ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА» НА КАФЕДРЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ №1

20 Jan 2014

УДК 61:001.76:616./.9

С.А.КРАСНОВА

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова,    г. Алматы,

кафедра внутренних болезней №1

 

В статье описан опыт применения инновационных методов (работа в малых группах и «мозговой штурм») на кафедре внутренних болезней №1 при проведении практических занятий по дисциплине «Внутренние болезни» (кредит «Гематология») со студентами 4 курса по специальности «общая медицина».

Ключевые слова: инновационные методы обучения, учебный процесс, малые группы, практические занятия, коммуникативность.


Введение. Вступление нашего университета в Болонский процесс открыло перед системой высшего образования большие просторы. В тоже время подписание Болонской декларации и, в связи с этим, внедрение новой вузовской системы образования от образовательного начала к действенному, вызывает необходимость внедрения инновационных технологий – нетрадиционных форм и методов обучения [1].

Инновация – термин иннове (лат.) означает вхождение нового в некоторую среду, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой среде. Под инновацией понимают использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.

Инновация обеспечивает постепенное развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние.  Инновации – это процесс разработки новых подходов, технологий и способов работы.  Инновационный процесс (инновационная деятельность) – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, он является частью научно-технического прогресса [2].

Во время учебного процесса, проведения практических занятий (контактные часы и СРСП) основным методом для будущего врача является осмотр и клинический разбор пациента с преподавателем. Но в клинике, даже по профилю, не всегда удается подобрать пациента с редкой патологией, так например врожденные пороки сердца в кардиологии; болезнь Барретта, Крона, неспецифический язвенный колит в гастроэнтерологии; гемолитические, апластическая, В12-дефицитная анемии, геморрагические диатезы в гематологии или тяжесть состояния пациента, необходимость его изоляции от окружающих не позволяет проводить клинический разбор с непосредственным участием пациента (острые и хронические лейкозы в гематологии). Здесь и приходят на помощь инновационные методы обучения. Существует немало инновационных методов (активных и пассивных), широко используются метод работы в малых группах и метод дискуссии».

Метод работы в малых группах. Групповое обсуждение кого-либо вопроса направлено на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Оптимальное количество участников — 5-7 человек. Перед обучающимися ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ [3].

Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения – задавать определенные рамки обсуждения, ввести алгоритм выработки общего мнения, назначить лидера и др.

В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.

Дискуссия.  Смысл слова дискуссия (лат. discussio) — исследование, разбор, заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.

Групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации;

Если решение проблемы инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму.

Среди современных дидактических средств дискуссии принадлежит одно из заметных мест. На основе проведенных исследований были выдвинуты новые формы принятия решений, новые виды групповых дискуссий, одна из таких форм, получившая самое широкое распространение — мозговая атака.

Организация учебного процесса на основе дискуссии ориентирована на воплощение активного обучения, нацеленного на формирование рефлексивного мышления, актуализацию и организацию опыта слушателей, как отправного момента для активной коммуникативно-диалоговой деятельности, направленной на совместную разработку проблемы. В качестве характерных признаков метода выделяют [4]:

  • групповую работу участников,
  • взаимодействие, активное общение участников в процессе работы,
  • вербальное общение как основную форму взаимодействия в процессе дискуссии,
  • упорядоченный и направляемый обмен мнениями с соответствующей организацией места и времени работы, но на основе самоорганизации участников,
  • направленность на достижение учебных целей.

Дискуссии могут носить стихийный, свободный и организованный характер. Это разделение видов дискуссии проводится в соответствии со степенью ее организованности: планировании выступающих, их очередности, тем докладов, времени выступления. При этом стихийная дискуссия по этим параметрам не регламентируется, а свободная предполагает определение направления и времени выступлений. Организованная дискуссия проводится по регламенту и в установленном заранее порядке. В целом в мировом педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии:

Круглый стол — беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.

Заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории.

Форум — обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа выступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой).

Симпозиум — более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты — явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений. Вариантом этого обсуждения являются парламентские дебаты («британские дебаты»).

Судебное заседание — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.

Метод «мозговой штурм» (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе задается определенная проблема для обсуждения, участники по очереди высказывают предложения. На втором этапе обсуждают высказанные предложения, возможна дискуссия. На третьем этапе группа представляет презентацию результатов по заранее определенному принципу.

Цель исследования:

  • изучить влияние инновационных методов (работа в малых группах и «мозговой штурм») на усвоение учебного материала студентами 4 курса.
  • оценить возможность с помощью деловых игр повысить заинтересованность студентов к изучению дисциплины.
  • оценить способность деловых игр в усилении запоминания учебного материала.

Материалы и методы.  На нашей кафедре третий год обучаются студенты 4 курса (каз.яз, рус.яз) по дисциплине «Внутренние болезни», при проведении практических занятий используются инновационные методы, такие как работа в малых группах, «мозговой штурм», выбран организованный характер проведения дискуссии. Материальное обеспечение и сценарий деловой игры были подготовлены преподавателем заранее с использованием программы Microsoft Office Pover Point. Весь материал изложен на слайдах в виде фотографий (клинические проявления заболевания, различные варианты гемограмм, миелограмм, методы, применяемые в диагностике заболеваний). Студенты были информированы заранее о проведении предстоящего практического занятия с помощью деловой игры.

Результаты. Дисциплина «Внутренние болезни» на 4 курсе составляет 9 кредитов (кардиология, гастроэнтерология, гематология, нефрология, ревматология, пульмонология, инфекционные болезни и ВИЧ-инфекция, фтизиатрия, эндокринология, дерматовенерология). На кафедре внутренних болезней №1 проводятся занятия со студентами 4 курса (каз.яз, рус.яз) по специальности «общая медицина» по трем кредитам «Кардиология», «Гастроэнтерология» и «Гематология». На кафедре проводятся занятия и по интегрированным элективным дисциплинам «Введение в кардиологию. Физиотерапия и реабилитация для кардиологических больных» и «Введение в гастроэнтерологию. Диетотерапия при заболеваниях ЖКТ» для студентов 5 курса (каз.яз, рус.яз) по специальности «общая медицина».

Метод работы в малых группах (2-3 человека) не новый, он с успехом применяется для студентов любого курса. На кафедре этот метод используется широко, в группах, обучающихся на 4 курсе назанимаются по 8-10 студентов, учебная программа очень насыщена, за одно занятие необходимо изучить несколько тем, например «Кардиальный синдром» (атеросклероз, ИБС, различные виды стенокардий), поэтому физикальный осмотр пациента проводится несколькими малыми группами. Затем проводится обсуждение.

В течение двух лет на кафедре внутренних болезней №1 в учебный процесс внедрены инновационные методы, такие как презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация — эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.

В настоящее время на кафедре имеется наглядный материал (слайды) в виде презентации, а также обзорный материал со слайдами в программе Windows по 12 темам для студентов 4 курса (каз.яз, рус.яз) по специальности «общая медицина» (3 кредита) и по 20 темам для студентов 5 курса (каз.яз, рус.яз) по специальности «общая медицина» (4 кредита).   На первый взгляд этот метод довольно прост, но в тоже время его целесообразно применять при клиническом разборе пациента.

Обсуждаем клиническую картину заболевания, например язвенная болезнь желудка. Студенты перечисляют, что язва желудка может располагаться в кардиальном отделе, на малой кривизне, в дне, а антральном отделе желудка. Устное перечисление локализаций язвы не даст того эффекта, если показать слайд (схему), на котором желудок представлен в разрезе и отмечены места возможно локализации (точками или нарисована сама язва). Еще более полезным данный метод является при интерпретации лабораторно-инструментальных результатов, полученных при обследовании пациента.

Будет ли достаточной информация для студента (бакалавра) при прочтении из клинической истории болезни заключения УЗИ, рентгенологического и эндоскопического исследования любого органа, ЭхоКГ, осмотра глазного дна и др., если ее не подкрепить наглядной информацией из слайда по каждому вопросу.

В 2012-2013 учебном году на кафедре было решено расширить применение на практических занятиях инновационных методов. Для внедрения в учебный процесс была взята дискуссия (Метод «мозговой штурм», мозговая атака, англ. brainstorming). Решено было применить метод мозгового штурма в сочетании с методом работы в малых группах.

Деловая игра проводилась, согласно рабочей программе, по кредиту «Гематология», на который отведено всего 28 часов, из них 10 часов – СРС, то есть всего 2 дня (два практических занятия).

Выбраны две трудные темы, которые за такой короткий промежуток времени трудно усваиваются студентами, а именно в первый день изучался «Анемический синдром», во второй день – «Гемобластозы».

Темы для деловой игры выбраны неслучайно, у студентов должны были остаться знания о гемограммах после обучения на кафедрах нормальной и патологической физиологии (пререквизиты). Дискуссия проводится по предварительно определенному регламенту и в установленном заранее порядке (организованная дискуссия).

В начале практического занятия студенты (группа из 7-10 человек) были ознакомлены с целью, задачами, поставленными перед ними, и условиями проведения деловой игры. Студенты распределялись на малые группы (по 2-4 человека).

 

 

Рисунок 1 – Метод работы в малых группах (студенты составляют гемограмму)

 

 

Каждая из этих подгрупп получила отдельное задание: в течение 15 минут «написать гемограмму (развернутый анализ крови)» при железодефицитной, апластической и В12 — дефицитной анемиях на первом занятии кредита, при острых и хронических лейкозах (хронический миелолейкоз, хронический лимфолейкоз, эритремия) на втором занятии кредита (Рис. 1).

По окончанию выполнения письменного задания проводилось обсуждение полученных результатов по составленным гемограммам.

Каждая подгруппа обосновала результаты своей работы. Студенты всех подгрупп высказывали свое мнение по обсуждаемым гемограммам.

После проведенной студентами дискуссии по написанным гемограммам, совместно с преподавтелем проводился разбор ошибок, имеющих место при дискуссии, что позволило сделать заключение о подготовленности студентов к занятию.

Затем была начата дискуссия («мозговой штурм») с использованием презентации по теме «Анемический синдром» и «Гемобластозы» (Рис. 2).

 

 

Рисунок 2 – использование презентации при проведении практических занятий

 

 

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе задавалась определенная проблема для обсуждения темы занятия «Анемический синдром» и «Гемобластозы», участники по очереди высказывали свои мнения по каждому разделу темы.

Первоначально на слайде ставлялся вопрос:  — «что Вы видите на данном слайде?» (Рис. 3).

 

 

Рисунок 3 – Гемограмма при различных анемиях

 

 

Далее на очередном слайде появлялся слайд с новым вопросом.

— «что представляет из себя кровь?»,

— «что такое гемопоэз?» (представлена схема гемопоэза),

— «о каком заболевании по гемограмме и по миелограмме можно думать?» (Рис. 4),

 

 

Рисунок 4 – Гемограмма и миелограмма при апластической анемии

 

 

— «каковы причины заболевания?»,

— «какова современная клиссификация анемий и гемобластозов?»,

— «каковы жалобы при том или ином заболевании?»,

— «каковы клинические проявления?» (Рис. 4),

 

 

Рисунок 5 – Клинические проявления при апластической анемии

 

 

— «какие клинические синдромы встречаются?»,

— «каковы стадии заболевания?»,

— «какое можно дать определение данной назологии?»,

— «какие методы диагностики применяются? (объем обследования)»,

— «какую информацию можно получить при применении того или иного метода диагностики»,

— «какое лечение необходимо назначить?»,

— «каковы эпидемиология и патогенез заболевания».

Ответ дискутировался всеми студентами, все предлагали свои варианты, но ведущими по темам были студенты, которые подготовили гемограмму по тому или иному заболеванию.

После дискуссии по каждому из поставленных вопросов на слайде появлялся подробный правильный ответ, в который студенты самостоятельно вчитывались, стараясь понять и в тоже время запомнить уведенное.

Преподаватель выступал в роли эксперта, оценивал правильность и точность ответов, разъяснял непонятное в представленном материале, отвечал на заданные вопросы. Продолжительность деловой игры составила 2 часа 30 минут, 30 минут отводились на вступительную и заключительную часть занятия, то есть все 3 контактных часа были заняты деловой игрой.

Обсуждение и заключение. Детально проанализировав проведенную деловую игру, можно отметить, что во время деловой игры удавалось разобрать и обсудить все клинические вопросы изучаемой темы, не смотря на то, что пациент отсутствовал.

Процесс дискуссии и используемый наглядный материал позволил каждому студенту быть в центре внимания. Студенты с большим интересом участвовали в игре, при неправильном или сомнительном ответе им можно было прибегнуть за помощью участвующих или повторив рассуждение, изменить свое мнение. Студенты были не одинаково подготовлены к занятию, но каждый старался не отстать в обсуждении друг от друга.

Преподаватель выступал в роли эксперта и наблюдателя, оценивал правильность ответов, при необходимости корректировал их, разъясняя трудные и непонятные для студентов вопросы.

В заключении проводился запланированный разбор деловой игры.

Вероятно деловая игра побудила студентов к желанию закрепить знания, полученные во время игры, они с большим интересом просматривали изученный материал по учебнику во время СРСП, продолжая задавать вопросы по теме.

Следует отметить, что на второй день после проведения деловой игры по расписанию состоялся коллоквиум рубежного контроля и студенты показали лучшие знания, чем на занятиях.

Таким образом, деловая игра ведется по заранее созданному сценарию, позволяет студенту, а не преподавателю и пациенту быть в центре внимания, самому своевременно оценивать свои слабые места (недостаточная подготовленность к занятию), изменять свое мнение по обсуждаемому вопросу; отсутствует риск для больного (у пациентов с анемиями и особенно гемобластозами имеется резкое снижение иммунитета, а значит опасность присоединения инфекции).

Деловая игра показала умение студента работать в команде, а также стремление повысить свои знания и практические умения.

Выводы:

  1. Деловая игра показала, что инновационные методы необходимо широко использовать в учебном процессе,
  2. Деловая игра позволила измерить сам процесс и полученный результат,
  3. Деловая игра дала возможность повысить активность и заинтересованность студента  в обучении, стремление повысить свои знания (осознанное самосовершенство).
  4. Деловая игра проводилась по сценарию, носила организованный характер с последующим проведением запланированного разбора
  5. Деловая игра позволила повысить успеваемость по изучаемым трудным темам и получить довольно высокие баллы во время коллоквиума.
  6. Деловая игра может позволить получить объективную обратную связь (снять весь процесс игры на видеокамеру для дальнейшего просмотра студентами вместе с преподавателем).


 

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1       Аканов А.А., Ахметов В.И. Абирова М.А. с соавт. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. Вып. 1.- Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. — 2010. — Ч.3. — Методы и формы обучения. — 72 с.

2       Садвакасова З.М.  Инновационные методы обучения. – Алматы: 2010. – С.17.

3       Наливаева А.В. Информационные технологии в медицине: доказанные факты и нерешенные проблемы. ФГБУ Саратовский НИИ кардиологии Минздрава России. — 2012. — 96 с.

4       Информационные технологии в медицине (Тематический научный сборник). Под ред. Г.С. Лебедева, О.В. Симакова, Ю.Ю. Мухина. — М.: Радиотехника, 2010. — 152 с.

 

 

 

 

 

 

 

С.А.КРАСНОВА

«ІШКІ АУРУЛАР» ПӘНІ БОЙЫНША «ЖАЛПЫ МЕДИЦИНА» МАМАНДЫҒЫ БОЙЫНША №1 ІШКІ АУРУЛАР КАФЕДРАСЫНДА ИННОВАЦИЯЛЫҚ ӘДІСТЕРДІ ҚОЛДАНУ ТӘЖІРИБЕСІ.

 

Түйін: Краснованың С.А айтылмыш ақаласында.инновациялық әдістің (жас топтарда жұмыс және «миның штурм») қолданысының тәжірибесі ішкі қыңқыл-сыңқылдың №1 ішкі аурулар кафедрасында при практикалық кәсіптің жаса- ша тәртіпке «ішкі қыңқыл-сыңқылдар» («гематология» деген кредит) 4 курстың студенттерімен ша мамандыққа «ортақ медицина» суретте-.

Түйінді сөздер: тәлім-тәрбиенің инновациялық әдістері, оқу үдеріс, жас топтар, практикалық кәсіптер, коммуникатив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S.A. KRASNOVA

THE EXPERIENCE OF USING THE INNOVATIVE METHODS ON DISCIPLINE «INTERNAL DISEASES BY SPECIALTY «GENERAL MEDICINE» AT THE DEPARTMENT OF INTERNAL DISEASES №1

Resume: In this article Krasnova С.А.описан the experience of the application of innovative methods (work in small groups and «brainstorming») at the Department of internal diseases №1 in conducting practical lessons on both-line «Internal diseases» (credit «Hematology») with the students of the 4th course on a «General medicine» speciality.

Keywords: innovative methods of training, the training process, small groups, practical training, communication.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ