ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЦИКЛУ: «НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ»

25 Sep 2014

УДК 618.1/.2-083.98:378.147

 

Р.Н.Еспаева, М.И.Нугманова, Г.Е.Абдикасымова

Казахский национальный медицинский университет

им. С.Д.Асфендиярова, кафедра акушерства и гинекологии №2

 

 

Внедрениеинтерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в медицинском вузе. На кафедре акушерства и гинекологии №2 в изучении дисциплины «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии» используется метод кейс-стади.

Преимуществом данного метода является обучение студентов работать с информацией: осуществлять ее сбор, анализ и на этой основе принимать решения. Ведь от правильности решения врача в экстренной ситуации зависит не только здоровье, но и жизнь  пациента.

Ключевые слова: неотложные состояния, акушерство и гинекология, интерактивные методы обучения, кейс-стади.

 

Введение. Внедрениеинтерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в медицинском вузе. Одним из интерактивных форм обучения является  Кейс-стади. «Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип «прецендента» или «случая». «Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий…». Он «позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета. Способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации» [1]. Метод кейс – стади способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения [2,3]. Метод кейс – стади развивает следующие навыки: аналитические навыки, практические навыки, творческие навыки, коммуникативные навыки, социальные навыки, самоанализ.

Отличительной особенностью метода кейс – стади является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (реальные или вымышленные истории болезни, анамнез, клинические данные). Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

По профилирующей дисциплине «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии», который является 6 блоком цикла «Скорая и неотложная помощь» студенты V курса сдают интегрированный экзамен. Для изучения неотложных состояний в акушерстве и гинекологии были созданы сценарии по всем четырем темам и кейсы.

Целью дисциплины является: Формирование знаний и умений по вопросам  скорой и неотложной помощи  больным с различными  тяжелыми состояниями при  гинекологических заболеваниях и беременности, а также при внебольничных родах  в объеме первой врачебной  медицинской  помощи.

К задачам обучения относятся:

  • Формировать знания у студентов по основным принципам диагностики неотложных состояний в акушерстве и гинекологии;
  • Формировать знания у студентов по оказанию первой врачебной помощи при различных  неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии;
  • Формировать и совершенствовать навыки студентов по межличностному общению и консультированию пациентов;
  • Ознакомить студентов с  правами  и обязанностями медицинского работника, пациента и  научить вести  образовательную работу по повышению ответственности пациента за свое здоровье;
  • Заинтересовать студента в постоянном повышении уровня знаний,  работать  над своим профессиональным имиджем, проявлять свой профессиональный интерес через НИРС, принимать активное участие в жизни университета;
  • Формировать коммуникативные навыки у студентов в процессе сбора анамнеза у беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных;
  • Формировать навыки адвокатирования в результате ознакомления с соответствующей нормативно-правовой базы.

Конечные результаты  обучения:

У студента  должны быть сформированы знания:

·  об основных клинических  признаках патологических  состояний, угрожающих жизни больного и требующие оказания неотложной помощи;·  порядок и очередность выполнения мероприятий первой  помощи по спасению жизни пострадавших и внезапно заболевших;·  основные  способы безопасности пациента и врача при работе в экстремальных ситуациях;

   У студента  должны быть сформированы умения:

  • оценить общее состояние внезапно заболевшей женщины;
  • оказать неотложную помощь при угрожающих жизни состояниях;
  • установить максимально доверительные отношения с пациентом, его

родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;

  • работать в команде.

Студент должен владеть навыками:

  • ведения потужного периода;
  • активного ведения последового периода;
  • оценки состояния новорожденного по шкале Апгар;
  • неотложной помощи при асфиксии новорожденного;

Краткое содержание дисциплины:Практические занятия включают наиболее часто встречаемые неотложные состояния в акушерстве и гинекологии, которые необходимо знать на уровне выпускника бакалавриата.  

По данной дисциплине было разработано УМКД, согласно инструктивному письму №6, которое включает: Силлабус, Методические рекомендации для практических занятий, СРСП, СРС, Контрольно-измерительные средства для итоговой оценки знаний, умений и навыков по дисциплине, Карта  учебно-методической обеспеченности дисциплины, Глоссарий. Так, изучаемая дисциплина состоит из четырех практических занятий и СРСП, три СРС, три практических навыка, коммуникативный навык и правовая компетенция, рубежный контроль в виде 60 тестов.  В результате освоения практических навыков студент сможет оказать догоспитальную неотложную помощь при таких ситуациях, как внутрибрюшное кровотечение, асфиксия новорожденного, ведение второго и третьего периода родов, приобретет навыки по регионализации при госпитализации беременных женщин. Коммуникативный навык состоит в умении студента собрать анамнез у беременной женщины с самопроизвольным выкидышем или у гинекологической пациентки с маточным кровотечением. Для формирования правовой компетенции студентам предлагается информация по действующим приказам и протоколам МЗ РК по темам дисциплины. Интегрированный экзамен включает только I этап – тестирование.

Занятия проводятся на клинических базах кафедры ЦГКБ и БСМП, где имеются отделения экстренной гинекологии и куда доставляются женщины с неотложными акушерскими и гинекологическими ситуациями.

Учитывая, что такие неотложные состояния, как острый живот и маточные кровотечения вызывают затруднения в диагностике и требуют нередко проведения дифференциальной диагностики не только с акушерско-гинекологической патологией, но и с привлечением других специалистов преподавание данной дисциплины требует разных подходов, в том числе и интерактивных методов обучения.

Из интерактивных методов обучения данной дисциплины при проведении СРСП используют кейс – стади.

Таким образом, для проведения занятий по данной методике преподаватель:

  • Подбирает кейс,
  • Определяет основные и вспомогательные материалы,
  • Разрабатывает сценарий (таб.1).

 

Таблица 1 – Сценарий проведения СРСП по методу Кейс-стади

Этапы Название этапа Мероприятия Хронометраж
Шаг 1. Введение
  • Озвучить тему занятия;
  • Рассказать про методику проведения: Кейс-стади;
  • Рассказать про критерии оценки.
10 минут
Шаг 2. Предварительное обсуждение кейса
  • Спросить все ли понятно по кейсу;
  • Сказать как они должны представить результат (оформить ответы

разноцветными маркерами на флипчатах).

  • Есть ли вопросы.
10 минут
Шаг 3. Деление группы на две подгруппы
  • Индивидуальная самостоятельная работа студентов с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия).
15 минут
Шаг 4. Работа в малых группах;

Мозговой штурм.

  • Согласование видения ключевой проблемы и ее решений;
  • Постановка проблемы;
  • Генерация идей;
  • Принятие решений;
15 минут
Шаг 5. Результат работы в малых группах и мозгового штурма.
  • Презентация результатов работы подгрупп:

пригласить по 1 члену команды для оглашения результатов

групповой работы;

20 минут
Шаг 6. Общая дискуссия
  • Обсуждение результатов работ команд;
  • Преподаватель руководит обсуждением кейса;
  • Провести обсуждение заданий: по каждому вопросу отдельно по-

порядку, дать по очереди каждой

подгруппе сказать их ответ;

  • Стимулировать общую дискуссию: если ответы различаются,

спросить, кто захочет задать

вопросы, кто не согласен, почему и

т.д.

  • Прийти к окончательному варианту ответа;
  • Поставить оценку каждой группе, объяснить почему.
30 минут
Шаг 7. Анализ Кейс-стади
  • От каждой подгруппы в письменном виде
10 минут
Шаг 8. Заключение
  • Сделать заключение: сказать какую

тему разобрали, чему научились

и т.д.

  • Спросить понравилась ли им

методика, что понравилось, что нет

(Обратная связь);

  • Всех поблагодарить.
10 минут

 

Обязанности студента – получить список рекомендуемой литературы, готовиться к занятию.

Во время занятий преподаватель:

  • Организует предварительное обсуждение кейса,
  • Делит группу на подгруппу,
  • Руководит обсуждением кейса.

Студент:

  • Задает вопросы,
  • Предлагает варианты решений.
  • Принимает решение,
  • Составляет письменный отчет о работе.

Заключение. Метод кейс – стади в медицинском университете – это конкретные клинические ситуации, «вымышленные» пациенты, сложные клинические случаи и т.д. При этом студенты делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейс – стади. Свои решения и рекомендации. Метод развивает у студентов коммуникативные навыки. Учит их  выражать свои мысли.

Таким образом, метод кейс – стади наиболее подходит в изучении дисциплины: «Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии», так как учит студентов работать с информацией: осуществлять ее сбор, анализ и на этой основе принимать решения. Ведь от правильности решения врача в экстренной ситуации зависит не только здоровье, но и жизнь  пациента.

 

Список литературы

1       Смолянинова О.Г. дидактические возможности метода кейс  – стади в обучении студентов.-М.: 2000.

2       Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по методу кейс обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ.-М.: 2000.

3       Смолянинова О.Г. инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study// Инновации в российском образовании. -СПб.-М.: ВПО, 2000.

4       Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. и др. КазНМУ: на пути инновационных преобразований.–Алматы: 2010.

5       Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А., Кызаева А.Д. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, Вып.1.-Алматы: КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, 2010.-Ч.3.-71 с.

 

 

R.N.Yespayeva, М.I.Nugmanova, G.Е.Abdikasymova

Kazakh national medical university named after S.D. Asphendiyarov

№2 Department of obstetrics and gynaecology

 

THE USE OF INTERACTIVE TRAINING METHODS DURING LESSONS ON CYCLE: «MEDICAL EMERGENCY IN OBSTETRICS AND GYNAECOLOGY»

 

Resume: Implementing interactive training methods – is one of the most important directions of improving students’ training at medical university. In the department of obstetrics and gynaecology №2, while studying the discipline «Medical emergency in obstetrics and gynaecology» the case-study method is used.

The advantage of this method is training students to work with information: to collect information, to analyze, and in this base to make decisions. Indeed the correct decision of a doctor in emergency cases may affect not only the health of the patient, but also his life.

Keywords: medical emergency, obstetrics and gynaecology, interactive training methods, case-study.

 

 

Р.Н.Еспаева, М.И.Нугманова, Г.Е.Абдикасымова

С.Д.Асфендияров атындағы ҚазақҰлттық Медицина Университеті

№2 Акушерлік іс және гинекология кафедрасы

 

«АКУШЕРИЯ ЖӘНЕ ГИНЕКОЛОГИЯДАҒЫ ҚАУЫРТ ЖАҒДАЙЛАР» ЦИКЛЫ БОЙЫНША САБАҚӨТКІЗУДЕ ИНТЕРАКТИВТІ ӘДІСТЕРДІ ҚОЛДАНУ

 

Түйін:Интерактивті оқу әдістерін енгізу – медициналық жоғарғы оқу орнындағы студенттерді дайындауды жетілдірудің басты бағыттарының бірі.  №2 Акушерия ісі және гинекология кафедрасында «Акушерия және гинекологиядағы қауырт жағдайлар» дисциплинасын меңгеруде кейс-стади әдісі қолданылады.

Әдістің басымдылығы – студенттерді  информациямен жұмыс істеуге үйретеді: оны жинауды іске асыру, талдау және соның негізінде шешім қабылдау. Қауырт жағдайларда дәрігердіңқабылдаған шешіміне науқастың денсаулығы ғана емес, өмірі де байланысты.

Түйінді сөздер:қауырт жағдайлар, акушерия ісі және гинекология, интерактивті оқу әдістері, кейс-стади.

 

Жаңалықтар

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индекстелген

С.Ж. Асфендияров атындағы Қазақ ұлттық медицина университеті

© 2021 ҚазҰМУ