13 Mar 2013
УДК 372.3:035
Р.Ш. Избасарова, А.Ш. Избасарова
КазНПУ им.Абая, гАлматы
КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, г.Алматы
В статье рассматриваются основные вопросы профильной подготовки обучающихся, ориентированной на медицинские и биологические специальности. Компонентами профильного обучения являются профессиональное просвещение и воспитание. Формами подготовки обучающихся можно считать профессиональную консультацию и занятия, на которых даются профильные знания, умения и навыки по медицине. Рассмотрены темы по разделам «Человек и его здоровье» и «Общая биология» на предмет реализации профильного обучения.
Ключевые слова: медицинские и биологические специальности; профильное медицинское обучение, профессиональное просвещение и воспитание, медицинские профессии.
Актуальность. Актуальность изучения профильной подготовки обучающихся по медицинским специальностям обусловлена особенностями современного этапа развития медицины и биологической науки, появлениями новых профессий и специальностей. Возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии. Правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует формированию гармоничной личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. В формировании профессиональных намерений обучающихся важная роль отводится профильной подготовке как целенаправленной деятельности по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями.
К факторам, влияющим на эффективность применения методики профильной подготовки, относят следующие:
• социальные потребности в специалистах медицинского профиля;
• особенности содержания тем разделов «Человек и его здоровье», «Общая биология»;
• возрастные психофизиологические особенности старшеклассников;
• многообразие и специфика профессий в области медицины и биологии;
• многообразие и специфика форм и методов обучения биологии [ 1 ].
Содержание ряда тем раздела «Человек и его здоровье» может быть использовано с целью формирования профильных знаний и умений. В данном случае имеется возможность познакомить учащихся с различными профессиями в области медицины (например, бакалавра, врача невролога, хирурга, акушера-гинеколога, врача общей практики, врача-лаборанта, генетика), научить их приемам оказания медицинской помощи, которые впоследствии могут быть использованы не только в повседневной жизни, но и стать элементами профессиональной деятельности (например, наложение шины, измерение кровяного давления, овладение методами наложении повязок, применяемые при чрезвычайных ситуациях).
Раздел «Общая биология» является заключительным и интегративным в курсе школьной биологии. Он содержит основы знаний по цитологии, биохимии, экологии, генетики, селекции, эволюции, что дает возможность ориентировать школьников на профессии и специальности, связанные с данными науками. Например, специальности медицинского эколога, цитолога, врача-биохимика, инженера по медицинской и биологической физике и кибернетике.
Приобретенные в процессе профилизации знания и умения демонстрируют прикладной характер биологических наук, развивают интерес к биологии, и, следовательно, стимулируют старшеклассников к получению более глубоких знаний. И наконец, безусловно, важным результатом данной работы при обучении биологии в старших классах должно стать формирование у школьников положительного отношения к трудовой деятельности.
Однако учитель не должен преследовать цель ориентации всех учеников на выбор только биологических, медицинских или родственных с ними специальностей. Важно побудить каждого школьника задуматься о будущей профессии, научить его ориентироваться в мире профессий.
Целями биологического образования являются формирование у школьников научного мировоззрения, системы основных биологических знаний и умений, а также прикладного, практического значения биологии.
Исходя, из вышесказанного вытекает, что задачами профильного обучения при изучении разделов «Человек и его здоровье» и «Общая биология» являются:
• формирование у школьников системы биологических и медицинских знаний, являющихся основой профессиональных знаний;
• знакомство учащихся с основными профессиями, связанными с медициной и биологией;
• развитие у старшеклассников интереса к биологии как к школьному предмету и области профессиональной деятельности;
• формирование практических и элементарных профессиональных умений и навыков;
• развитие положительного отношения к труду путем раскрытия практической и социальной значимости профессий в области биологии.
Опираясь на задачи профильной подготовки при обучении биологии и учитывая действие факторов, обеспечивающих ее результативность, можно определить содержательные компоненты профилизации. К ним относятся профессиональное просвещение и профессиональное воспитание. Рассмотрим более подробно эти два компонента.
Профессиональное просвещение при изучении биологии — один из самых главных содержательных компонентов. Он подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области медицины и биологии, их особенностях, значении для общества; о потребностях в кадрах и условиях профессиональной деятельности; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности; о способах и путях приобретения профессий.
К профессиональному просвещению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками, а также по развитию и углублению познавательных и профессиональных интересов учащихся. Устойчивый интерес учащихся к биологии может оказывать влияние на выбор профессии. Вместе с тем устойчивый интерес к профессии может положительно влиять на развитие познавательного интереса к биологии, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества знаний школьников и их общей образованности. В процессе профессионального просвещения реализуется содержание двух взаимосвязанных, одинаково значимых прогностических блоков. Первый блок базируется на информации, призванной развивать познавательный и профессиональный интерес к биологии. Второй основан на сведениях о различных профессиях в области медицины и биологии.
Неотъемлемая часть профессиональной ориентации — профессиональное воспитание. Ведь правильно выбрать профессию может только личность, способная к воспитанию у себя необходимых качеств и к преодолению при этом определенных трудностей.
Целью профессионального воспитания является формирование личности будущего специалиста, отвечающего требованиям современных социально-экономических и производственно-технических условий, а также обладающего высокими профессиональными и нравственными качествами.
Профессиональное воспитание — часть целостного образовательного процесса, поэтому оно включает элементы биологических знаний, профессиональной подготовки, умственного развития, трудового, нравственного, эстетического, экологического и гигиенического аспектов воспитания школьников.
Другое важное звено профильной деятельности является профессиональная консультация. Ее задача — оказание действенной помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
Здесь подразумевается более глубокое информирование учащихся о профессиях, связанных с медициной и биологией, а также изучение профессионально значимых качеств личности, которые позволяют сделать целенаправленный и осознанный выбор профессий и специальностей. Профессиональное консультирование призвано оказывать информационную помощь. И период предпрофильной подготовки консультирование носит развивающий характер (школьники получают информацию о различных профессиях и особенностях профессиональной деятельности) [ 2 ].
В старших профильных классах профессиональная консультация приобретает рекомендательный характер и решает такие важные задачи, как определение психологической готовности личности к овладению профессией, снабжение школьников справочной информацией о характере труда, возможностях получения профессионального образования, сопоставлении данных о состоянии здоровья с требованиями к выбираемой профессии. Консультации проводят в форме индивидуальных или групповых бесед учителя с учащимися. В содержание профориентационной работы при изучении разделов «Человек и его здоровье», «Общая биология» целесообразно включать элементы профессиональной адаптации. Эта работа направлена на получение старшеклассниками биологических знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Чем глубже уровень биологических знаний и выше сформированность практических умений, являющихся основой профессиональных умений, тем быстрее будет проходить процесс адаптации к профессиональному обучению и трудовой деятельности.
Все содержательные компоненты профильного образования связаны между собой и взаимообусловлены.
Для достижения целей профилизации в процессе изучения биологии условно можно выделить следующие группы методов:
• методы развития интереса к биологии как к области практической деятельности людей;
• методы ознакомления с профессиями, связанными с медициной и биологией;
• методы вооружения элементарными профессиональными умениями.
Рассмотрим более подробно возможности содержания разделов «Человек и его здоровье» и «Общая биология» в вопросах профильной подготовки учащихся медицинским профессиям.
Одним из основных условий, влияющих на эффективность профильного обучения является учет особенностей их содержания, позволяющий определить место включения, характер и выбор методов профессиональной ориентации.
Таблица 1 – Содержание тем с медицинскими и биологическими знаниями курса «Человек и его здоровье»
Учебная тема | Собственно профильные знания
|
Знание, влияющие на развитие интереса к биологии как к области практической деятельности людей | Профессиональные умение
|
Введение.
Обший обзор организма человека |
Професии врача, мед.сестры.
Черты сходства и различия в содержании труда, уровне подготовки. Врач-эндекринолог. Врач-неврапотолог. Провизор. Фармацевт. |
Значение биологических знаний для развития медицины. Факты из биографий выдающихся врачей как образцы профессионального становления личности | Ознакомление с методами компьютерной диагностики заболеваний (программы Doctor и MedBook) |
Опорно-двигательная система | Спортивный врач.
Специалист по адаптивной медецине. Врач-физиотерапевт. Массажист. |
Проблема биологических резервов человеческого организма в спорте. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта | Приемы оказания первой мед.помощи при травмах. Определение нарушений осанки, плоскостопия.
Разработка комплекса физических упражнений, препятствуеющих вознокнавению заболеваний опорно-двигательной системы |
Кровь и кровообращение | Врач-гематолог.
Врач-кардиолог. Врач-кардиохирург. Операционная медсестра. Врач-инфекционист. Фельдшер-лаборант. |
Современные достижения кардиологии и сосудистой хирургии, гематологии, трансфузиологии и трансплантации.
История открытия групп крови. Новые методы диагностики и лечения заболеванй крови и сердца. Профессиональное мастерство выдающихся кардиологов, иммунологов. Перспективы развития иммунологии |
Навыки работы с препаратами крови.
Измерение кровяного давления. Подсчет пульса. Приемы оказания первой мед.помощи при кровотечениях. |
Дыхание
|
Врач-пульмонолог. Врач-фтизиатр. Врач-эколог.
Санитарный врач. Помощник санитарного врача. Рентген-лаборант |
Перспективы экологии как области практической деятельности
|
Экологический мониторинг школьного помещения
|
Пищеварение
|
Врач-стоматолог. Зубной техник. Гигиенист стоматологический. Врач-гастроэнтеролог. | Современные достижения биологии и медицины в области стоматологии и гастроэнтерологии. Профессиональный и научный поиск И. П. Павлова |
|
Обмен веществ и энергии. Выделение
|
Врач-эндокринолог.
Врач-уролог. Врач-нефролог. Врач-диетолог. Диетмедсестра |
Современные методы лечения заболевания почек
|
Составление рациона питания
|
Кожа | Врач-дерматолог.
Косметолог.
|
Биологичекие основы трансплантации кожи | Анализ состояния кожаных покровов человека. Первая медицинская помощь при ожогах, тепловых ударах, обморожениях |
Железы
внутренней секреции |
Врач-эндокринолог | Современные способы получения и производства гормональных препаратов | Определение эндокринных нарушений по внешним признакам |
Нервная
система. Органы чувств. Высшая Нервная деятельность
|
Врач-невропатолог.
Врач-окулист. Врач-отоларинголог. Врач-психиатр. Врач-нарколог. Психолог. Медицинский оптик |
Современные методы диагностики и лечения заболеваний нервной системы и органов чувств. Биологические основы психологических функций. Психофизиология трудовой деятельности.
Роль И. М. Сечнова в создании учения о ВНД |
Определение типа нервной системы школьника. Изучение индивидуальных особенностей памяти, внимания, наблюдательности |
Размножение и развитие | Врач-педиатр.
Врач-акушер. Акушерка.
|
Методы определения нарушений эмбрионального развития плода | Правила ухода за новорожденными |
Таблица 2 – Содержание тем с медицинскими и биологическими знаниями курса «Общая биология»
Учебная тема | Собственно Профориентационные знания | Знания, влияющие на разитие интереса к биологии как к области практической деятельности людей | Профессиональные умения |
Введение | Профессии в области биологии | Значение развития биологических наук для сельского хозяйства, гигиены, медицины, экологии | |
Эволюционное учение | Палеонтолог | Факты биографии и научные открытия известных эволюционистов | |
Происхождение человека | Антрополог. Этнограф | Предмет и значение антропологии | |
Основы экологии | Эколог. Инженерные экологические специальности. Лаборант-эколог. Лаборант-эколог. Аппаратчик со знанием промышленной экологии. | Достижения и перспективы развития экологии. Профессиональное становление и научные открытия экологов | Элементы экологического исследования воды, школьного помещения, жилища. Экологическое моделирование |
Основы учения о биосфере | Космическая медицина | Глобальные экологические проблемы современности | |
Основы
цитологии |
Цитолог. Биохимик, врач-биохимик. Судебно-медицинский эксперт. Вирусолог, врач-инфекционист. Микробиолог. Биофизик. Судебно-медицинский эксперт | История становления клеточной теории. Краткие сведения об истории открытия органоидов клетки. Изучение вируса иммунодефицита в целях создания эффективных лекарственных препаратов | Работа с микроскопом |
Размножение и индивидуальное развитие организмов | Эмбриолог. Сексолог. Акушер | Значение развития эмбриологии для медицины | Работа с микроскопом |
Основы генетики | Генетик. Специалист по медицинской генетике | Сведения об истории генетических открытий. Современные методы диагностики и лечения наследственных заболеваний | Решение задач по медицинской генетике. Составление генеалогической таблицы |
Обсуждение.
Все содержательное многообразие знаний и умений профильного характера условно можно сгруппировать в три блока.
В первый блок включены знания о профессиях, связанных с медициной и биологией (собственно профильные знания), а также сведения о необходимых индивидуально-психологических качествах личности, о специфике системы подготовки кадров.
Второй блок объединяет знания, влияющие на развитие интереса к биологии как к области практической деятельности людей. Например, знания о современных достижениях биологических и смежных наук, перспективах их развития, фактах из истории научных открытий, о биографиях и этапах профессионального становления выдающихся ученых-биологов и врачей.
Третий блок включает практические и профессиональные умения в медицине и биологии [ 3 ].
Таким образом, содержание профильного образования представляет собой совокупность профессионально-значимых и ценностных ориентаций личности, сформированных в результате закономерно организованного педагогического процесса, ориентированного на конечный результат. И существующая общая структура содержания профессионального образования требует изменения в качественной профессиональной направленности молодежи.
В связи с этим, возникает потребность в совершенствовании профильного обучения обучающихся, адекватной современным требованиям, ориентированным на компетентность специалиста, предполагающей не только другое содержание образования, но и новую организацию процесса получения знаний, подготовки и повышения их квалификации. Только таким образом в медицинские вузы будут поступать подготовленные и ориентированные на профессию абитуриенты, что в целом скажется на качестве медицинского образования и квалификации медицинских работников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, – 1989. 257с..
2 Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М.: Наука, – 1997. 340с.
3 Избасарова Р.Ш., Жумагулова К.А., Амиргалина Н. Формирование компетенций будущих учителей биологии на основе профильного обучения – //Известия вузов. -№3. – Бишкек: 2012. – С. 279-281.
Р.Ш. Избасарова, А.Ш. Избасарова
ОҚУШЫЛАРДЫҢ МЕДИЦИНАЛЫҚ МАМАНДЫҒЫНА АРНАЙЫ БАҒЫТПЕН ОҚЫТУ МӘСЕЛЕЛЕРІ
Түйін: Осы мақалада медициналық және биологиялық маман таңдаушыларға арналған маңызды сұрақтар қарастырылған. Арнайы бағытпен оқудың сыңары болып тәрбие мен білім беру есептеледі. Профессияналдық кеңестер мен білім сабақтарда дайындалу түрінде берілу қажет. Биология тарауында «Адам және оның денсаулығы», «Жалпы биология» тақырыптары қарастырылды.
Түйінді сөздер: дәрiгерлiк және биологиялық мамандықтар, профилдi дәрiгерлiк үйрену дағдырлар, кәсiби және тәрбие бiлiм беру, дәрiгерлiк мамандықтар.
R.Sh. Izbassarova, A.Sh. Izbassarova
QUESTIONS PROFILED A LEARNER-ORIENTED MEDICAL SPECIALTIES
Resume: The paper addresses the main issues of profile training of students focused on medical and biological specialties. Components of school education is vocational education and training. Forms of training of students can be considered professional advice and training, which are given by specialized knowledge and skills in medicine. Topics discussed in the section «Man and his health» and «General Biology» for the implementation of school education.
Keywords: medical and biological specialties, specialized medical training, vocational education and training, health professions.
ВОПРОСЫ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА МЕДИЦИНСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ