СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ

21 Jan 2014

УДК 614.23:(5772-575)-371.3

 

К.С. НУРТАЕВА, С.К. АЛЬМУХАМБЕТОВА, Е.У. КУАНДЫКОВ, М.Ж. ЖУМАГУЛ, И.К. НУРПЕИСОВА

Кафедра молекулярной биологии и генетики КазНМУ

им. С.Д.Асфендиярова

 

 

Современное развитие общества основано на качественном образовании и передовой науке, что отражено в Послании народу РК Президента  Назарбаева Н.А. Возможность получения студентами информации о последних достижениях через Интернет и другие глобальные коммуникационные технологии изменила роль педагога как главного источника знаний. Целью современной педагогики является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, способной к самостоятельному решению поставленных задач, что реализуется педагогом организацией разнообразной деятельности студентов. Сочетание традиционных методов обучения и достижений креативной и компетентностной педагогики, а также личностно-ориентированного и поликультурного подходов, методов интерактивного обучения характерно для проведения занятий по молекулярной биологии и медицинской генетике в КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. При этом учитывается специфика каждой учебной дисциплины и ее тем, а также методологические особенности вводимой инновации. 

Ключевые слова: педагогика, креативная педагогика, компетентностная педагогика, инновации, интерактивные методы, интерактивно – интегративная активность.

 

 

Устойчивое  развитие общества возможно только на основе знания  и образования.

В вузах особая роль отводится образованию, на что неоднократно обращает внимание Президент Н.А.Назарбаев в своих ежегодных Посланиях народу РК, где отмечает, что «Только через качественное образование и передовую науку можно прийти к обновлению страны» [1].

Качественная подготовка специалиста зависит от  квалификации педагогов в вузах, от состояния их материально-технической базы и наличия связи с рынком труда. Достойное образование могут дать только вузы с сильным составом преподавателей, современной материально-технической базой и эффективными связями с рынком труда.

Завершился второй год реализации Государственной программы развития образования на 2011 – 2020 годы, а теперь можно обозреть не только оставшиеся позади трудности, первые достижения, но и появившиеся ростки нового. В недалеком прошлом преподаватель был чуть ли не  главным источником знаний для студентов, а сегодня ситуация совершенно иная. Теперь каждый студент имеет возможность получения информации о последних достижениях из любой области науки через интернет и другие глобальные коммуникационные технологии. Педагог должен обучать студентов как отыскивать и получать информацию по своему предмету, каким образом выделять главное, отсеивать второстепенное. Эта роль педагога очень непростая, требующая знаний не только своего предмета, но и полной переориентации доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.  Он обращает внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях, что особенно ценно на современном этапе развития общества [2].

На требование времени  наука «Педагогика» отвечает созданием новой гуманистической парадигмы, где в центр системы образования и воспитания  ставят личность студента и развитие способностей, заложенных в нем от природы. Данная парадигма предполагает необходимость уважения личности обучаемого и веры в его творческие силы, предоставления человеку свободы выбора и оказания помощи ему.

Предметом педагогики является изучение и установление закономерностей возникновения, установления и развития системы отношений в образовательном процессе. Она имеет тесную связь с науками о человеке, выполняя методологическую функцию, педагогика является прикладной наукой, необходимой для отбора из других наук сведений и имеет значение для решения  конкретной проблемы обучения или воспитания. Действующая номенклатура по педагогическим и психологическим наукам  содержит научную специальность «Теория и методика профессионального образования» [3].

Основной целью современной педагогики является формирование всесторонне и гармонично развитой личности,  которая в конечном итоге смогла бы самостоятельно строить свою жизнь. Такой человек руководствуется в своих поступках духовными и социальными ценностями на уровне современной культуры. У него научные взгляды на окружающий мир, его природные задатки и способности развиты, он здоров физически и трудится на благо общества.

Эти задачи педагог в современной образовательной системе решает  в процессе организации разнообразной деятельности студентов. Для этого используют достижения креативной, компетентностной педагогики и личностно – ориентированного, поликультурного подходов в разумном сочетании с традиционными методами.  Все эти типы педагогики и ее подходы достойно сосуществуют в современной педагогике.

Креативная педагогика —  это наука и искусство творческого обучения, или, другими словами, знание и исследование того, как формировать (развивать) творчество и творческую личность, а также умение и искусство применять это знание, то есть делать это творчески в любом предмете обучения, будь это математика, физика, языки, молекулярная  биология или генетика.

Следующим естественным шагом после создания креативной педагогики явилась  проверка возможности передачи теории и практики творческого обучения другим педагогам. Креативная мета-педагогика — наука и искусство обучения учителей тому, как преподавать творчески, появилась как ответ на этот вопрос в 1990—1992 [4,5,6,7].Креативный подход подразумевает:

—   проблемно-целевую постановку задачи, а не объектную;

—   выбор или разработку методологии решения, а не его заданность;

—   необходимость поиска аналога решения, а не его наличие;

—   осознание того, что существует лишь вероятность успешного решения, причем результат не предопределен и не известен.

В результате креативного подхода  изменяется характер действий и обучающего, и обучаемого, что приводит к  формированию культуры диалога. Студент ориентирован на

самостоятельный поиск, а не на запоминание и воспроизведение.

Образование по этой технологии перестает быть только деятельностью обучения,

протекающей в специальных учебных заведениях, а становится обязательным процессом в любой деятельности, совершающимся в течение всей жизни личности.

Креативное образование регламентирует и дисциплинирует действия обучаемого и требует дополнительных усилий для упорных и планомерных занятий, чем при традиционном обучении. Заинтересованность студентов в обучении оказывается более действенным, чем «надо учиться» или любые другие мотивации. Обучение, построенное на деятельностном подходе, основанном на решении творческих задач, активно развивает

творческий потенциал студентов.

Однако для эффективного решения проблемы развитие творческих способностей студентов требует преобразования подходов научно-методического и информационного обеспечения учебного процесса, и новых педагогических технологий. В решении этих задач значительную роль играет широкое использование новых информационных технологий: информационно-коммуникационные технологии(IT-методы), электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), электронные журналы, электронное портфолио преподавателя и студента, представление учебного материала на компьютере для дистанционной поддержки деятельности студентов, организация  медиатеки, т.е. места в учебном заведении, где собраны вместе книги и газеты, журналы и видеофильмы, иллюстрации и музыкальные диски, плакаты, слайды и компьютерные программы, информация на электронных носителях [8,9,10].

Реализация современной образовательной парадигмы возможна только при наличии педагога с креативным уровнем культуры, знающего основы теории и методики профессионального образования.  Целью профессиональной деятельности  такого преподавателя является воспитание саморазвивающейся личности студента в условиях эмпатийного общения  педагога и обучаемого.

Новая модель образования требует от педагога несколько иной системы способностей, не традиционные предметно-специальные способности, а общей культуры и творческого подхода. Преподаватель перестает быть предметником, а становится педагогом широкого профиля, учителем-универсалом, учителем- консультантом (тьютором), учителем-исследователем, который не просто методически грамотно транслирует материал предмета, а является  автором собственных программ и методик. У педагога должна быть сформирована собственная философско-педагогическая позиция в рамках требований современной парадигмы образования.

Современная педагогика в вузах актуализирует необходимость качественно новой подготовки профессиональных педагогических кадров, знающих  психологию малых групп, индивидуальных различий студентов — медиков, так как традиционная система постепенно должна утратить свои позиции, уступая место коллективно-групповому и  индивидуальному обучению в профориентированном образовательном процессе «медицинских вузов».

 Компетентностно — ориентированная педагогика. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В методиках обучения отдельных предметов компетенции используются давно, но в последние годы понятие «компетенция» нашло общедидактическое и методологическое применение в образовательном пространстве. Это связано с его системно-практическими функциями и интеграционной метапредметной (межпредметной) ролью в  образовании. Усиленное внимание к данному понятию обусловлено рекомендациями Совета Европы, относящимися к обновлению образования, его приближению к заказу социума и подписанием Болонской декларации и Великой Хартии Университетов высшими учебными заведениями РК.

Личностно-ориентированный подход.  Личностно – ориентированный подход в высшем образовании признает  обучаемого главной действующей фигурой всего образовательного процесса и это является основой для  создания условии успешности каждого студента.

Ключевой идеей гуманистической парадигмы личностно-ориентированной педагогики являются следующие положения:

— приоритетность интересов обучаемого по сравнению с интересами государства, общества, различных социальных групп и остальных студентов;

— обязательность индивидуального подхода к обучаемому, учета его личностных особенностей и свойств, что предполагает целенаправленную работу по педагогическому конструированию разнообразных учебных и воспитательных траекторий;

— необходимость и возможность полноценного развития его задатков и способностей, нацеленность системы обучения и воспитания на их актуализацию, на самореализацию личности;

— ориентация на всемерную помощь в развитии всех его многообразных интересов, на его социально-педагогическую поддержку, на создание вокруг него развивающей социокультурной среды и гуманной психологической атмосферы  [11,12].

Поликультурное воспитание направлено на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурном обществе. Основной целью поликультурного воспитания является формирование специалистов, готовых к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умеющих вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, стремящиеся к взаимопониманию и неконфликтному сосуществованию с представителями разных культур [12,13].

Рассмотрим основные методы интерактивного обучения, применяемые на кафедре молекулярной биологии и генетики в КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова. При внедрении их ППС кафедры руководствовались моделью медицинского образования, образовательными программами, компетенциями, методами и формами обучения, методами оценки компетенций реализуемыми в КазНМУ и ознакомились с практическими навыками выпускника нашего университета, необходимыми для успешной работы в системе здравоохранения и фармации[14,15,16]. Провели огромную работу по отбору наиболее приемлемых инноваций для разных тем лекций, практических и семинарских занятий по молекулярной биологии и медицинской генетики. На лекциях используются методы проблемного изложения, лекция вдвоем, лекция – визуализация с презентациями и видеороликами.
Личностно — ориентированное обучение, проводимое  на кафедре, направлено на коррекцию знаний слабоуспевающих студентов и осуществляется  в процессе  составления квантованных текстов теоретического материала практических занятий и обучающих тестовых заданий.

Интерактивные методы с использованием приемов «кейс-стади», «ролевые игры», «учебные игры» «пресс — конференция», « семинар – диспут» используются на практических и семинарских занятиях по темам  «Врожденные пороки развития», «Наследственные болезни человека. Хромосомные болезни» и «Наследственные болезни человека. Генные болезни», «Популяционная генетика», «Экологическая генетика». На всех занятиях применяются методические приемы — работа в  малых группах, мозговой штурм, Т – таблица, составление эссе и др.
Формы интерактивных  методов отбираются  с учетом специфики тем практических занятий и лекций по  молекулярной биологии и генетике. Разнообразие методов и средств обучения дает возможность определить их эффективность внедрения на практических занятиях по учебным достижениям студентов, контролируемым по тестовым заданиям.

Использование знаний из разных областей (экологии и генетики), их группировка и концентрация в контексте решения задачи по экологической генетике осуществляется в процессе использования интегративно-инновационного метода. Он позволяет студентам первого курса понять  значение экологических загрязнителей в развитии наследственной патологии человека, предрасположенности к полигенным болезням, индивидуальной переносимости лекарственных препаратов и течении болезней негенетического происхождения.

Следует отметить, что применение разнообразных методов и средств обучения как попытки отхода от традиционного подхода в образовательном процессе кафедры, имеет положительное значение.  Повышает интерес и стимулирует активность студентов к самостоятельному поиску информаций по каждой теме, актуализирует  необходимость глубоких знаний по молекулярной биологии и генетике для становления врача любой специальности и фармацевта, формирует потребность в молекулярно – генетических знаниях для понимания сущности персонифицированной и доказательной медицины.

Практические навыки, приобретенные на кафедре молекулярной биологии и медицинской генетики, позволят выпускникам понять молекулярно – генетические механизмы  развития патологических процессов, распознавать кариотипы, генотипы  здоровых и больных людей.  Эти навыки  являются фундаментальными основами для понимания значения изменений на молекулярном, клеточном и системном уровней  организации человека в развитии его наследственных  болезней. Они обоснуют необходимость персонифицированного лечения и внедрение доказательной медицины в практическое здравоохранение.

Однако, надо подчеркнуть опасность слепого следования «модным» методикам обучения и  необходимость  опережающих научных исследований до широкого применения инновационных методов для отбора наиболее  результативных приемов и проведения педагогических измерений для оценки их эффективности.

Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы подчеркнуть, что  к внедрению интерактивных методов необходимо подходить с учетом специфики каждой учебной дисциплины и ее тем, а также учитывать методологические особенности вводимой инновации.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       Н.А.Назарбаев. Послание Президента народу Казахстана. — 2013.

2       Выступление Министра образования и науки РК. 2.04.2013. Новости.

3       Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцева И.А. Методология и методы психолого — педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 320 с.

4       Алейников А.Г. О креативной педагогике// Вестник высшей школы. — 1989. — №12.

5       Алейников А. (1992). Креативная мета-педагогика. Время «Ч». Alma Mater/Вестник высшей школы. — № 1. – 1992. – C. 34-39.

6       Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. —  М.: Академический проект, 2004.

7       Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Идеальный сервис», 2004. – 320 с.

8       Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Федеральные электронные общеобразовательные ресурсы – основа дальнейшего творчества. — М.: РГСУ, 2006. — т.2.11.

9       Игнатова Екатерина. Ментальные карты против конспектов — http://www.ucheba.ru/ekzamen-article.

10    Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: 2000 – 176 с.

11    Васютенкова И.В. Развитие поликультурной компетентности учителя в условиях последипломного педагогического образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. – СПб.: 2006. – 27 с.

12    Данилова Л.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. – Волгоград: 2007. – 27 с.

13    Аканов А.А., Абирова М.А. и др.Модель медицинского образования КазНМУ им.С.Д.Асфендиарова., Часть 1.Компетенция. — 2010. – 104 с.

14    Аканов А.А., Абирова М.А. и др.Модель медицинского образования КазНМУ им.С.Д.Асфендиарова., Часть 3.Методы и формы обучения. — 2011. – 71 с.

15    Аканов А.А., Абирова М.А. и др.Модель медицинского образования КазНМУ им.С.Д.Асфендиарова., Часть 4. Методы оценки компетенций. — 2011. – 104 с.

16    Аканов А.А., Абирова М.А. и др.Модель медицинского образования КазНМУ им.С.Д.Асфендиарова. Практические навыки выпускника. — 2011. – 221 с.

 

 

 

Қ.С.НҰРТАЕВА, С.Қ.ӘЛМУХАМБЕТОВА, Е.Ө.ҚУАНДЫҚОВ, М.Ж.ЖҰМАГҰЛ, И.К.НҰРПЕИСОВА

ЗАМАНАУИ ПЕДАГОГИКА ЖӘНЕ ОНЫҢ  МҮМКІНДІКТЕРІ

 

Түйін: Қоғамның қазіргі кездегі дамуы сапалы біліммен алдағы ғылымға байланысты екені Президент Н.Ә.Назарбаевтың  ҚР халқына жолдаунда келтірілген. Студенттердің соңғы жетістіктерді Ғаламтордан және басқа коммуникациялық технологиялардан алу мүмкіндігі педагогтың білім беретін негізгі  жолы екенін өзгертті. Заманауи педагогиканың мақсаты жан — жақты үйлесімді жетілген, қойылған мәселелерді өздігінен  шеше алатын тұлғаны қалыптастыру, педагогтың ұйымдастыруымен іске асырылады. Креативтік және құзіреттілік педагогикалардың жетістіктерн  дәстүрлі әдістермен, жеке тұлғаға бағытталған және полимәдениеттік жолдармен ҚазҰМУ-нің молекулалық биология және генетика кафедрасындаинтербелсенді әдістермен практикалық сабақтарды жүргізу тән. Пәннің және тақырыптардың ерекшеліктеріне, инновацияның методологиялық ерекшеліктеріне көңіл бөлінеді.

Түйінді сөздер: педагогика, креативті педагогика, құзыреттілік педагогика, инновациялар, интерактивтік  оқыту, интерактивтік және интегративтік белсенділік.

 

 

K.S.NURTAEVA, S.K.ALMUCHAMVETOVA, E.U.KUANDYKOV, М.ZH.ZHUMAGUL,  I.К.NURPEISOVA

MODERN PEDAGOGY AND ITS POSSIBLE

 

Resume: This article provides a modern society based on quality education and advanced science that is reflected in his Address to the President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev The possibility of obtaining student information on the latest developments via the Internet and other global communication technology has changed the role of the teacher as the main source of knowledge. The aim of modern pedagogy is to create a comprehensive and harmonious development of the individual, capable of solving tasks that the teacher realized the organization of various activities of students. The combination of traditional teaching methods and creative achievements of competence and education as well as student-centered and multicultural approaches, methods of interactive learning is typical for training in molecular biology and medical genetics in KazNMU them. SD Asfendiyarov. This takes into account the specificity of each academic discipline and its topics and methodological features introduced innovation.

Keywords: teaching, creative pedagogy, pedagogy competency, innovation, interactive methods, interactively — integrative activity.

 

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ