ОРГАНИЗАЦИЯ СРСП НА КАФЕДРЕ ОФТАЛЬМОЛОГИИ КАЗНМУ ИМ. С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

25 Sep 2014

УДК 617.7.078-96

 

А.Ж.Аубакирова, З.Т.Утельбаева, О.Г.Ульданов

КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, кафедра офтальмологии

 

 

 

Происходящая в настоящее время реформа высшего образования требует от преподавателя разработки методик и форм организации  аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов. На практических и семинарских занятиях различные виды  самостоятельной работы  позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части  студентов в группе. В статье  описываются  методы проведения  самостоятельной работы  под контролем преподавателя на кафедре офтальмологии. 

Ключевые слова: самообразование, электронный компьютерный атлас, клинические ситуационные задачи.

 

Основная задача высшего образования на современном этапе заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности [1]. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Одной из главных составляющих учебного процесса является обучение, представляющее собой совместную или самостоятельную деятельность студентов и преподавателей по достижению определенных знаний, умений и навыков, результат которой проявляется качеством подготовленности студентов [2]. Важная роль в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов над учебным материалом на фоне усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов [3].

В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы студентов: в учебное и внеучебное время [4].

Аудиторная Самостоятельная работа под контролем преподавателя реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

Целью самостоятельной работы являются: осмысление, углубление, расширение знаний по программе изучаемой дисциплины и овладение необходимыми умениями самостоятельной работы с различными источниками знаний, формирование исследовательских навыков с учетом индивидуальных особенностей студента. Руководящая роль профессорско-преподавательского состава является обязательным условием оптимальной организации самостоятельной работы студентов. Задачи преподавателя при контроле за СРС сводятся  к правильной постановке конкретных учебных целей, формированию у студентов соответствующей мотивации, необходимости заинтересовать студента, предъявлению заданий разного типа с учетом индивидуальных особенностей студента, обеспечению обратной связи между каждым студентом и преподавателем, использованию современных инновационных технологий [5].

Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.  Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя — увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. На практических и семинарских занятиях  различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На кафедре офтальмологии для проведения  самостоятельной работы  под контролем преподавателя используются: электронный компьютерный атлас по офтальмологии по всем темам практических занятий, демонстрационные видеофильмы по разным разделам офтальмологии, по видам оперативного лечения больных с офтальмопатологией (катаракта, глаукома и т.д.), компьютерный учебный атлас «Методы исследования органа зрения», позволяющий самостоятельно отрабатывать практические навыки с использованием видеоматериалов, методические рекомендации и пособия, электронные учебники. Остановимся на некоторых из них.

Компьютерный учебный атлас по офтальмологии выполнен ТОО «Институт профилактической медицины» совместно с кафедрой глазных болезней Саратовского государственного медицинского университета. Построен по иллюстративному принципу с использованием компьютерной multimedia-технологии и содержит 12 уроков. Учебный материал атласа содержит основные разделы офтальмологии. Каждый раздел представляет собой последовательность экранных страниц, состоящих из иллюстративного материала и текстовой поясняющей информации. При описании сложных процессов предусмотрено использование средств компьютерной графики и мультипликации, облегчающих восприятие материала. Пользователь может переходить по страницам атласа, на многих страницах для улучшенного восприятия воспроизведена реальная мультипликация того или иного процесса. Существует возможность поиска в уроках. Одним из достоинств организации компьютерного учебного атласа по офтальмологии является наличие на страницах уроков ссылок, позволяющих быстро перейти на страницу в уроке с объяснением термина. Создан офтальмологический глоссарий, содержащий более 2000 терминов.

Работа студентов с атласом показала, что активное использование мультимедийных технологий  повышает интерес к дисциплине и логическое восприятие.

В процессе обучения преподаватели используют 19 клинических задач по разным разделам, поскольку студент должен не только получать знания, но и уметь использовать их для решения типовых профессиональных задач (диагностики, лечения, профилактики болезней).

Цель  — в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.

Учебные клинические задачи имеют очень важную функцию, особенно в тех случаях, когда работа с тематическими больными сложна. Задачи составлены  в виде моделей клинических ситуаций, а вопрос задачи обычно соответствует вопросам, возникающим во врачебной практике: поставьте диагноз, поставьте предварительный диагноз, составьте план дополнительных исследований, составьте план лечения. Варьирование этих моментов в задачах, различных по содержанию, создает условия для отражения реальных клинических ситуаций, решение которых необходимо при обучении профессиональным навыкам.

Схема задач  представлена 5 этапами, соответствующими этапам клинического мышления и принятия решения,  в виде разветвлено-мозаичной формы алгоритма:

На первом этапе студентам представляются данные  жалоб пациента и анамнеза, на основании которых выстраивается предполагаемая гипотеза диагноза — 2 этап.

На третьем этапе в зависимости от предполагаемой гипотезы выстраивается схема обследования пациента, в которой выделяют обязательные для освоения студентами методы обследования (перечень обязательных практических навыков) и методы, которые студент должен

На четвертом этапе в результате сопоставления и анализа жалоб, анамнеза пациента, результатов офтальмологического и лабораторных исследований, дифференциальной диагностики заболеваний выставляется окончательный диагноз той или иной нозологической группы.

На пятом этапе согласно целям и задачам обучения дисциплине «Офтальмология» определяется стратегия лечения пациента: назначение лечения, первая медицинская помощь и срочная госпитализация, направление к другим специалистам на консультацию.

Наш анализ работы  показал, что студенты с удовольствием работают с задачами на основе моделей клинических ситуаций, предложенная  методика обучения позволяет оптимизировать формирование клинического мышления.

 

 

Список литературы

1       Плотникова О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход // Высшее образование в России. – 2005. – № 1 – С. 178–179.

2       Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. – 2005. – № 11. – С. 6–89.

3       Портных В. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. – 2006. –№ 7. – С. 155–157.

4       Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза // Проблемы уч.-метод. и воспитательной работы в вузе: материалы III межрегион. науч.-практ. конф. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. – Т. 2. – С. 124–130.

5       Шамов И.А., Гаджиев Г.Э. Деловая игра в медицинском ВУЗе: пособие для преподавателей. – Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2008. – 56 с.

6       Нейман, Е.Г., Прокопцева, Н.Л., Шитьковская, Е.П. / Методы и формы занятий на кафедре детских болезней с использованием компьютерных технологий // Вузовская педагогика. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе Красноярской государственной медицинской академии. Сб. науч. трудов. — Красноярск, 2007. — С. 77-81.

 

 

 

А.Ж.Аубакирова, З.Т.Утельбаева, О.Г.Ульданов

С.Д.Асфендияров атындағы ҚҰМУ офтальмология кафедрасында СОӨЖді ұйымдастыру

 

Түйін: Кәзіргі кездегі жоғарғы оқу орнындағы реформалар оқытушыдан жаңа әдістер және аудиториялық сабақтар түрін  жаңадан жасауды қажет етеді, бұл сабақтар студенттердің жоғарғы деңгейдегі өзінділігін қамтамасыз етеді. Тәжірібелік және семинар сабақтарында әр түрлі өзіндік жұмыстар оқыту процессін қызықты етуі және студенттердің белсенділігін  жоғарылатуға тиіс.  Статьяда офтальмология кафедрасында студенттердің оқытушымен бірге өзіндік жұмыстарын өткізу әдістері қаралған.

Түйінді сөздер: өзіндік білім алу, электронды компьютерлік атлас,  клиникалық ситуациялық есептер.

 

 

A.Zh. Aubakirova, Z.T. Utelbayeva, O.G. Uldanov
Organization of the department of ophthalmology SRSP KazNMU named after  S.D. Asfendiyarov

 

Resume: The ongoing reform of higher education require that teachers develop the methods and forms of organization of classes that can provide a high level of autonomy of students. On practical and seminars various kinds of independent work permit to make the learning process more interesting and raise the activity of a large part of the students in the group. This article describes the methods of independent workunder the supervision of a teacher at the department of Ophthalmology .

Keywords: self-education, electronic computer atlas, clinical case studies.

 

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ