25 Sep 2014
УДК 618.1/.2-083.98:378.147
Р.Н.Еспаева, М.И.Нугманова, Г.Е.Абдикасымова
Казахский национальный медицинский университет
им. С.Д.Асфендиярова, кафедра акушерства и гинекологии №2
Внедрениеинтерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в медицинском вузе. На кафедре акушерства и гинекологии №2 в изучении дисциплины «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии» используется метод кейс-стади.
Преимуществом данного метода является обучение студентов работать с информацией: осуществлять ее сбор, анализ и на этой основе принимать решения. Ведь от правильности решения врача в экстренной ситуации зависит не только здоровье, но и жизнь пациента.
Ключевые слова: неотложные состояния, акушерство и гинекология, интерактивные методы обучения, кейс-стади.
Введение. Внедрениеинтерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в медицинском вузе. Одним из интерактивных форм обучения является Кейс-стади. «Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип «прецендента» или «случая». «Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий…». Он «позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета. Способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации» [1]. Метод кейс – стади способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения [2,3]. Метод кейс – стади развивает следующие навыки: аналитические навыки, практические навыки, творческие навыки, коммуникативные навыки, социальные навыки, самоанализ.
Отличительной особенностью метода кейс – стади является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (реальные или вымышленные истории болезни, анамнез, клинические данные). Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.
По профилирующей дисциплине «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии», который является 6 блоком цикла «Скорая и неотложная помощь» студенты V курса сдают интегрированный экзамен. Для изучения неотложных состояний в акушерстве и гинекологии были созданы сценарии по всем четырем темам и кейсы.
Целью дисциплины является: Формирование знаний и умений по вопросам скорой и неотложной помощи больным с различными тяжелыми состояниями при гинекологических заболеваниях и беременности, а также при внебольничных родах в объеме первой врачебной медицинской помощи.
К задачам обучения относятся:
- Формировать знания у студентов по основным принципам диагностики неотложных состояний в акушерстве и гинекологии;
- Формировать знания у студентов по оказанию первой врачебной помощи при различных неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии;
- Формировать и совершенствовать навыки студентов по межличностному общению и консультированию пациентов;
- Ознакомить студентов с правами и обязанностями медицинского работника, пациента и научить вести образовательную работу по повышению ответственности пациента за свое здоровье;
- Заинтересовать студента в постоянном повышении уровня знаний, работать над своим профессиональным имиджем, проявлять свой профессиональный интерес через НИРС, принимать активное участие в жизни университета;
- Формировать коммуникативные навыки у студентов в процессе сбора анамнеза у беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных;
- Формировать навыки адвокатирования в результате ознакомления с соответствующей нормативно-правовой базы.
Конечные результаты обучения:
У студента должны быть сформированы знания:
· об основных клинических признаках патологических состояний, угрожающих жизни больного и требующие оказания неотложной помощи;· порядок и очередность выполнения мероприятий первой помощи по спасению жизни пострадавших и внезапно заболевших;· основные способы безопасности пациента и врача при работе в экстремальных ситуациях;
У студента должны быть сформированы умения:
- оценить общее состояние внезапно заболевшей женщины;
- оказать неотложную помощь при угрожающих жизни состояниях;
- установить максимально доверительные отношения с пациентом, его
родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
- работать в команде.
Студент должен владеть навыками:
- ведения потужного периода;
- активного ведения последового периода;
- оценки состояния новорожденного по шкале Апгар;
- неотложной помощи при асфиксии новорожденного;
Краткое содержание дисциплины:Практические занятия включают наиболее часто встречаемые неотложные состояния в акушерстве и гинекологии, которые необходимо знать на уровне выпускника бакалавриата.
По данной дисциплине было разработано УМКД, согласно инструктивному письму №6, которое включает: Силлабус, Методические рекомендации для практических занятий, СРСП, СРС, Контрольно-измерительные средства для итоговой оценки знаний, умений и навыков по дисциплине, Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины, Глоссарий. Так, изучаемая дисциплина состоит из четырех практических занятий и СРСП, три СРС, три практических навыка, коммуникативный навык и правовая компетенция, рубежный контроль в виде 60 тестов. В результате освоения практических навыков студент сможет оказать догоспитальную неотложную помощь при таких ситуациях, как внутрибрюшное кровотечение, асфиксия новорожденного, ведение второго и третьего периода родов, приобретет навыки по регионализации при госпитализации беременных женщин. Коммуникативный навык состоит в умении студента собрать анамнез у беременной женщины с самопроизвольным выкидышем или у гинекологической пациентки с маточным кровотечением. Для формирования правовой компетенции студентам предлагается информация по действующим приказам и протоколам МЗ РК по темам дисциплины. Интегрированный экзамен включает только I этап – тестирование.
Занятия проводятся на клинических базах кафедры ЦГКБ и БСМП, где имеются отделения экстренной гинекологии и куда доставляются женщины с неотложными акушерскими и гинекологическими ситуациями.
Учитывая, что такие неотложные состояния, как острый живот и маточные кровотечения вызывают затруднения в диагностике и требуют нередко проведения дифференциальной диагностики не только с акушерско-гинекологической патологией, но и с привлечением других специалистов преподавание данной дисциплины требует разных подходов, в том числе и интерактивных методов обучения.
Из интерактивных методов обучения данной дисциплины при проведении СРСП используют кейс – стади.
Таким образом, для проведения занятий по данной методике преподаватель:
- Подбирает кейс,
- Определяет основные и вспомогательные материалы,
- Разрабатывает сценарий (таб.1).
Таблица 1 – Сценарий проведения СРСП по методу Кейс-стади
Этапы | Название этапа | Мероприятия | Хронометраж |
Шаг 1. | Введение |
|
10 минут |
Шаг 2. | Предварительное обсуждение кейса |
разноцветными маркерами на флипчатах).
|
10 минут |
Шаг 3. | Деление группы на две подгруппы |
|
15 минут |
Шаг 4. | Работа в малых группах;
Мозговой штурм. |
|
15 минут |
Шаг 5. | Результат работы в малых группах и мозгового штурма. |
пригласить по 1 члену команды для оглашения результатов групповой работы; |
20 минут |
Шаг 6. | Общая дискуссия |
порядку, дать по очереди каждой подгруппе сказать их ответ;
спросить, кто захочет задать вопросы, кто не согласен, почему и т.д.
|
30 минут |
Шаг 7. | Анализ Кейс-стади |
|
10 минут |
Шаг 8. | Заключение |
тему разобрали, чему научились и т.д.
методика, что понравилось, что нет (Обратная связь);
|
10 минут |
Обязанности студента – получить список рекомендуемой литературы, готовиться к занятию.
Во время занятий преподаватель:
- Организует предварительное обсуждение кейса,
- Делит группу на подгруппу,
- Руководит обсуждением кейса.
Студент:
- Задает вопросы,
- Предлагает варианты решений.
- Принимает решение,
- Составляет письменный отчет о работе.
Заключение. Метод кейс – стади в медицинском университете – это конкретные клинические ситуации, «вымышленные» пациенты, сложные клинические случаи и т.д. При этом студенты делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейс – стади. Свои решения и рекомендации. Метод развивает у студентов коммуникативные навыки. Учит их выражать свои мысли.
Таким образом, метод кейс – стади наиболее подходит в изучении дисциплины: «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии», так как учит студентов работать с информацией: осуществлять ее сбор, анализ и на этой основе принимать решения. Ведь от правильности решения врача в экстренной ситуации зависит не только здоровье, но и жизнь пациента.
Список литературы
1 Смолянинова О.Г. дидактические возможности метода кейс – стади в обучении студентов.-М.: 2000.
2 Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по методу кейс обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ.-М.: 2000.
3 Смолянинова О.Г. инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study// Инновации в российском образовании. -СПб.-М.: ВПО, 2000.
4 Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. и др. КазНМУ: на пути инновационных преобразований.–Алматы: 2010.
5 Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А., Кызаева А.Д. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, Вып.1.-Алматы: КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, 2010.-Ч.3.-71 с.
R.N.Yespayeva, М.I.Nugmanova, G.Е.Abdikasymova
Kazakh national medical university named after S.D. Asphendiyarov
№2 Department of obstetrics and gynaecology
THE USE OF INTERACTIVE TRAINING METHODS DURING LESSONS ON CYCLE: «MEDICAL EMERGENCY IN OBSTETRICS AND GYNAECOLOGY»
Resume: Implementing interactive training methods – is one of the most important directions of improving students’ training at medical university. In the department of obstetrics and gynaecology №2, while studying the discipline «Medical emergency in obstetrics and gynaecology» the case-study method is used.
The advantage of this method is training students to work with information: to collect information, to analyze, and in this base to make decisions. Indeed the correct decision of a doctor in emergency cases may affect not only the health of the patient, but also his life.
Keywords: medical emergency, obstetrics and gynaecology, interactive training methods, case-study.
Р.Н.Еспаева, М.И.Нугманова, Г.Е.Абдикасымова
С.Д.Асфендияров атындағы ҚазақҰлттық Медицина Университеті
№2 Акушерлік іс және гинекология кафедрасы
«АКУШЕРИЯ ЖӘНЕ ГИНЕКОЛОГИЯДАҒЫ ҚАУЫРТ ЖАҒДАЙЛАР» ЦИКЛЫ БОЙЫНША САБАҚӨТКІЗУДЕ ИНТЕРАКТИВТІ ӘДІСТЕРДІ ҚОЛДАНУ
Түйін:Интерактивті оқу әдістерін енгізу – медициналық жоғарғы оқу орнындағы студенттерді дайындауды жетілдірудің басты бағыттарының бірі. №2 Акушерия ісі және гинекология кафедрасында «Акушерия және гинекологиядағы қауырт жағдайлар» дисциплинасын меңгеруде кейс-стади әдісі қолданылады.
Әдістің басымдылығы – студенттерді информациямен жұмыс істеуге үйретеді: оны жинауды іске асыру, талдау және соның негізінде шешім қабылдау. Қауырт жағдайларда дәрігердіңқабылдаған шешіміне науқастың денсаулығы ғана емес, өмірі де байланысты.
Түйінді сөздер:қауырт жағдайлар, акушерия ісі және гинекология, интерактивті оқу әдістері, кейс-стади.