ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

25 Sep 2014

УДК 612.1/.8:378.147:378.180.6

 

Н.С.Байжанова, К.Х.Хасенова, Е.М. Рослякова, А.Г. Бисерова

Казахский Национальный Медицинский Университет им.С.Д.Асфендиярова, модуль нормальной физиологии, город Алматы, Республика Казахстан

 

 

Для проведения занятий у студентов 3 курса факультета «Общая медицина», обучающихся по модульной системе, преподавателями модуля нормальной физиологии разрабатываются и используются на занятиях различные интерактивные методы обучения (демонстрация видеофильмов, созданных преподавателями, и заимствованнного видеоматериала, ролевые игры, мультимедийные компьютерные игры и др.), способствующие формированию когнитивной, операциональной, аксиологической, правовой компетенций и мотивирующие студентов на самообразование.

Ключевые слова: модульная система,интерактивный метод, видеофильм, компетенция, мультимедийная игры.

Переход системы высшего медицинского образования на новые образовательные стандарты, кредитно-модульную организацию учебного процесса с акцентом на компетентностный подход требуют от ППС разработки и использования новых методов, приемов, направленных на улучшение качества обучения [1,2]. В процессе обучения студенты должны не только усвоить установленную систему научных знаний, правовых знаний, но и развивать свои познавательные способности, стремиться к саморазвитию, овладеть определенными практическими навыками и умениями, коммуникативными навыками. Для этого необходимо,  чтобы особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на занятии каждого студента, а также повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность студентов за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать путем использования интерактивного метода, через технологию игровых форм обучения.

При проведении занятий у студентов 3 курса факультета «Общая медицина», обучающихся по модульной системе, по дисциплине «Физиология-2» преподаватели модуля нормальной физиологии активно разрабатывают и используют различные интерактивные методы обучения.

На занятиях модулей «Нервная система» и «Сердечно-сосудистая система» проводится демонстрация видеофильмов, созданных доцентами Жумаковой Т.А., Махамбетовой М.Б., Росляковой Е.М. и старшим преподавателем Бисеровой А.Г. «Функциональные методы исследования ЦНС (ЭЭГ, реоэнцефалография, нейронография)», «Методы изучения биопотенциалов в тканях», «Функциональные методы диагностики сердечно-сосудистой системы («Измерение АД по методу Короткова»,  «Запись электрокардиограммы», «Пульсотахометрия»). На занятиях проводится также демонстрация и заимствованного видео и анимационного материала по всем изучаемым темам дисциплины «Физиология-2».

Занятие на тему «Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта» проходит в виде ролевой игры-викторины «Пищеварительный конвейер» (К.Х. Хасенова, М.Б. Махамбетова, 2013 г). Реквизиты: 1. Карточки с названиями ферментов (различных протеаз, липаз, карбогидролаз, осуществляющих гидролиз пищевых веществ в отделах пищеварительного тракта), гастроинтестинальных гормонов (ГИГ), биологически активных веществ (БАВ). 2.Разноцветные кубики, имитирующие питательные вещества белки, углеводы, жиры.

Цель и задачи игры: Открытие производственного комплекса «Пищеварительный конвейер», ознакомление с отделами ЖКТ и всеми технологическими процессами пищеварительного конвейера- механическая, физическая, химическая обработка пищевого комка, в результате которой ферменты пищеварительных соков осуществляют постепенный гидролиз,поступивших с пищей белков, жиров, углеводовдо исходных мономеров. В игре принимают участие все студенты группы, между которыми распределяются роли-«ответственных» за процессы пищеварения: в ротовой полости  (2 студента), в желудке  (2 студента), в 12-перстной кишке (1 студент), в тонкой кишке (2 студента), в толстой кишке (1 студент) и ответственных за участие в процессах пищеварения поджелудочной железы (1 студент), печени (1 студент). Задача «ответственных» студентов: выбрав соответствующие определенному отделу ЖКТ карточки с названиями ферментов, ГИГ, БАВ, рассказать о процессе пищеварения в этом отделе. При неполном ответе другие студенты имеют возможность дополнить, откорректировать ответ студента [3].

На занятии на тему «Механизмы клубочковой фильтрации и канальцевой реабсорбции. Секреторные процессы в канальцах» используется интерактивный метод «Механизм мочеобразования» (Байжанова Н.С., 2012).

Принадлежности: магнитная доска, на которой прикрепляются таблицы со схемой нефрона, со схемой капсулы Шумлянского–Боумена с клубочком капилляров; пронумерованные карточки с названиями отделов нефрона,процессов, факторов, механизмов, гормонов, веществ и т.п., карточки с номерами.  Пронумерованные карточки с названиями также вывешиваются на магнитной доске при помощи магнитиков. Для выполнения задания приглашаются 2 студента по 1-ому из каждой команды. Преподаватель произносит задание. Студент из предложенных карточек с номерами должен выбрать карточку с номером, соответствующую правильному ответу (отделам нефрона, процессам, факторам, механизмам, гормонам, веществам, и т.п.) и расставить их на схеме таблицы. Далее студент обосновывает свой выбор, рассказывая теоретический материал.  При неправильном выполнении задания  2-ой студент из другой команды проводит коррекцию ответа, а затем выполняет следующее задание. Приглашается следующая пара. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Количество заданий – 10, поэтому каждый студент группы принимает участие в выполнении задания.

При изучении модуля «Опорно-двигательный аппарат, кожа и ее придатки» на занятии используется интерактивный метод «Соматосенсорный анализатор» (Байжанова Н.С., 2013). Соматосенсорный анализатор включает двигательный, температурный, тактильный, болевой  анализаторы. Методическое обеспечение, принадлежности: таблички с названиями  различных рецепторов, таблички с названиями  различных афферентных нейронов, подкорковых центров, участвующих в проведении импульсов, таблички с названиями  различных зон коры больших полушарий.

Студенты группы делятся на две команды. Для решения каждого этапа приглашаются студенты  из каждой команды поочередно. Студент поочередно выбирает одну из карточек и зачитывает ситуацию-задание. Например, «Человек погружает руку  в сосуд с горячей (50о С) водой и отдергивает руку.  Охарактеризуйте отделы анализаторов, участвующих в данном действии».

Студенты поочередно должны решить: рецепторы, какого анализатора возбуждаются, какие афферентные нейроны и подкорковые центры участвуют в проведении импульсов и к какой зоне коры головного поступают импульсы, выбрав из предложенных табличек таблички, соответствующие правильному ответу. Члены команды должны собрать отделы данного анализатора. При неправильном выполнении задания  студент из другой команды проводит коррекцию ответа. За каждый правильный ответ, за правильную коррекцию ответа команда получает 1 очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Количество заданий – 10, таким образом, каждый студент группы принимает участие в самостоятельном выполнении задания.

Современные студенты — это активные пользователи цифровых технологий и Интернета. Это обуславливает потребность в использовании инновационных методик электронного обучения. Компьютерные учебно-деловые игры должны рассматриваться как часть электронных образовательных ресурсов, улучшающих интерактивный характер диалога между обучаемым студентом и обучающей средой, творческой созидательности в деятельности обучаемого [4,5]. При изучении вопросов, касающихся сложных многоэтапных механизмов осуществления процессов, как механизм мышечного сокращения, механизм мочеобразования и других, студенты решают ряд мультимедийных интерактивных задач по данным темам, используя компьютерную программу «Mediapak». Студентам даются следующие задания: собрать (окрасить) компоненты миофибрилла, нефрона; установить (анимировать) очередность процессов какого-либо этапа мышечного сокращения и расслабления (передача сигналов от двигательного нейрона к скелетной мышце и т.п.); установить (анимировать)  очередность процессов мочеобразования; установить соответствие между этапами мышечного сокращения, этапами мочеобразования и рисунками данных этапов и т.д. Правильное решение интерактивной задачи сопровождается аплодисментами, запрограммированными в игре и вызывающими у студента положительные переживания, эмоции. Благодаря игре, усиливается эффект эмоционально-психологического восприятия изучаемого материала

В 2013-14 учебном году доцентом  Росляковой Е.М.  введена в учебный процесс заимствованная компьютерная программа «Physiologysimulators» для студентов 3 курса факультета «Общая медицина», обучающихся по модульной системе дисциплины «Физиология-2». Эта программа включает в себя 8 разделов, которые содержат 31 модель физиологических экспериментов. Программа полностью соответствует содержанию рабочей учебной программы по дисциплине «Физиология-2». Возможности данной программы: использование, как на английском, так и на русском языках; использование в качестве альтернативы опытам на животных на практических занятиях по «Системе дыхания», «Мочеполовой системе», «Системе пищеварения», «Нервной системе», «Системе кровообращения», «Эндокринной системе», «Опорно-двигательной системе»; виртуальное выполнение эксперимента без нанесения ущерба для здоровья животным; многократный повтор практической работы; наблюдение за результатами практической работы при изменении различных параметров эксперимента; исключение вероятности неудачного эксперимента. Помимо экспериментов на животных в программе «Physiologysimulators»  имеются методы, позволяющие освоить и практические навыки: измерение артериального давления у человека, регистрация спирограммы.

На занятии на тему «Сердечный цикл и его фазовая структура. Механизм образования  тонов сердца. Электрокардиография» при использовании компьютерной программы «Heartsounds» студенты имеют возможность на экранах монитора просмотреть сердечный цикл, прослушать тоны сердца, при использовании программы «Interactiveelectrocardiography» у студентов появляется возможность виртуально освоить метод нааложения всех 12-ти отведений, освоить некоторые элементы анализа ЭКГ (определение длительности зубцов, сегментов, интервалов, подсчет ЧСС  и др.).

Как видно из приведенных выше примеров, ииспользование интерактивных методов, компьютерных обучающих программ при проведении занятий у студентов, обучающихся по модульной системе, способствует формированию не только когнитивной компетенции, но также способствует формированию операциональной компетенции(измерение артериального давления, ЭКГ, спирография).

Помимо когнитивной и операциональной компетенций использование интерактивных методов способствует формированию у студентов коммуникативных навыков и формированию компетенции саморазвития  и самосовершенствования. Используемые мультимедийные игры на английском  языке:  «Biological membranes», «Muscle contraction», «Urine formation mechanism», «Heart sounds», «Interactive electrocardiography», «Physiology simulators»  побуждают студентов обратиться к словарям, учебникам на английском языке, что дает возможность студентам как улучшить знания английского языка, так и ознакомиться с новой международной физиологической терминологией.  В то же время — это и реализация программы трехязычия.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       С.С.Сарсенбаева Активные методы обучения в медицинском ВУЗе: учебное пособие //С.Сарсенбаева, Ш.Рамазанова, Н.Баймаханова. – Алматы: 2011. – 44 с.

2       Стрельникова Т.Д., Некрасова Е.А., Пучнина А.А. Интерактивные методы обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2014. – № 1 – стр. 47-49.

3       Хасенова К.Х., Махамбетова М.Б., Байжанова Н.С. Применение инновационного метода в процессе обучения студентов медицинского университета по теме: «Физиология пищеварительной системы». //Известия Национальной Академии Наук РК. Серия биологическая и медицинская, 4 (298). –Алматы: 2013. —  С. 100- 101.

4       Турабаева Г.К., Бозшатаева Г.Т.,  Оспанова Г.С. Оособенности мультимедийных методов обучения в биологии. Педагогическая мастерская. Научно-метод. сборник. – Чебоксары: 2014. — С.122-123.

5       Карауылбаев С.К. Организация компьютерного учебно-игрового обучения в подготовке бакалавров. Педагогические науки,2014.

 

 

 

 

 

 

Н.С.Байжанова, К.Х.Хасенова, Е.М. Рослякова, А.Г. Бисерова

МОДУЛЬДІК ОҚЫТУ ЖҮЙЕСІНДЕ ИНТЕРАКТИВТІК ӘДІСТЕРІН ҚОЛДАНУ

 

Түйін: Жалпы медицина факультетінің 3 курс студенттеріне арналған қалыпты физиология модулінің оқытушылары өздерінің сабақтарында мынадай оқыту интерактивтік әдістерді құрастырып қолданады, сонымен қатар басқа да әдістерді қолданады (бейне фильмдерді көрсету, рольді ойындар, мультимедиялық компьютерлік ойындар және т.б.). Бұл әдістер студенттерді өзінше дайындалуға ынталандырады және когнитивті,операционалдық, аксиологиялық және құқықтыққұзіреттіліктердіңқалыптасуына алып келеді.

Түйінді сөздер: модульдік жүйесі,интерактивтік әдіс, бейне фильм, құзіреттілік, мультимедиялық ойын.

 

 

 

 

N.S.Baizhanova, K.H.Khassenova, E.M.Roslyakova, A.G.Biserova
INTERACTIVE METHODSIN A MODULAR TRAININGSYSTEM

 

Resume: For teaching the 3rd year students of the faculty «General Medicine», who studied on a modular system, normal physiology module teachers are developing and using a variety of interactive teaching methods (demonstration videos created by teachers of the department, and borrowed video, role-playing games, multimedia computer games etc.), contributing to the formation of cognitive, the operational, axiological, legal competence and motivate students to self-education.

Keywords: modular system, interactive method, video, competence, multimedia game.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ