарм» 252
16. Дербесбекова У.С. магистрант 1 курс

17. Каирденова А. магистрант 1 курс

18. Жакипбеков Кайрат Сапарханович докторант 1 курс

19. Молдакаримова  Меруерт студент ФА 10-005-03р.

20. Беккожаева  Акбота студент ФА- 005-03р

21. Азатов Олжас студент ФА-11001-2

           Цель КОП «Фармации»: разработка и внедрение образовательных программ, инновационных методов обучения, методов оценки знаний студентов в учебный процесс, а также учебно-методическое обеспечение дисциплин кафедр.

Задачи Комитета по образовательным программам:

— разработка и внедрение образовательных программ в учебный процесс;

— формирование конкретных компетенций у студентов по каждой дисциплине в рамках образовательных программ;

— систематическое изучение и всесторонняя оценка образовательных программ с целью улучшения и  гарантии качества обучения;

— участие в подготовке проектов и рецензировании типовых учебных программ;

— разработка и экспертиза учебно-методических материалов кафедр;

— издательская деятельность ППС кафедр;

— проведение анализа качества учебно-методической  литературы;

— контроль и анализ эффективности внедрения инновационных методов обучения и контроля знаний студентов на кафедрах;

— координация учебно-методической работы на кафедрах, заслушивание и обсуждение планов и отчетов кафедр по оптимизации учебного процесса.

 

План работы Комитета по образовательным программам (КОП) «Фармации»

на 2013-2014 учебный год

 

Наименования мероприятия

Ответственные исполнители

Срок исполнения

1. 1.Утверждение состава КОП «Фармации» из  модулей — «Фармацевт-аналитик-токсиколог», «Фармацевт — фармакогност», «Фармацевт-фармацевтической химии», «Фармацевт-менеджер», «Фармацевт — технолог» и распределение функциональных  обязанностей среди членов КОП «Фармации».2.Обсуждение и утверждение плана работы КОП фармацевтического факультета на 2012-2013 учебный год.3. Обсуждение и утверждение КТП по специальности «Фармация» и «Технология фарм производства» по бакалавриату и магистратуре4. Разработка образовательных программ по 5-ти  направлениям подготовки.

5. Разное.

Саякова Г.М. 

Саякова Г.М.

 

Руководители модулей

Завучи

      август
2 1. Обсуждение и утверждение совместной учебно — методической работы в результате  внедрения программы «Визитинг – профессоров»2. О ходе  внедрения  академической мобильности обучения.4.Внедрение в учебный процесс политики развития 3-язычья  на фармацевтическом факультете (дополнительный  английский язык)5. Разное. Руководители модулейЗавучиРуководители  и завучи

Руководители и завучи

 

сентябрь
3. 1.  О состоянии технического обеспечения и оснащенности практических занятий на модулях подготовки «Фармации»2. Разработка и утверждение тестов  по базовым и элективным дисциплинам для обучающихся по модулям «Фармации».3.  Рассмотрение и утверждение новых учебных изданий (учебных пособий, учебно-методических материалов и т.д.).4. Утверждение плана издательской деятельности по модулям «Фармации»

5.  Контроль за методическим преподаванием  на 1—5 курсах с внедрением современных инновационных технологий.

6. Разное.

Руководители модулейРуководители и завучи 

Руководители и члены КОП Завучи

 

октябрь 

 

 

4. 1.   О ходе успеваемости и посещаемости  студентов, магистрантов и докторантов.2. Обсуждение вопроса о готовности модулей к проведению зимней экзаменационной сессии3. Мониторинг учебно-методической работы по модулям (анкетирование)4. Совместное сотрудничество с работодателями по обеспечению учебного процесса

5. Разное.

ЗавучиЗавучиКомиссия из членов  КОП

Руководители и завучи

 

ноябрь
5. 1. Обсуждение формы проведения государственных экзаменов по модулям.  Обсуждение замечаний ГАК, утверждение плана мероприятий по устранению замечаний ГАК2. Обсуждение работы эдвайзерской службы на фармацевтическом факультете3. Мониторинг удовлетворенности обучающихся потребителей на фармацевтическом факультете. Обсуждение  данных анкетирования студентов по результатам зимней сессии.4. Разное. Завучи и ответственныйЗавучи 

Завучи

 

декабрь 

 

 

 

6. 1. О состоянии работы с молодыми преподавателями и стажерами на кафедрах.2. Внедрение инновационных методов обучения  в учебном процессе – кейс –стади, портфолио, комплексных ситуационных задач.3.   Организация работы компьютерного класса (создание базы тестов, заданий, материалов визитинг – профессоров)4. Каталог элективных дисциплин по направлениям подготовки на 2013-2014 уч. год

по 2-м специальностям.  (Новые ЭД подготовка УМКД)

5.  Результат программы  визитинг – профессоров

6. Разное          

Руководители модулейЗавучиПредседатель и члены  КОП

 

      январь
7.  1.  О ходе внедрения разработанных образовательных программ по модулям «Фармации».2. Обсуждение УМКД на 2013-2014 уч. год по модулям3. Мониторинг учебно-методической работы по модулям.1. Заполнение журналов

2. Составление графика открытых  занятий

4. Подготовка к ярмарке элективных дисциплин.

5. Разное.

Руководители модулейРуководители и завучиОтвественный секретарь    февраль
8. 1. Рассмотрение и утверждение новых учебников,  учебных пособий и учебно-методических материалов.2. О готовности и модулей к проведению  тестов  к летней экзаменационной сессии3. Мониторинг учебно-методической работы по модулям.4. Разное Члены КОПБошкаева А.К март
9. 1. Рассмотрение и утверждение экзаменационных  вопросов летней сессии      по модулям.2.  Рассмотрение и утверждение   учебного- методического  пособия3.  Ознакомление членов КОП с решениями ЦМС (лист ознакомления4. Мониторинг учебно-методической работы

5. Разное.

Члены КОПЧлены КОППредседатель КОП

 

  апрель
10. 1.  Обсуждение критериев оценки качества дисцилин фарм. факультета2.  Обсуждение материалов по проведению ОСПЭ по модулям фарм. факультета3. Утверждение каталога элективных дисциплин постдипломного образования:магистратура, докторантура

4.О ходе прохождения практики по модулям

5. Разное.

Члены КОП.Наурызалиева Ж.ТЧлены КОП.Завучи

Рук. Модуля

 

   май
11. 1. О  результатах ГЭК на 5 курсе фармацевтического факультета2. Об издательской деятельности модулей факультета3.  Представления на обсуждения переработанного  УМКД по всем дисциплинам для  студентов 1 курса  по 2-м  специальностям4. Отчет председателя о работе КОП за год. Утверждение плана и состава КОП на 2013-14 гг.

5.  Разное.

 Руководители модулей и завучиЧлены КОП.члены  КОП

 

 

июнь

 

Издательская деятельность сотрудников фармацевтического факультета

 

         Наименование

Характер работы

Выходные данные

Соавторы

1.

Дәрілік ұнтақтар

печ.

Оқу құралы, 2003, Алматы қаласы, 64 б. У.М.Датхаев

2.

Жақпа майлар

печ.

Оқу құралы, 2004, Алматы қаласы, 124 б. Ділбарханов Р.Д., Амантаева М.Е.

3.

Биофармация

печ.

Учебное-методическое пособие, Алматы, 2005,152 с. Байзолданов Т.Б.,Устенова Г.О.

4.

Русско-каазахский толковый словарь терминов фармацевтической технологии

печ.

Учебное пособие, Алматы, 2005 г., 120 с. Ділбарханов Р.Д., Амантаева М.Е., Байзолданов Т.Б.,Кожанова К.К. 

5.

Методические указания кВыполнению дипломных работ по специальности 050507-«Менеджмент»

печ.

Учебное пособие, Алматы, 2006 г, 26 с. Радюк М.И.,Нурахов Д.Б.

6.

Руководство к лабороторным занятиям по технологии лекарственных форм (2-е издание)

печ.

Учебное издание.Под общей редакцией С.М. Махкамова (2-е изд. перераб. и дополн.. – Алматы.: Издательство «Эффект» , 2007.-240с. С.М.МахкамовМ.У.УсуббаевА.Н.НуритдиноваК.С.Махмуджанова

У.М.Датхаев

Т.Байзолданов

 

 

7.

Программа по специальности «Фармация»: по направлению подготовки «Фармацевт-провизор»

печ.

Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова. Вып.1. – Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010. – Ч.1. – 103 с. Устенова Г.О.,Мустафина К.К. и т.д.

8.

Модель медицинского образования Казахского Национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова: Современное состояние и перспективы развития фармацевтического образования

печ.

Модель медицинского образования Казахского Национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова : Современное состояние и перспективы развития фармацевтического . – Алматы, 2011.-104 с. Аканов А.А.,Абирова М.А., Устенова Г.О.,Шопабаева А.Р.

9.

«Фармация» мамандығы бойынша: «Фармацевт-дәріхананың жоғары дәрежелі қызметкері» дайындау мамандығы бойынша

печ.

С.Ж. Асфендияров атындағы Қазақ ұлттық медицина университетінің медициналық білім беру үлгісі. Шығ.1. – Алматы: С.Ж. Асфендияров атындағы ҚазҰМУ, 2011. – 1. и 2 Б – 116 б. Устенова Г.О.,Мустафина К.К. и т.д.

10.

Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. Вып. 1.

печ.

.– Алматы: 2010. – часть 2. – 552 с. Саякова Г.М.,Бошкаева А.К. и т.д.

11.

Модель медицинского образования казахского национального медицинского университета им.С.Д.Асфендиярова

печ.

– практические навыки выпускника- Алматы: КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, 2011 – 221 с. Аканов А.А., Абирова М.А., Бурибаева Ж.К., Есенкулова С.А., Исаева Б.Г., Исина З.Б., Карлова Э.К., Уразалин Ж.Б., Супиев Т.К., Нысанова Б.Ж., Рамазанова М.А., Сарсенбаева С.С., Саякова Г.М.

12.

С.Ж.Асфендияров атындағы ҚазҰМУ – ның медициналық білім беру үлгісі.Шығ.1.

печ.

– Алматы:, 2011. –3-ші бөлім.-53 б. Датхаев У.М.,Устенова Г.О. и т.д.

13.

С.Ж.Асфендияров атындағы ҚазҰМУ – ның медициналық білім беру үлгісі. 1 шығарылым.

печ.

– Алматы:, 2011. – 4-ші бөлім. – 62 б. Аканов А.А.Датхаев У.М.Устенова Г.О.и т.д.

14.

Вестник КазНМУ им.Асфендиярова.

печ.

Научно – практический журнал.– Алматы, 2012. – 343 с. Пичхадзе Г.М.

15.

С.Ж.Асфендияров атындағы ҚазҰМУ – ның медициналық білім беру үлгісі.Шығ. 1.

печ.

Алматы:, 2011. – 1 бөлім – 116 б. Саякова Г.М.,Бошкаева А.К.Адибаева Г.К.и т.д.

16.

Фармацевтический рынок Республики Казахстан за 2006-2008гг.

печ.

монография. – Алматы.:Нур-Принт, 2010. – 91 с. Азембаев А.А.

17.

Физико-химические методы анализа в фармации

печ.

Учебное пособие. – Алматы, 2011. – 141 с. Омарова Р.А., Бошкаева А.К.

18.

Маркетинг и фармацевтический рынок Казахстана

печ.

Учебное пособие. – Алматы.: Изд-во Нур-Принт, 2011. – 133 с. Азембаев А.А., Зурдинов А.З., Айдарханова Г.С.

29.

Экстрагирование сжиженными газами

печ.

Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2010. – 66 с. Устенова Г.О.

20.

Новые лекарственные препараты

печ.

— г.Алматы, 2000 г. – 324 с. К.У.Ушбаев

 

 

 

        На основании распоряжении № 42 от 12.03.2013 «Об анализе экзаменационной сессии 2012-2013 учебного года УЧ Департамент и  КОП «Фармации» информирует, что на фармацевтическом факультете проведен  качественный анализ зимней экзаменационной сессии с учетом анкетирования студентов и ППС. Общая информация  представлена в следующей форме:

Анализ зимней сессии  по  дисциплинам

фармацевтического факультета на 2012-2013  год

 

 По специальности: 5В110300 «Фармация»

1 курс –  обязательная дисциплина — ботаника;

2 курс – обязательные дисциплины: история фармации, физколлоидная химия.

Элективные дисциплины — этика профессионального общения, фармацевтическая терминология.

3 курс – обязательные дисциплины – медицинское и фармацевтическое товароведение,

Элективные дисциплины –фармацевтическая опека, физико-химические методы анализа, общие методы исследования и анализ лекарственных средств

4 курс – элективные дисциплины: процессы и аппараты фармацевтического производства, основы промышленной технологии лекарств, введение в фармакогнозию, фармацевтическая информация, основы фармэкономики, экотоксиканты окружающей среды, допинговые средства, химико-токсикологический анализ ядовитых лекарственных веществ, основные направления и перспективы создания лекарственных средств, получение и исследование лекарственных вещестов,

лекарственные растения, применяемые в народный медицине, система обеспечения качества  лекарственных средств , основы фармацевтической логистики

5 курс  — элективные дисциплины: мерчандайзинг аптечных организаций, фармацевтический маркетинг и менеджмент, основы биотехнологии, введение в косметологию, контроль качества и стандартизация лекарственных средств, биологическая опасность и биологические средства массового поражения, гомеопатические лекарственные средства, вопросы регистрации и перерегистрации лекарственных средств в Республике Казахстан.

По специальности: 5В074800 Технология фармацевтического производства:

1 курс – обязательная дисциплина — теоретические основы неорганической химии.

2 курс – обязательная дисциплина – аналитическая химия

  1. 1.      Число студентов: Все студенты  явились на экзамен почти в полном составе -2.
  2. 2.       Наличие графика предэкзаменационных консультаций по дисциплинам на всех курсах:

   количество  проведенных предэкзаменационных консультаций:

на рус. отд.-2;

на каз.отд.-2;

3. Количество подготовленных  тестовых заданий

    В среднем из всех тестовых заданий  по I уровню сложности-30 % тестов;

по II уровню сложности – 40 % тестов;

по III уровню сложности – 30 % тестов.

4. Соответствие тестовых заданий  программе дисциплины

-тестовые задания соответствуют  программе дисциплины, что отражено в  рецензиях на тестовые задания.

5. Количество рубежных контролей -2.

6. Форма проведения  рубежных контролей

— проведение рубежного контроля: письменная, тестирование, устная;

7. Форма проведения  II этапа  экзамена: прием практических и коммуникативных навыков (25 билетов по 2 вопроса).

Количество неудовлетворительных оценок по экзаменам- 22 чел. (больше всего – по ботанике – 6 чел.), имеются неудовлетворительные оценки по биологии, экологии, математике, химии  и др. предметам.

8. Оставленных на повторное изучение дисциплины – 22 чел. — по физколлоидной химии и др. дисциплинам.

получили  на I этапе  менее 50% — 19 чел.;

получили на II этапе менее  50%-3 чел.;

9. Количество студентов, подавших на апелляцию:  по неорганической химии

—  на I этапе — 1;

10. Количество положительных  результатов  апелляции:

—  на I этапе — 1;

11. Удовлетворенность  обучающихся  качеством  проведения учебного процесса на модуле и проведением экзаменов:

В целом, можно отметить, что результаты анализа зимней сессии удовлетворительные (приложение №1 с офиса регистратора). Тестовые задания, перечень  практических и коммуникативных навыков составлены на 2-х языках (государственном, русском), полностью соответствуют учебной программе и составлены в корректной форме, обсуждены и утверждены руководителями модулей на заседаниях модулей. Тестовые задания  переработаны и проверены в центре тестирования, что подтверждено справками  из центра тестирования. Перечень практических и коммуникативных навыков рассмотрены и утверждены на заседании модулей, Учебного департамента и Комитета по образовательным программам фармации. Рецензии на все тестовые задания,  перечень практических, коммуникативных навыков имеются. Разработаны и утверждены на заседаниях модулей и УД, КОП фармации критерии оценки 2 этапа практических и коммуникативных навыков.

Второй этап практических и коммуникативных навыков по элективной дисциплине «Прекурсоры и допинговые средства» содержал несколько вопросов теоретического характера, но перечень  заданий был полностью переработан  преподавателями модуля фармацевт-токсиколог  и  рекомендован для использования в учебном процессе.

Наряду с имеющимися формами проведения 2 этапа практических и коммуникативных навыков таких, как решение ситуационных задач, написание химических реакций, механизмов действия, проведения  экономических расчетов, изготовления лекарственных форм, проведения качественного анализа лекарственного растительного сырья и лекарственных средств и  т.д.,  рекомендуется широкое использование раздаточных и наглядных материалов, а также учебных компьютерных программ. Также рекомендуется совершенствование материально-технической базы для приема практических навыков, особенно реактивов для проведения качественного и количественного анализа лекарственного растительного сырья и лекарственных средств. Необходимо больше проводить занятия на базе Центра практических навыков по изготовлению лекарственных форм и аналитической лаборатории на базе Института им. Б.Атчабарова, а также улучшить организацию практических выездных занятий, прохождение производственной практики на базах фармацевтических фирм, аптек, лабораторий, судебно-медицинской экспертизы, ботанического сада и др. Организаций фармацевтического профиля.

УЧ Департамент КОП «Фармации»  своевременно контролировали получение результатов анкетирования студентов по поводу проведения учебного процесса на фармацевтическом факультете.Полученные результаты анкетирования проведенные МАКО КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова были проанализированы, доведены до сведения руководителей модулей и членов КОП «Фармации». Было  проведено заседание КОП «Фармации» для принятия к сведению и  проведения работы по дальнейшему совершенствованию и устранению замечаний, отмеченные студентами. Целью анкетирования было:  выявление проблем при организации зимней сесии и разработка рекомендаций по улучшению путем изучения  мнения студентов. Сроки анкетирования: 11-15 февраля 2013 г.

Опрошено всего 2030 (30%) студентов, в том числе  898 (17,1%) студентов факультета ОМ, 409 (78,8%) студентов-фармацевтов,     404 (88,8%) студента МПФ, 169 (99,8%) студентов  факультета менеджмента в здравоохранении и фармации,  150 (23,1%) студентов стоматологического факультета.

Анкета разработана  Центром МАКО и НСРМО при участии  ДУМР, УД и включает 11 вопросов.

Результаты анкетирования: 

В результате данного анкетирования   на всех факультетах, в том числе и фармацевтическом  выявлены  идентичные проблемы.

1)      Основными сложностями при подготовке к экзаменам у  опрошенных студентов были:

1        место.  Эмоциональные переживания.

2          место.   Не хватает учебной литературы.

3        место. Не понятны экзаменационные вопросы.

4        место.  Недостаток консультативной работы преподавателей

5        место.  Трудности в запоминании учебного материала.

2)       Основными сложностями во время  сдачи  экзаменов  у  опрошенных студентов были:

1 место. Несправедливость   экзаменационной оценки

2 место.  Проблемы во взаимоотношениях с преподавателем-экзаменатором.

3 место.  Не комфортная обстановка  во время экзамена, особенно в ТЦ (грубое отношение сотрудников, шум, крики, мешающие экзаменуемому сосредоточится на ответах).

3)      Треть опрошенных студентов всех факультетов  отвечают, что преподаватели обеспечивают экзаменационными тестами с ответами.

4)      12  % опрошенных студентов узнают о  своей экзаменационной оценке не сразу, а на 2-3-й день.

5)      Многие анкетированные знают об  интерактивных методах обучения и участвуют в таких занятиях.

6)      Более трети опрошенных студентов всех факультетов  оценивают свои взаимоотношения с преподавателями ниже среднего уровня (от 1 до 6-ти баллов по 10-ти бальной шкале).

7)      По мнению 5 % опрошенных студентов  такое явление  как «взятка»  в университете существует, при этом под этим термином студенты понимали не только денежное вознаграждение, но и  подарки  в виде дискет,  флешкарт,  изготовления стендов и плакатов, сладостей и т.п.

8)      По мнению анкетированных, инициатором «взятки»  в большинстве случаев выступает сам студент.

Рекомендации по улучшению дальнейшей работы и устранению недостатков:

1.Проводится работа по совершенствованию  подготовки экзаменационных тестовых заданий.

2. Организовано качественное  внешнее и перекрестное рецензирование экзаменационных  вопросов.

3.При составлении экзаменационных тестов  применятся  методика фокус группы.

4.Ведется работа по улучшению проведения консультативной работы на кафедре и модулях  перед проведением экзаменов.

5. Организованы  проведение экзаменов таким образом, чтобы 100% студентов узнавали о своих результатах в тот же день.

6. Проводится активная работа по  доведению сведений всех  ППС фармацевтического факультета  о том, что треть опрошенных студентов  на фармацевтическом факультете   испытывают дефицит взаимопонимания с преподавателями. Проанализированы  причины этого факта.

7. На заседаниях УД и КОП «Фармации» систематически проводится разъяснительная работа с преподавателями кафедр и модулей по профилактике коррупционных действий, в т.ч. носящих не только денежных, но и не денежный характер (услуги, подарки и т.д.).

8.Учитывая, что по мнению опрошенных студентов, чаще инициаторами взятки являются сами студенты, деканатом, УД и КОП «Фармации» систематически проводится разъяснительная работа с обучающимися  по профилактике коррупционных действий, в т.ч. носящих не денежный характер (услуги, подарки и т.д.).

9. Уделять особое внимание в течение всего учебного года самостоятельной работе студентов, применяя для его стимулирования разнообразные подходы (решение ситуационных задач, подготовка научных докладов, эссе, презентаций, изготовление слайдов, таблиц, наглядных пособий, переводы учебных материалов на английский язык и др.);

10.Ведется активная работа по повышению заинтересованности студентов в участии в научном кружке;

11. Совершенствовать задания практических навыков на занятиях и рубежном контроле;

12. Продолжить внедрение инновационных методов в учебный процесс.

13. По токсикологическому направлению  была выявлена проблема, которая заключалась в неправильном составлении  экзаменационных  билетов на 11 этап.  Вопросы были составлены не практического, а в основном теоретического характера.  Однако  замечания в кратчайший срок были устранены в рабочем порядке.

14.Занятия по «Ботанике»  проходили в неприспособленных помещениях, отсутствуют  реактивы и оборудование для освоения учебного материала (заявки регулярно подаются ), что  соответственно сказывается на прием экзаменов 11 этапа. Заявки по реактивам и оборудованием  повторно представлены в отдел снабжения.

 

 

 

          Председатель КОП «Фармации» , доцент                               Г.М.Саякова