ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

20 Jan 2014

УДК 61:37:339.924

З.А.КЕРИМБАЕВА, А.А.АХМЕТОВА

 

 

Использование информационных технологий, и внедрение принципов доказательной медицины с межкафедральной интеграцией приводят к повышению качества медицинской помощи и образования.

Ключевые слова: медицинское образование, информационные технологии, доказательная медицина.

 

 

Президент Назарбаев Н.А. в своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана 2012»[1] обозначил десять ключевых направлений работы, раскрывающих суть названия Послания.

Седьмое ключевое направление — качественный рост человеческого капитала в Казахстане, это, прежде всего, образование и здравоохранение.

В ходе модернизации системы образования нам важно осуществить следующие меры:

  • внедрить в процесс обучения современные методики и технологии на основе международных стандартов;
  • развивать сеть передовых учреждений образования;
  • распространять их опыт на всю систему казахстанского образования;
  • поднять к их уровню все образовательные учреждения.

В настоящее время происходит модернизация и совершенствование отечественного медицинского  образования,  приведение его в соответствие с международными стандартами обучения. На сегодняшний день среди приоритетов, связанных с созданием необходимых условий для высокого качества образования на первый план выступает применение в учебном процессе новых информационных технологий.  Информационные технологии позволяют использовать огромные базы данных о методах и результатах лечебных практик, а также обеспечивают доступность этих знаний для каждого заинтересованного лица.

Одним из ярких примеров интеграции в образовании является Болонский процесс. Болонский процесс, это механизм для вывода системы высшего образования на новый уровень, обеспечивает гибкость и гарантии качества образования, способствует формированию единого образовательного пространства.

Болонская конвенция предполагает, прежде всего, высокую социализацию индивидуума и социальную адаптацию к условиям рыночных отношений. Кредитная система дает основу для подготовки специалистов, соответствующих мировым стандартам образования. Она позволяет активизировать интерес и самостоятельность студентов в освоении определенной области знаний, создает условия для построения индивидуальной траектории обучения[2].

Новая методология клинической медицины призвана защищать интересы пациента.

Мощным мотивационным фактором для изучения и внедрения принципов доказательной медицины является декларация нашего государства об участии в европейской интеграции и в частности, реформа, высшего образования в соответствии с Болонской декларацией.

Приоритеты по совершенствованию системы медицинского образования включают внедрение программ профессионального развития профессорско-преподавательского состава и инвестирование в инновационные технологии в медицинском образовании. Доказательная медицина включена в общую реформу системы медицинского образования. Основная цель внедрения принципов доказательной медицины в образовательный процесс заключается в улучшении качества медицинской помощи и образования.

Решение проблемы освоения принципов доказательной медицины на государственном уровне может быть осуществлено только путем создания и реализации программ систематизированного обучения будущих и нынешних врачей.

Государственная политика в сфере высшего образования нацелена на обеспечение высокого качества образовательных программ. В этой связи  в целях улучшения качества профессиональной деятельности будущих врачей, руководство Южно-Казахстанской государственной фармацевтической академии (ЮКГФА) направляет свои усилия на внедрение принципов доказательной медицины в образовательный процесс и в подготовку преподавателей к использованию данных методов в обучении студентов. Преподаватели специальных дисциплин должны создать обучающимся  мотивацию к осознанному использованию информационных технологии  при изучении соответствующей дисциплины. Это станет возможным только тогда, когда все преподаватели смогут овладеть информационными технологиями и активно использовать их в повседневной деятельности. При этом у обучающихся  вырабатываются способности креативно мыслить, развиваются научно-исследовательские,  аналитические умения, поисковые навыки.

Необходимо понимать, что доказательная медицина – это государственная политика в области здравоохранения, а не просто методика выбора тех или иных препаратов или схем лечения. Клиническое мышление отражает эволюцию медицинской науки и меняется вместе с ней. В настоящее время происходит формирование нового уровня клинического мышления, требующего вертикальной интеграции медицинских знаний с  горизонтальным охватом диагностики и терапии в единую систему. На современном этапе развития медицины в традиционную парадигму клинического мышления необходимо включить дополнительный компонент в виде  принципа доказательной медицины. Врач, используя ее методологический инструмент, обосновывает в рамках медицинского стандарта адекватный объем лечебных и профилактических мероприятий у конкретного пациента при данной патологии. Очень важным становится лечение конкретной нозологии при условии применения адекватных и эффективных медицинских технологий[3]. Поэтому в учебный процесс необходимо внедрить изучение принципов доказательной медицины с межкафедральной интеграцией как в до-, так и в последипломном периодах обучения врачей. Доказательную медицину нужно рассматривать как комплекс мероприятий, итеративно, поэтапно готовящих врача к самостоятельному принятию решений, ориентирующих его на постоянный поиск новой информации по решению медицинских проблем[4].

Основываясь на опыте преподавания предмета «Доказательная медицина» в бакалавриате, отделом доказательной медицины ЮКГФА был внедрен цикл доказательной медицины  в повышении квалификации врачей. Циклы доказательной медицины внедрены как компонент по выбору и проводятся интегрировано с клиническими кафедрами. Разработана единая рабочая учебная программа по доказательной медицине, учитывающая особенности специальностей.

В преподавании используются инновационные методы обучения. Проводятся интерактивные лекции с использованием мультимедийных средств и выполнение практических заданий в малых группах.

Для обучения правильного формулирования вопроса по принципу PICO мы делим обучающихся на малые группы.   Все группы получают задачи и формулируют вопросы, т.е. ведут разбор ситуаций из практики по принципу PICO. В заключении проверяется правильность записей всей группой и формулируется окончательный вопрос, то есть обучающиеся закрепляют и проверяют свои знания по доказательной медицине.

На занятиях применяются задания по поиску информации. Как известно, использование информационных технологии  является одним из важнейших условий дальнейшего экономического благосостояния и социального развития общества. Информационные технологии являются тем незаменимым инструментом, которые обеспечивают доступ к новой клинической информации. Это инструмент и не более. Но современное качество этого инструмента позволяет решать практически любые задачи. Информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности специалиста. Навыки работы с информационными   технологиями  наиболее эффективно формируются при решении реальных задач, адекватных интересам обучающихся, учитывающих их особенности в их будущей профессиональной деятельности. Здесь занятия ведет информационный специалист. Так как, информационные технологии  стали неотъемлемой частью современной системы медицинских библиотек, поэтому специалист  способен  предоставить доступ к необходимой информации.

Вырабатываются навыки самостоятельного сбора необходимой информации как один из вариантов проведения занятий. В результате поиска   можно получить в режиме реального времени, последовательно  уточняя и ограничивая суть запроса,  осуществляя  поиск информации  с использованием информационно-справочных и поисковых компьютерных систем соответствующей информации, в итоге совместного обсуждения находят ответы на сформулированные вопросы.

Обучаемые  получают материалы по доказательной медицине по диагностике, прогнозированию, терапии, профилактики, качеству лечения, систематическим обзорам.

Применение инновационных методов обучения позволяет слушателю выработать стремление к критическому анализу научной информации и укрепляет поисковые навыки. Все это необходимо для улучшения качества медицинской помощи и образования.

В заключение следует отметить, что информационно-образовательные технологии не могут являться самостоятельной формой высшего медицинского образования, они должны быть интегрированы в уже сложившуюся систему подготовки специалистов.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана». Индустриальная Караганда, 28 января 2012 года.

2       Сарсембаева Г.Ж., Кайгородцев А.А. Казахстан в Болонском процессе // group-global.org

3       Смирнов. Ф. В широком формате// Медицинская газета №32. — 2013.

4       Фокин В.А.,Карась С.А.,КалитвянскаяТ.А. Доказательная медицина  в профессиональной подготовке врачей: информационные и экономические аспекты//Бюллетень сибирской медицины. — №4. -2002. — С.47-61.

 

 

 

 

 

 

З.А.КЕРІМБАЕВА, А.А.АХМЕТОВА

БІЛІМ БЕРУДЕГІ ИНТЕГРАЦИЯЛЫҚ ҮРДІСТЕР

Түйін: Ақпараттық технологияларды қолдану және дәлелді медицина қағидаларын кафедрааралық интеграцияда ендіру медициналық көмектің сапасы мен білім беруді жоғарлатады.

Түйінді сөздер: медициналық білім беру, ақпараттық технологиялар, дәлелді медицина

 

 

 

 

 

 

Z.A.KERIMBAYEVA, A.A.AKHMETOVA

INTEGRATION PROCESSES IN EDUCATION

 

Resume: Use of information technologies, and implementation of the principles of evidence-based medicine along with the interdepartmental integration lead to increase in quality of medical care and education.

Keywords: medical education, information technologies, evidence-based medicine.

 

 

 

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ