25 Sep 2014
УДК: 614.23:616.314:37.014.1
Р.Н. Жартыбаев, М.К. Искакова, Р.С. Ибрагимова
Кафедра интернатуры по стоматологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова
В статье описаны ключевые моменты при подготовке врача-стоматолога по специальности «Врач-стоматолог общей практики», представлен оптимальные пути решения.
Ключевые слова: постдипломное образование, интернатура, учебный процесс, клиническая база, кафедра
Интернатура является обязательным этапом клинической подготовки студентов медицинских высших учебных заведений, осуществляемой высшими организациями медицинского образования Казахстана. Обучение интернов осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 N 319-III. По окончании 5 лет обучения по специальности 051302 – «Стоматология» выпускнику, изъявившему желание работать по специальности, не связанной с клинической практикой, выдается диплом о высшем медицинском образовании с присвоением академической степени бакалавра стоматологии, академическая справка с указанием перечня изученных дисциплин с оценками, числом освоенных кредитов и объемом академических часов. Бакалавр стоматологии имеет возможность продолжить обучение в магистратуре или интернатуре. Выпускнику, завершившему обучение по специальности 051302 – «Стоматология» (5+1), выдается диплом о высшем базовом медицинском образовании, академическая справка с указанием перечня изученных дисциплин с оценками, числом освоенных кредитов и объемом академических часов с присвоением квалификации врач-стоматолог общей практики и удостоверение об окончании интернатуры. Выпускник, завершивший обучение по специальности 051302 – «Стоматология» (5+1) , допускается к самостоятельной практической деятельности в качестве врача-стоматолога общей практики в установленном законодательством порядке. Он имеет право продолжить дальнейшее обучение в магистратуре или резидентуре [1].
Интернатура — первый шаг к самостоятельной работе врача, поэтому важно начиная именно с этого этапа направлять усилия молодого специалиста к самосовершенствованию. Актуальность проблемы образования стоматологов на этапе первичной профессиональной подготовки заключается в том, что при существующей новой социально-экономической ситуации обучение стоматологов в интернатуре должно осуществляться с позиций подготовки врача-стоматолога общей практики [2,3]. Однако в стоматологических учреждениях республики до сих пор не определены роль и место врача-стоматолога общей практики в структуре амбулаторного стоматологического приема, так как в современных условиях организации стоматологической помощи населению штатная единица – «врач-стоматолог общей практики» не предусмотрена, а выпускник интернатуры получает сертификат «Врач-стоматолог общей практики».
Не решенной проблемой остается разработка нормативов оказания стоматологической помощи населению, отсутствие квалификационных характеристик и должностных обязанностей врача-стоматолога общей практики. Если не решать эти вопросы на законодательном уровне, то многие выпускники нашего вуза должны будут пройти профессиональную переподготовку, что не соответствует программе подготовке врача-стоматолога общей практики. По мнению ряда авторов, именно врач-стоматолог общей практики в состоянии самостоятельно удовлетворить потребность в оказании стоматологической помощи 80—90 % пациентов, обращающихся в стоматологические учреждения амбулаторного типа, что расширяет объем и своевременность оказания стоматологической помощи [4]. Зачастую пациент с несколькими патологиями зубочелюстной системы вынужден обращаться за помощью не к одному, а к нескольким стоматологам-специалистам, при этом теряется восприятие врачом целостной клинической ситуации. Только врач-стоматолог общей практики, способен оказать пациентам различные виды стоматологической помощи и провести профилактическую помощь более эффективно.
С учетом современных требований в условиях рыночной экономики уровень профессиональной подготовки врача требует определенных условий, направленных на совершенствование объема теоретических знаний и практических навыков, с учетом специфики оказания стоматологической помощи широкому кругу пациентов и разнообразия видов стоматологической помощи. Для создания условий, способствующих повышению качества подготовки врача-интерна-стоматолога, Ученым Советом КазНМУ принято решение о создании интегрированной кафедры интернатуры по стоматологии. Деятельность кафедры интернатуры по стоматологии должна быть направлена на обучение интернов как завершающего этапа единого образовательного процесса. В 2013 году ректором КазНМУ, профессором Акановым А.А. был подписан приказ за № 385 от 16 сентября о создании интегрированной кафедры интернатуры по стоматологии с подготовкой специалистов по специальности «Врач-стоматолог общей практики».
Согласно штатному расписанию на кафедре работают 18 преподавателей, с большим профессиональным опытом работы в ВУЗе: 3 профессора, доктора медицинских наук, 3 кандидата медицинских наук, доценты ВАК, 3 кандидата медицинских наук, и.о.доцента, 4 ассистента – кандидаты медицинских наук и 4 ассистента без ученой степени по пяти основным направлениям в области стоматологии: терапевтической, хирургической, ортопедической, стоматологии детского возраста и ортодонтии.
Одной из серьезных проблем явилось отсутствие полноценной клинической базы для обучения в интернатуре. В период становления кафедра имела только одну клиническую базу – учебно-лечебные кабинеты Института стоматологии КазНМУ. Большой поток интернов занимающихся одновременно по одной дисциплине, нехватка кабинетов, недостаточное количество пациентов привело к поиску других клинических баз. Была проведена организационная работа по расширению клинических баз для работы интернов в рамках г. Алматы. В настоящее время кафедра имеет несколько клинических баз: приемный покой ГКБ №5, стоматологическое отделение НИИОиР (хирургическая стоматология), ГП № 9 (терапевтическая и ортопедическая стоматология), поликлиника для участников и инвалидов ВОВ (ортопедическая стоматология), детское челюстно-лицевое отделение ГКБ №5 (детская хирургическая стоматология), школа-гимназия № 130, школа-интернат «Жануя» (детская терапевтическая стоматология), ТОО «Стоминвест» (хирургическая стоматология, ортодонтия). Основной базой остается Институт стоматологии КазНМУ. Полноценная обеспеченность рабочими местами интернов способствовало повышению качества учебного процесса и совершенствованию практических навыков. Данный опыт работы будет дальше продолжаться и внедряться в учебный процесс кафедры.
В настоящее время проводится организационная работа по вопросам прохождения интернатуры с выездом в областные стоматологические центры с последующим трудоустройством молодых специалистов. Однако, трудоустройство молодого специалиста, имеющего сертификат «Врач-стоматолог общей практики», несёт некоторые проблемы. Не всегда работодатель готов и имеет возможность предоставить рабочее место, соответствующее сертификату молодого специалиста. Поэтому необходимо совместно с МЗ РК разработать и принять к действию ряд нормативных документов, определяющих роль и место врача-стоматолога общей практики в системе оказания стоматологической помощи населению Казахстана.
Следующая важная проблема обучения в интернатуре связана с материально-техническим оснащением учебного процесса: отсутствие диагностических аппаратов, материалов и инновационных технологий. Только теоретическое освоение учебного материала без совершенствования практических навыков с использованием современных и инновационных технологий не соответствуют международным требованиям подготовки квалифицированных стоматологов. Решение этой проблемы, на наш взгляд, возможно путем организации выездной практики в клиники как государственного, так и частного уровня, имеющие высокотехнологическую базу.
Высокие профессиональные требования к стоматологу общей практики со стороны работодателя поднимают вопрос об увеличении количества учебных часов по профильным дисциплинам на 10-15% с целью освоения и совершенствования практических навыков врачом-интерном в интернатуре. В настоящее время общее количество часов составляет 1350 часов, что, на наш взгляд, является недостаточным и требует коррекции в ГОСО-2011.
С целью повышения профессионального мастерства на кафедре проводятся мероприятия для интернов по вопросам, наиболее важным для практической стоматологии. Так, были организованы и проведены мастер-классы по дентальной имплантации (проф. Жартыбаев Р.Н.), по нейростоматологии (проф. Ибрагимова Р.С.), по врожденным заболеваниям челюстно-лицевой области (проф. Шалабаева К.З.), по диагностике и лечению эрозивно-язвенных поражений слизистой оболочки полости рта (доцент Мезгильбаева Д.М., доцент Искакова М.К.), по проведению санации полости рта у детей с психосоматическими заболеваниями (асс. Курмангалиева Г.А.).
При содействии Высшей медицинской школы (директор, профессор Балмуханова А.В.) проведение элективной дисциплины «Неотложная медицинская помощь» организовано в Центре практических навыков КазНМУ, где интерны на манекенах и муляжах осваивают навыки по оказанию неотложной медицинской помощи пациентам стоматологического профиля.
В будущем планируется использование в учебном процессе современных компьютерных программ, что позволит обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации, а новые технологии, такие как электронные учебные пособия, мультимедийный контент, сеть Интернет будут способствовать более активному привлечению интернов к процессу обучения. Интерактивные возможности систем доставки информации позволят наладить обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку путем применения дистанционного обучения, способствующего взаимодействию преподавателя и интерна (в случае выездного цикла).
Остается острой проблемой подготовка научных, педагогических кадров для высшего медицинского звена. Одним из путей решения этой проблемы является подготовка кадров в магистратуре по специальности 6М110100 – «Медицина», по направлению «Стоматология». На следующий учебный год кафедра интернатуры по стоматологии будет проводить набор обучающихся в магистратуру по научно-педагогическому направлению (одногодичный курс), которая поможет нам решить вопрос преемственности и кадрового потенциала. Решаются вопросы о подготовке на кафедре резидентов и докторантов (докторов медицины и докторов философии (PhD) по специальности 6D110100 – «Медицина», направление «Стоматология».
Для реализации перечисленных планов и решению указанных выше проблем необходимы условия, способствующие развитию профессионального образования с использованием методологических принципов деятельностного подхода, компетентностно-ориентированной парадигмы образования, направленной на формирование профессиональной компетентности обучающихся.
Список литературы
1 Программа «ГОСО-2006», утвержденная МОН РК
2 Арутюнов С.Д., Цветкова JI.A., Романенко Н.В., Труфанова Е.И. Интернатура – путь становления врача-стоматолога общей практики. // Научно-практическая конференция «Пути совершенствования последипломного образования специалистов стоматологического профиля. Актуальные проблемы ортопедической стоматологии и ортодонтии». – М.: 2002. – С. 24-26.
3 Труфанова Е.И. Медико-педагогические условия совершенствования подготовки специалиста в интернатуре по специальности 04.04.01 “Стоматология” – автореф. на соиск.учен.степ.к.м.н.- М.: 2000.- 28 с.
4 Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/mediko-pedagogicheskie-usloviya-sovershenstvovaniya-podgotovki-spetsialista-v-internature-po#ixzz31HbFrHE0
Р.Н. Жартыбаев, М.К. Искакова, Р.С. Ибрагимова
«Жалпы тәжірбиелі дәрігер-стоматолог» мамандығы бойынша интернатурадағы оқыту мәселелері.
Шешу жолдары
Түйін: Мақалада «Жалпы тәжірбиелі дәрігер-стоматолог» мамандығы бойыншадәрігер-стоматологты дайындаудағы үйлесімді шешімдері көрсетілген.
R. N. Zhartybayev, M.K. Iskakova, R.S. Ibragimova
Teaching problems in internship as “A dentist of the general practice”. Solutions
Resume: when training the dentist there are key moments described in the article according to the specialty “A dentist of the general practice”, optimum solutions are presented.