ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОПЕДЕВТИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ.

25 Sep 2014

УДК 616.314:378.147

 

А.А.Баяхметова

модуль пропедевтики терапевтической стоматологии

КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова

 

 

Компетентностно-ориентированная модель медицинского образования предполагает  переход к активным методам обучения с внедрением современных педагогических технологий. Необходимым является внедрение в образовательный процесс образовательных технологий, способствующих не только приобретению осознанных знаний и  профессиональных  навыков, но и формированию коммуникативных компетенций и умению работать в команде. В статье приведен опыт внедрения образовательной технологии кейс-стади в преподавание дисциплины «Пропедевтика терапевтической стоматологии».  

Ключевые слова: модель медицинского образования, активные методы обучения, кейс-стади.

 

Ориентация системы вузовского образования  в нашей стране на международные стандарты предполагает  переход к активным методам обучения с внедрением современных педагогических технологий [1,2,3].  Метод  кейс-стади,  или  метод  конкретных ситуаций  основан на обучении  путем решения  задач –ситуаций, представляющих собой  содержание    кейсов.  Это метод предполагает  совместное  творчество студентов  и преподавателя над анализом  конкретной  клинической ситуации (case),   результатом которого является приобретение  студентами осознанных знаний и практического решения  ситуации.  Несомненным достоинством  метода  является не только получение знаний и  практических навыков, но и развитие профессиональных позиций  и формирование жизненных установок. В методе case-study происходит  развитие  навыков принятия решения  проблем. Развивается критическое мышление, формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Цикл практических занятий для студентов IV курса  по дисциплине «Пропедевтика терапевтической стоматологии» состоит из 36 занятий с 6 рубежными контролями.  Цикл занятий по дисциплине был условно разделен на отдельные модули.   Практическое занятие  проводилось на тему: «Ошибки и осложнения на этапах эндодонтического лечения», что входило в модуль   занятий,  посвященных этапам эндодонтического лечения,  изучению понятий осложненного кариеса, цели и задачам эндодонтического лечения, эндодонтическим инструментам, методам инструментальной и медикаментозной обработки  и пломбирования корневых каналов.  До начала занятий по темам данного модуля студенты были ознакомлены с основами  образовательной  технологии  CBL с демонстрацией мультимедийной презентации, о  ,задачами, которые будут перед ними поставлены, а именно провести анализ конкретной клинической  ситуации, ответить на поставленные вопросы в задании, найти решение, использовав при этом приобретенные теоретические знания

Подготовительный этап. Преподавателем был подготовлен кейс с  18 ситуациями, соответствующими теме занятия  «Ошибки и осложнения на этапах эндодонтического лечения» (прилагается). Каждая ситуация в кейсе представлена  в мультимедийном  формате в виде рентгенограмм, описаний  клинических ситуаций с ключевыми вопросами:Какая ошибка была допущена на этапах эндодонтического лечения? Какие неправильные действия привели к этой ошибке?  Как устранить возникшие осложнения?   Какова профилактика этих осложнений?  Решение  ситуации требует от студента комплекса знаний и практических навыков, заложенных в данном модуле, носит проблемный характер, уровень сложности расчитан на более чем средне успевающего студента. Было проведено формирование групп, для формирования групп было  проведено тестирование ( тестовые задания прилагаются). Несмотря на то, что при формировании  групп учитывались личные пожелания студентов, в итоге сформированные  три группы  по  2 человека   включали, как правило,  более и менее успевающего студента. Студенты работали индивидуально по  темам данного модуля дисциплины, использовали материал учебников, лекций, пособий  и интернет-источники, им был дан список основной и дополнительной литературы, представлен лекционный материал в мультимедийном формате.

При обсуждении результатов тестировании  проводился разбор допущенных ошибок.  Преподаватель отвечал на вопросы,  давал рекомендации по дополнительной работе над теми  или иными вопросами  данного модуля.

Работа групп с кейсовыми ситуациями  проводилась в форме открытого занятия, на котором присутствовали преподаватели  модуля пропедевтики терапевтической стоматологии. Сформированные группы студентов поочередно получали задания из кейса с ситуациями, которые были подготовлены преподавателем. Полученная ситуация высвечивалась на экране для обзора всем присутствующим (рис.1).  Выбор заданий из кейса группами проводился случайным методом выбора из предложенного  ряда разложенных на столе заданий.

На решение  полученной ситуации группе  отводилось 10 минут (рисунок 2 ), ответ группы  строился в виде минипрезентаций,  в которых использовался  наработанный  студентами при внеаудиторной подготовке информационный материал.  К дискуссии были привлечены трое хорошо успевающих студентов другой учебной группы, что придало обсуждению ситуаций более живой и эмоциональный характер (рисунок 3). Преподаватель при необходимости направляла ход дискуссии, в некоторых ситуациях задавала дополнительные вопросы,  при необходимости  сообщала дополнительную информацию, что могло бы помочь, или послужить ключом к правильному решению.

Оценивание знаний студента.  В итоговой оценке студентов  учитывались результаты всех проведенных  этапов,  оценивали активность студента при подготовке вне аудитории, о чем судили по  результатам обратной связи, результаты индивидуального тестирования, групповой работы.  В оценке студента оценивали  уровень подготовки к занятиям, добросовестное отношение к внеаудиторной работе, умение работать в группе, активность в обсуждении, инициативность, коммуникабельность, уважительность и корректность в ходе дискуссии. Разработаны методические рекомендации для преподавателей по проведению данного занятия, оценочный чек-лист,  внесены изменения в силлабус.

 

 

ЧЕК-ЛИСТ

Критерии оценки проведенного анализа ситуационной задачи –кейс-стади

 ( допущенная ошибка и возникшие осложнения на этапах  эндодонтического лечения)

 

п/п КритерииОценки Уровень
Превос-ходно Приемлемо Требуеткоррекции Неприемлемо
Ознакомившись с клинической ситуацией, выделил ведущие клинические симптомы осложнения, вызванного  допущенной ошибкой  на этапах эндодонтического лечения. 10 7,5 5 0
Определил этап эндодонтического лечения на котором была допущена ошибка. 10 7,5 5 0
Назвал причины, приведшие к осложнению на этапах эндодонтического лечения 10 7,5 5 0
Назвал осложнение, вызванное допущенной ошибкой на этапах эндодонтического лечения 10 7,5 5 0
Назвал меры профилактики допущенной ошибки  и вызванного осложнения 10 7,5 5 0
Логично  и обосновано представил описанную клиническую ситуацию  аудитории. 10 7,5 5 0
Умение выслушать  оппонента и работать в команде 10 7,5 5 0
Аргументировал выбор  плана (схемы, тактики)  лечения  (ведения) больного 10 7,5 5 0
Продемонстрировал культуру речи, владение профессиональной терминологией 10 7,5 5 0
Сформулировал необходимые для пациента рекомендации. 10 7,5 5 0

 

Итого баллов ______________ Подпись преподавателя ____________

 

 

 

 

Список литературы

1       Модель медицинского образования Казахского Национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова. Вып.1. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2010. — Часть 3. Методы и формы обучения. – 72 с.

2       Мынбаева А.К., Садвокасова З.М.. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать: учебное пособие. – 4-е изд., доп. – Алматы: 2010. – 344 с.

3       Сарсенбаева С.С., Рамазанова Ш.Х., Баймаханова Н.Т. Активные методы обучения в медицинском вузе.  Учебное пособие . – Алматы: 2011. — 45 с.

 

 


А.А.Баяхметова

С.Ж.Асфендияров атындағы ҚазҰМУ терапиялық стоматология пропедевтикасы модульы

 

Терапиялық стоматология пропедевтикасын оқытудакейс-стади білімдік технологиясын қолдану тәжірибесі

 

Түйін:Медициналық білім берудің компетентті-бағдарлы моделі заманауи педагогтық технологияны енгізумен оқытудың белсенді әдісіне өтуді болжайды. Білім беру үрдісіне саналы білімді және кәсіптік дағдыларды игеру ғана емес, коммуникативті компетенцияны қалыптастыру және командамен жұмыс жасауға себеп болатын  білім беру технологиясын енгізу қажет болып табылады. Мақалада «Терапиялық стоматология пропедевтикасы» пәнін оқытуда кейс-стади білімдік технологиясын енгізу тәжірибелері келтірілген.

Түйінді сөздер: медициналық білім беру моделі, оқытудың белсенді әдістері, кейс-стади.

 

 

 

A.A. Bayahmetova

module leader propaedeutics therapeutic dentistry

KazNMU after  SD Asfendiyarov

Experience in the application of educational technology case studies in teaching propaedeutics odontology.

 

Resume:Competence- based model of medical education involves a move to active learning methods with the introduction of modern teaching technologies . Necessary is the introduction in the educational process of educational technologies that promote not only the acquisition of conscious knowledge and skills , but also the formation of communicative skills and ability to work in a team . The article presents the experience of implementing educational technology case studies in teaching discipline » Propedevtika therapeutic dentistry .»

Keywords: model of medical education , active learning methods , case studies .

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ