ОПЫТ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЕ ОБМЕНА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ

26 Nov 2012

УДК 37.014 .242

 

А.Д.Сапаргалиева

Профессор кафедры патологической анатомии КазНМУ

В статье представлены результаты участия в самой престижной программе международного обмена – программе Фулбрайт для преподавателей и научных сотрудников. Участие в этой программе позволили получить опыт работы в медицинском университете на департаменте патологической анатомии, познакомиться с системой преподавания и методической работой, участвовать во всех мероприятиях, который проводил университет в течение всего учебного года. Кроме того, участие в программе Фулбрайт дало возможностью стать участником других программ американского посольства.

Ключевые слова: международная программа обмена, Фулбрайт.

 

 

Стипендия Фонда Фудбрайт ежегодно присуждается казахстанским ученым в течение последних 13 лет. В 2007 г  я стала обладателем этой престижной стипендии.  Основным условием получения гранта Фонда Фулбрайт является написание научного проекта, что дает возможность реализовать собственный проект в любом научно-исследовательском институте или университете США по выбору конкурсанта. По условиям конкурса все научные проекты сначала рассматриваются в центральном офисе Комитета Фулбрайта, который находится в Вашингтоне, а затем передаются в департаменты научно-исследовательских институтов или университетов, указанных в анкете соискателем. Процесс отбора кандидатов включает несколько этапов:

1 этап – это пересылка по почте всех документов соискателя в посольство США

(сейчас это делается в он-лайновом режиме),

2 этап – это формальная проверка документов соискателя, на соответствие

требованиям фонда,

3 этап –  это определение уровня владением английским языком  и все соискатели

сдавали  экзамены по английскому языку (сейчас эта процедура отменена),

4 этап – это собеседование в Посольстве США с членами комиссии, где соискатель

должен убедительно доказать необходимость получения данного гранта.

В 2007 г. на стипендию Государственного департамента США (Фулбрайт) подавали 43 человека, и в финале посольство номинировало на стипендию 6 человек. Среди номинантов стипендии два соискателя оказались врачами – я и профессор Е.Брусинская.

Так я попала в номинанты на стипендию Фонда Фулбрайта, меня выбрал университет, и таким образом, у меня появилась возможность работать в NYMC – высшем учебном медицинском заведении, аналоге наших медицинских университетов, академий  или институтов. NYMC был открыт в 1860 году, и в связи с тем, что в США все не очень старое, то он является одним из старейших ВУЗов со своей историей и глубокими традициями. Каждый год университет набирает 250 студентов, и продолжительность обучения составляет 4 года. Этого срока для обучения является достаточным, так все студенты приходят в университет после  медицинских школ, где они проучились тоже 4 года.

В университете я была прикомандирована к департаменту патологической анатомии, и поэтому моим непосредственным руководителем на департаменте был директор департамента  - профессор И.Аргани. Проф. И.Аргани получил степени и звания  в США,  сделав себе имя, занимаясь патологией клубочков при нефропатиях. Пережив все трудности иммигрантской жизни, он с пониманием относится ко всем некоренным американцам, и я в этом плане не была исключением. Как директор департамента, он присутствовал на всех лекциях, а во время методических совещаний задавал много вопросов директору учебной программы, так как сам вел 4-х часовые практические занятия у одной из групп 3 курса. У проф.Аргани в университете была репутация «хорошего парня», поэтому когда возник вопрос о моем шефе, то международный отдел NYMC порекомендовал мне выбрать именно его. Так у меня появилась возможность познакомиться с работой департамента патологической анатомии изнутри, и в течение учебного года 2007-2008 я работала на департаменте патологической анатомии как профессор, и на меня распространялись все блага, в соответствие с моим статусом. Департамент патологической анатомии являлся одной из крупных структур университета со штатом сотрудников 32 человека, включая заведующего департаментом, преподавателей, научных сотрудников и лаборантов.

Курс патологической анатомии в NYMC, как и в наших медицинских ВУЗах включен в программу 3 года обучения. Основная работа департамента – это учебная и методическая работа. И в учебном процессе главный человек на департаменте – был и остается по настоящее время, директор учебной программы профессор Р.Закрау. Один раз в неделю профессор Р.Закрау проводил методическое совещание, на котором подробно объяснял преподавателям узловые вопросы, которые необходимо разобрать на занятии (в методических разработках практических занятий были включены его комментарии к  каждому занятию). В соответствие с календарно-тематическим планом каждый семестр включал 16 лекций и 16 практических занятий. Проф. Р.Закрау сам читал лекции для студентов 3 курса, и привлекал для чтения лекций ведущих специалистов по патологической анатомии из крупнейших клиник Нью-Йорка. Все приглашенные лекторы имели и степени и звания, читали лекции по-разному, но слушать их было очень интересно.

Лекционный курс по своему объему и тематике мало отличался от программы по патологической анатомии наших ВУЗов, но продолжительность практических занятий составляла 4 часа. Тем не менее, были и отличия, которые заключались в том, что часть практических занятий была посвящена разбору клинических случаев при той или иной патологии, они так и назывались «клинико-анатомические корреляции при заболеваниях системы крови» или при заболеваниях системы дыхательных путей, или мочеполовой системы. На таких занятиях разбирались не просто темы, в соответствие с главами учебника, по предлагались клинические задачи, включавшие «выжимку из истории болезни» и протокол вскрытия, или результаты исследования операционного и биопсийного материала. Эти занятия, пожалуй, были наиболее сложными для проведения, так как преподаватель должен был выслушать мнение студентов по каждому клиническому случаю, интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования и объяснить логику формулировки патологоанатомического диагноза или патогистологического заключения.

Техническое оснащение учебных комнат, где проходили практические занятия, полностью соответствовало престижу самого университета  – у каждого студента 3 курса был бинокулярный микроскоп, в каждой учебной комнате был мультимедийный проектор. Тем не менее, наиболее интересным с моей точки зрения, была сама методика проведения практического занятия. Практическое занятие начиналось с демонстрации макро- и микропрепаратов в виде слайд-шоу с комментариями преподавателя, и только после этого, проводился подробный разбор темы по вопросам, ответы на которые студенты должны были приготовить дома. В программе курса патологической анатомии университета были занятия, которые отсутствуют в наших учебных программах. Такие занятия, включали разбор на занятии исключительно макропрепаратов, подобранных по конкретной теме (например, «Болезни мочеполовой системы»). На таком занятии проводилась демонстрация органов или комплексов органов с обсуждением конкретного клинического случая, при этом к каждому из макропрепаратов прилагалась клиническая «легенда». Все студенты активно работали с фиксированными макропрепаратами, оценивая размеры органов, их консистенцию, вид на разрезе, и другие характеристики,  которые позволяли бы правильно установить диагноз. В техническое оснащение занятия были включены одноразовые резиновые перчатки, которыми пользовались и преподаватели и студенты.

Для меня, как преподавателя, интерес представляли не только сами практические занятия, но и рубежный контроль, который назывался «промежуточный экзамен». Промежуточные экзамены проводились в виде тестирования  также как и практические занятия на протяжении 4 часов. Студенты должны были ответить на 100 вопросов – это были и ситуационные задачи, и фотографии макро- и микропрепаратов, которые разбирались на практических занятиях. Особенностью проведения промежуточных экзаменов являлось то, что только директор учебной программы находится в студенческой аудитории. Преподаватели департамента в промежуточных экзаменах не допускаются к участию в промежуточных экзаменах. Мне разрешили присутствовать на всех пяти промежуточных экзаменах, которые проводились на протяжении всего учебного года, и я присутствовала на финальном экзамене.  Результаты экзаменов студенты получали по электронной почте, которые рассылал офис-регистратор после того, как получал информацию из департамента.

Кроме учебного процесса, департамент патологической анатомии осуществлял и научную работу, за счет двух научных группы, которые занимались продвижением  научных проектов, но не имели никакого отношения к учебному процессу. Тематика одной из научных групп была изучение токсического действия лекарственных препаратов на внутренние органы, а другой - морфологические аспекты загрязнения окружающей среды. Руководитель первой группы проф.В.Вильямс пригласил меня на конференцию, которая была организована департаментом в Нью-Йорке.  Среди участников конференции были ведущие специалисты-морфологи из Франции, Германии, Польши, и поэтому и статус конференции был довольно высоким.

Помимо учебной и научной работы, которую проводил департамент патологической анатомии, был еще один вид деятельности директора департамента – это  приглашение для чтения лекций профессоров из других университетов. Лекции приглашенных профессоров читались для преподавателей и научных сотрудников NYMC, и по электронной почте сотрудникам департамента рассылалась исчерпывающая информация о предстоящей лекции – не только о месте и времени проведения, но и о самом лекторе. Я слушала выступления профессоров с департаментов патологической анатомии из университетов Питсбурга, Нью-Йорк (Альберта Энштейна), Бостона и Гарварда.

Преподаватели департамента патологической анатомии занимались и клинической работой, как это практикуется и в наших университетах, отрабатывая клиническую ставку на базах университета, которые располагались в непосредственной близости от кампуса. Поэтому на департаменте регулярно проводились клинико-анатомические конференции, которые отличались от наших конференций, в основном, только техническими возможностями – все конференции проводились как теле-конференции, поэтому в дискуссии принимали участие врачи из других госпиталей Нью-Йорка.

На протяжении всего учебного года я работала в библиотеке по теме собственного научного проекта, который был посвящен морфологическим аспектам внезапной сердечной смерти. Библиотека университета гордилась своими фондами, как самая крупная медицинская библиотека на восточном побережье. И администрация университета предоставили мне все возможности для  работы – в моем распоряжении была периодическая и учебная литература, монографии и диссертации, защищенные в университете. И у меня была возможность познакомиться с диссертациями,  защищенными  на степени MS и PhD, что дало мне возможность получить представление об уровне  научных исследований, проводимых в университете.

Мой интерес к диссертациям на степень PhD  был cвязан в большей степени с тем, что Казахстан перешел к западным стандартам, в том числе и в области научных степеней. Морфологические работы, защищенные на департаменте патологической анатомии  NYMC, отличал высокий методический уровень с использованием  современных методик – гистохимических, иммунохимических, электронной микроскопии. Высокие требования предъявлялись к публикациям диссертанта и  к качеству цитируемой в диссертации литературы.

По приглашению директоров других департаментов (внутренних болезней, биохимии, фармакологии) я присутствовала на защитах диссертаций, которые проходили в университете. Процесс защиты проходит по тому же сценарию, что наши защиты. Разница заключалась в том, что как такового, постоянно действующего ученого совета не существует. И по усмотрению директора научной программы департамента на защиту приглашались только специалисты с соответствующим шифром по специальности, и каждый из приглашенных специалистов представлял собственный отзыв на диссертацию. Поэтому существовала прямая зависимость между уровнем приглашенных на защиту специалистов, и престижем директора научной программы, и соответственно, престижем университета. В этом плане NYMC отличался умением подбирать специалистов, тем самым заботливо охраняя свой имидж.

В университете для студентов и магистрантов проводились конференции, посвященные вопросам плагиата и научной этики. Инициаторами этих конференций были студенты, и студенты приглашали в качестве докладчиков тех преподавателей, мнение которых хотели бы выслушать. Думаю, что подобные конференции имело бы смысл проводить и не только для наших студентов, но и преподавателей.

В конце учебного года университет проводил «День гордости», на котором  вручались награды студентам всех курсов и преподавателям. В церемонии участвовали выпускники и их родителей,  студенты младших курсов, преподаватели, представители благотворительных фондов и т.д. На церемонии вручались награды студентам за отличную учебу, лучшую научную работу в области теоретических и клинических дисциплин, за лучший доклад на конференции, за участие в международных конференциях и т.д.  Также награждались и  преподаватели, но награждение проводили студенты. Студенты разных курсов, называя имя лучшего преподавателя, рассказывали собственные истории о влиянии преподавателя на становлении студентов. Среди номинантов был и мой заведующий кафедрой – профессор И.Аргани. Он действительно был одним из самых лучших преподавателей университета.

На следующий день, после «Дня гордости» университета проводилась церемония вручения дипломов выпускникам 2008 года в Карнеги-Холле. И я, как профессор департамента была приглашена на это торжественное мероприятие. Главный доклад делала глава международного отдела – проф. А.Кляйн, и ее речь была  проникновенной, с анализом современной ситуации в медицине и пожеланиями для выпускников. Потом вручали дипломы – сначала докторские, затем мастерские, и в конце – бакалаврам.

Участие в программе Фулбрайт дало возможность общаться не только с преподавателями университета, участвовать в научных конференциях в самом Нью-Йорке и за его пределами, но и принимать участие в мероприятиях, на которые редко могли попасть даже коренные жители Нью-Йорка.

В конце своего годового пребывания в Нью-Йорке по просьбе директора МетроИнтернейшенел я выполняла роль хозяйки приема в знаменитой гостинице Волдорф-Астория. На этом приеме присутствовали 500 самых влиятельных людей Нью-Йорка, в основном представители бизнеса. Именно на этом приеме у меня была возможность познакомиться с вдовой сенатора Фулбрайт, которой  я рассказала о собственной научной программе и поблагодарила за деятельность Фонда имени ее мужа. Я пообещала ей рассказать своим коллегам в Казахстане и о деятельности Фонда, и о своем успешном во всех отношениях пребывании в США, и о том уважении, которое вызывают стипендиаты Фонда Фулбрайт в США и в РК.

После завершения своей научной программы Фулбрай, я получила приглашение для участия в Мировой конференции по болезням легких (Париж, 16-21 октября, 2008 г), в связи с тем, что мой доклад был включен в программу конференции. И я, как выпускник программы Посольства США получила финансовую поддержку для участия в Мировой конференции.

В заключении, я хотела бы сказать своим коллегам, работающим в ВУЗах или научных институтах, что я получила богатый опыт участия в международных научных программах обмена. И этот опыт позволил мне не только расширить собственные границы профессиональных и личностных отношений, но еще и дал возможность представлять собственную страну. Кроме того, я вступила в «клуб» стипендиатов фонда Фулбрайт, который сегодня насчитывает 39 лауреатов Нобелевской премии, 18 глав правительств, и даже одного генерального секретаря ООН (Бутрос Бутрос Гали).

 

 


 

А. Д.Сапарғалиева

Оқытушылар және ғылыми қызметкерлер үшiн тәжірибе алмастырудың халықаралық бағдарламасында қатысу

Түйін: мақалада Фулбрайт бағдарламасында  оқытушылар және ғылыми қызметкерлер үшiн халықаралық тәжірибе алмастырудың  жоғары деңгейде екендігі  туралы айтылған.

Бағдарламаға қатысу нәтижесінде – университеттің оқу кезеңінде  патологиялық анатомия департаментінде жұмыс   істеу тәжірибесі мен сабақ берудiң жүйесi және әдiстемелiк жұмысты өткiзетiн барлық іс-шараларда қатысудың түрін меңгереді.  Сонымен қатар, Фулбрайт бағдарламадасында  американдық елшiлiктiң басқа да бағдарламаларына қатысу үшін мүмкiндiгi бар.

Түйінді сөздер: Фулбрайт, тәжірибе алмасудың  халықаралық бағдарламасы.

 

 

A.D.Sapargalieva

Own experience to participate in international exchange program for teachers and researchers

Resume: the author presents own experience of participation in Fulbright Scholar Program, the prestigious international exchange program for researchers and teachers. During one academic year the author worked in the New York Medical College, Valhalla, NY at the pathology department, learned about the system of teaching, participated in all events of the university and department. Moreover, the participation in the Fulbright Scholar Program allowed the author to participate in other programs of the US Embassy.

Keywords: international exchange program, Fulbright.

 

Жаңалықтар

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индекстелген

С.Ж. Асфендияров атындағы Қазақ ұлттық медицина университеті

© 2021 ҚазҰМУ