ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК ВРАЧА СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

21 Jan 2014

УДК 378.1:378.096

 

К.М.ТУРЛАНОВ, Э.Ф.АЛЬМУХАМБЕТОВА, М.К.АЛЬМУХАМБЕТОВ, А.И.КАРАБАЕВА

Казахский Национальный Медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

 

 

В статье рассматриваются вопросы организации и учебно-методического обеспечения производственной практики «Помощник врача скорой и неотложной медицинской помощи», основные результаты  первого года проведения практики на 5 курсе факультета «Общая медицина» .

Ключевые слова: производственная практика, скорая медицинская помощь.

 

 

В настоящее время совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки врачей является одной из актуальных проблем развития медицины [1, 2]. Современная тенденция развития системы профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для получения качественного образования, что способствует реализации внутреннего потенциала студентов в процессе обучения и формированию удовлетворенности учебной деятельностью [3, 4, 5].

Согласно ГОСО 2006 производственная практика (ПП) «Помощник врача скорой и неотложной медицинской помощи» предусмотрена на 5 курсе факультета «Общая медицина»  в объеме 144 часа (24 дня).

Кафедрой скорой и неотложной медицинской помощи разработаны соответствующие  Типовая учебная программа (Астана, 2010) и рабочая учебная программа (2011). Программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки и обязательному минимуму содержания по дисциплине «Скорая и неотложная медицинская помощь» по специальности 051301- «Общая медицина».

 Цель практики: закрепление знаний и умений, полученных студентами в процессе изучения дисциплины «Скорая и неотложная медицинская помощь», совершенствование практических навыков по непосредственному обследованию больного, проведению дифференциальной диагностики и назначению адекватной индивидуальной неотложной помощи на вызовах скорой медицинской помощи.

Задачи практики:

—   ознакомление с организацией работы и оформлением медицинской документации службы скорой и неотложной медицинской помощи;

—   закрепление и дальнейшее совершенствование практических навыков по составлению плана обследования, непосредственному обследованию больного,  проведению дифференциальной диагностики и назначению адекватного индивидуального лечения на вызовах скорой медицинской помощи, работа в качестве помощника врача скорой медицинской помощи;

—   углубление и совершенствование практических навыков по выполнению врачебных манипуляций;

—   совершенствовать навыки межличностного общения и консультирования пациентов.

Во время прохождения практики практическая работа студентов включает выезды к больным, установление диагноза и оказание скорой и неотложной медицинской помощи.

Практика проводится в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденных в качестве баз практики, основной базой является ГККП «Станция скорой медицинской помощи» города Алматы. В период прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, принимать участие во всех мероприятиях по организационной и лечебно-методической работе.

Проводят производственную практику со студентами преподаватели, имеющие непосредственный опыт работы на скорой и неотложной медицинской помощи. Со студентами проводится инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе на бригадах скорой медицинской помощи и с медицинской аппаратурой. Охрана труда и техника безопасности строго соблюдены

Текущий контроль проводится руководителем практики:

—       ознакомление студентов с рабочей программой и структурой учебно-производственной практики, инструктивными документами, формой контроля;

—       распределение и закрепление за студентами бригад скорой медицинской помощи;

—       осуществление постоянного контроля за работой студента на вызовах;

—       проведение клинических разборов больных;

—       проверка оформления карт вызовов скорой медицинской помощи и другой медицинской документации.

Конечными результатами прохождения практики являются

Студент должен знать:

—  организацию службы СНМП;

—  виды бригад СНМП их оснащение  и основы организации их работы;

—  клинику неотложных состояний больных и пострадавших;

—  оказание экстренной медицинской помощи  при ургентных состояниях;

—  деонтологию  медицинского работника и пациентов;

—  принципы диагностики и реанимации при состоянии клинической смерти;

—  принципы безопасной работы с медицинской аппаратурой;

—  Студент должен уметь:

—  проводить лечение больных в экстремальных ситуациях;

—  пользоваться аппаратами, имеющимися на оснащении бригад СНМП (дыхательная аппаратура, дефибрилляторы, ЭКГ, небулайзеры, глюкометры и др.);

—  провести искусственную вентиляцию легких и закрытый массаж сердца;

—  провести ингаляцию кислорода;

—   провести транспортную иммобилизацию у пострадавших;

—  определить уровень глюкозы в крови у  пациентов;

—  оценивать функциональное состояние больных во время транспортировки;

—  владеть техникой снятия электрокардиограмм;

Владеть навыками:

—  проведения СЛР (ЗМС и ИВЛ) всеми доступными методами;

—  наложения транспортных шин;

—  введения лекарственных препаратов (парентерально, ингаляционно и др.);

—  регистрации ЭКГ;

—  определения уровня глюкозы в крови;

—  правильно и своевременно заполнять основную медицинскую документацию;

—  способы транспортировки больного или пострадававшего.

Виды и объем деятельности студентов при прохождении практики:

—       ежедневный выезд к больным с бригадой скорой медицинской помощи (3-4 вызова), отчет по дежурству;

—       составление плана рационального обследования больного;

—       выставление предварительного диагноза согласно Международной классификации болезней Х пересмотра;

—       проведение дифференциальной диагностики;

—       назначение плана неотложной терапии, разработка тактики ведения больного на догоспитальном этапе;

—       оценка эффективности проводимой терапии;

—       рекомендации для проведения дальнейшего лечения;

—       выполнение и активное участие в проведении лечебно-диагностических манипуляций;

—       участие в патолого- анатомических, научно-практических конференциях базового учреждения, клинических разборах, презентациях фирмами новых медикаментов;

—       проведение санитарно- просветительной работы на вызовах скорой медицинской помощи.

Методы обучения и преподавания

На всех этапах деятельности студенты обсуждают с руководителем практики отдельные вопросы по заполнению медицинской документации и ведению дневника вызовов, по технике безопасности, по вопросам диагностики, дифференциальной диагностики, неотложной помощи и тактике госпитализации на догоспитальном этапе.

Последовательность и распорядок выполнения различных видов деятельности в течение дня может меняться в зависимости от производственных условий, рекомендуется для полного усвоения навыков чередовать работу студентов до и после обеда.

Документация по ПП:  Студент ведет дневник и оформляет отчет производственной практики, который подписывается студентом, руководителем практики, заведующим подстанцией. Руководитель практики дает характеристику работе каждого студента. После сдачи зачета среди студентов проводится анкетирование, позволяющее руководителям ПП и кафедре оценить уровень проводимой ПП и принять своевременные меры к совершенствованию ПП как составной части учебного процесса.

Дифференцированный зачет

Проводится независимой комиссией в Центре практических навыков.

1 этап – сдача дневника: преподаватель проверяет правильность оформления дневника, оценивается объем выполненной работы, проводится собеседование по дневнику.

2 этап – практический навык: преподавателем оценивается выполнение на муляже катетеризации мочевого пузыря.

Итоговая оценка выставляется по результатам 1 этапа – 60% оценки и  2 этапа – 40% оценки.

В 2011-2012 учебном году ПП прошли 53 группы: 1043 студента

  • § 38  групп  казахского отделения – 767 студентов
  • § 14  групп русского отделения – 272 студента
  • § 1 группа  иностранного отделения  — 4 студента

Результаты дифференцированного зачета ПП «Помощник врача скорой и неотложной медицинской помощи» 5 курс ОМ 2011-2012 уч.г. (независимая комиссия):

ž Казахское отделение  — средний балл 4,6

ž Русское отделение – средний балл 4,7

ž Иностранное отделение- средний балл 5,0

Трудности при проведении ПП:

Большое количество студентов приходят одновременно на клинические базы. В связи с чем,  затруднено:

  • самостоятельное индивидуальное выполнение практических навыков на всех базах
  • обеспечение  ПП квалифицированными  ППС  (из-за наплыва групп приходится привлекать совместителей – врачей высшей категории )
  • напряженная обстановка со стороны медперсонала клинических баз и со стороны студентов снижает эффективность усвоения практических навыков
  • Предложения по улучшению эффективности ПП:
  • Равномерное распределение студентов по клиническим базам обеспечило бы более высокую эффективность проведения практики
  • Наличие отдела практики позволило бы лучше ее организовать.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1      Назифуллин В.Л., Насретдинова Л.М., Аглямова Д.В. Профессиональная адаптация студентов в условиях производственной практики — составляющая профессионализма будущих медицинских работников\\ Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — Т. 12. — № 5-2. — С. 376-378.

2      Михеева Н.М., Лобанов Ю.Ф., Беседина Е.Б., Иванов И.В. Учебная практика студентов медицинского вуза — новый стандарт овладения профессиональными компетенциями.\\ Успехи современного естествознания. — 2012. — № 7. — С. 41-45.

3      Андреева Н.В. Практико-ориентированное обучение в процессе профессионального самоопределения студентов\\ Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 12. — С. 84-87.

4      Дудина В.И., Коробенкова М.А. Формальные нормы и неформальные практики в работе персонала выездных бригад скорой медицинской помощи\\ Журнал социологии и социальной антропологии. — 2011. — Т. XIV. — № 2. — С. 165-181.

5      Богданов Р.Р., Хусаенова А.А., Насретдинова Л.М. Профессионально — адаптивные функции учебно- производственной практики\\ Медицинский вестник Башкортостана. — 2011. — Т. 6. — № 1. — С. 119-121.

 

 

 

К.М.ТУРЛАНОВ, Э.Ф.ӘЛМҰҚАМБЕТОВА, М.К.ӘЛМҰҚАМБЕТОВ, А.И. ҚАРАБАЕВА

ӨНДІРІСТІК ТӘЖІРБИЕНІ ҰЙЫМДАСТЫРУ ЖӘНЕ ОҚУ-ӘДІСТЕМЕЛІК ҚАМТАМАСЫЗ ЕТУ «ЖЕДЕЛ МЕДИЦИНАЛЫҚ ЖӘРДЕМ ДӘРІГЕРІНІҢ КӨМЕКШІСІ».

Түйін: Ара мақалада ұйымның және өндірістік тәжірибенің учебно-методического қамсыздандыруының сұрақтары дәрігердің «көмекшісінің жүрдек және шұғыл медициналық көмекке» қарастырылады, тәжірибенің жаса- бірінші жылының негізгі нәтиже  бас факультет 5 курс «ортақ медицина» .

Түйінді сөздер: өндірістік тәжірибе, ЖМЖБ.

 

 

 

 

K.M.TURLANOV, E.F.ALMUHAMBETOVA, M.K.ALMUHAMBETOV, A.I. KARABAEVA

ORGANIZATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT MANUFACTURING PRACTICE

 «PHYSICIAN ASSISTANT EMERGENCY MEDICAL ASSISTANCE»

Resume: The questions of organization and educational software manufacturing practices «Physician assistant emergency medical assistance,» the main results of the first year of practice in the 5th year of the faculty «general medicine».

Currently, improving the system of vocational education and training of doctors is one of the urgent problems of medicine [1 , 2]. The trend in the vocational education system aimed at creating optimal conditions for quality education that promotes self-fulfillment of students in the learning process and the formation of satisfaction training activities [3, 4, 5].
According to SES 2006 manufacturing practice (PP) » Physician assistant emergency medical assistance» provided on a 5 course faculty «General medicine» in the amount of 144 hours (24 days).
Department of Primary and emergency care developed appropriate model curricula (Astana, 2010 ) and work study program (2011). The program is designed to implement the state requirements for the preparation and content of the compulsory minimum of discipline » emergency medical care » in the specialty 051301 — «General Medicine».
Target Practice : Building on the knowledge and skills acquired by students in the study of the discipline » emergency medical care», improvement of practical skills in the direct examination of the patient, the differential diagnosis and assigning adequate individual emergency calls for ambulances.

Keywords: industrial practice, ambulance.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ