ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРНАТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ». ПУТИ РЕШЕНИЯ

25 Sep 2014

УДК: 614.23:616.314:37.014.1

 

Р.Н. Жартыбаев, М.К. Искакова, Р.С. Ибрагимова

Кафедра интернатуры по стоматологии  КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

 

 

В статье описаны ключевые моменты при подготовке врача-стоматолога по специальности «Врач-стоматолог общей практики», представлен оптимальные пути решения.

Ключевые слова:  постдипломное образование, интернатура, учебный процесс, клиническая база, кафедра

 

Интернатура является обязательным этапом клинической подготовки студентов медицинских высших учебных заведений, осуществляемой высшими организациями медицинского образования Казахстана. Обучение интернов осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 N 319-III. По окончании 5 лет обучения  по специальности 051302 – «Стоматология» выпускнику, изъявившему желание работать по специальности, не связанной с клинической практикой, выдается диплом о высшем медицинском образовании с присвоением академической степени бакалавра стоматологии, академическая справка с указанием перечня изученных дисциплин с оценками, числом освоенных кредитов и объемом академических часов. Бакалавр стоматологии имеет возможность продолжить обучение в магистратуре или интернатуре. Выпускнику, завершившему обучение  по специальности 051302 – «Стоматология» (5+1),  выдается диплом о высшем базовом медицинском образовании, академическая справка с указанием перечня изученных дисциплин с оценками,  числом освоенных кредитов  и объемом академических часов с присвоением квалификации врач-стоматолог общей практики и удостоверение об окончании интернатуры. Выпускник, завершивший обучение по специальности  051302 – «Стоматология» (5+1) , допускается к самостоятельной практической деятельности в качестве врача-стоматолога общей практики в установленном законодательством порядке. Он имеет право продолжить дальнейшее обучение в магистратуре или резидентуре [1].

Интернатура — первый шаг к самостоятельной работе врача, поэтому важно начиная именно с этого этапа направлять усилия молодого специалиста к самосовершенствованию. Актуальность проблемы образования стоматологов на этапе первичной профессиональной подготовки заключается в том, что при существующей новой социально-экономической ситуации обучение стоматологов в интернатуре должно осуществляться с позиций подготовки врача-стоматолога общей практики [2,3]. Однако в стоматологических учреждениях республики до сих пор не определены роль и место врача-стоматолога общей практики в структуре амбулаторного стоматологического приема, так как в современных условиях организации стоматологической помощи населению штатная единица – «врач-стоматолог общей практики» не предусмотрена, а  выпускник интернатуры получает сертификат «Врач-стоматолог общей практики».

Не решенной проблемой остается разработка нормативов оказания стоматологической помощи населению, отсутствие квалификационных характеристик и должностных обязанностей врача-стоматолога общей практики. Если не решать эти вопросы на законодательном уровне, то многие выпускники нашего вуза должны будут пройти  профессиональную переподготовку, что не соответствует программе подготовке врача-стоматолога общей практики.  По мнению ряда авторов, именно врач-стоматолог общей практики в состоянии самостоятельно удовлетворить потребность в оказании стоматологической помощи 80—90 % пациентов, обращающихся в стоматологические учреждения амбулаторного типа, что расширяет объем и своевременность оказания стоматологической помощи  [4]. Зачастую пациент с несколькими патологиями зубочелюстной системы вынужден  обращаться за помощью не к одному, а к нескольким стоматологам-специалистам, при этом  теряется восприятие врачом целостной клинической ситуации. Только врач-стоматолог общей практики, способен оказать пациентам различные виды стоматологической помощи и провести профилактическую помощь более эффективно.

С учетом современных требований в условиях рыночной экономики  уровень профессиональной подготовки врача требует определенных условий, направленных на совершенствование объема теоретических знаний и практических навыков, с учетом специфики оказания стоматологической помощи широкому кругу пациентов и разнообразия видов стоматологической помощи. Для создания условий, способствующих повышению качества подготовки врача-интерна-стоматолога, Ученым Советом КазНМУ принято решение о создании интегрированной кафедры интернатуры по стоматологии. Деятельность кафедры интернатуры по стоматологии должна быть направлена на обучение интернов как завершающего этапа единого образовательного процесса. В 2013 году ректором КазНМУ, профессором Акановым А.А. был подписан приказ за № 385 от 16 сентября о создании интегрированной кафедры интернатуры по стоматологии с подготовкой специалистов по специальности «Врач-стоматолог общей практики».

Согласно штатному расписанию на кафедре работают 18 преподавателей, с большим профессиональным опытом работы в ВУЗе: 3 профессора, доктора медицинских наук, 3 кандидата медицинских наук, доценты ВАК, 3 кандидата медицинских наук, и.о.доцента, 4 ассистента – кандидаты медицинских наук и 4 ассистента без ученой степени по пяти основным направлениям в области стоматологии: терапевтической, хирургической, ортопедической, стоматологии детского возраста и ортодонтии.

Одной из серьезных проблем явилось отсутствие полноценной клинической базы для обучения в интернатуре. В период становления кафедра имела только одну клиническую базу – учебно-лечебные кабинеты Института стоматологии КазНМУ. Большой поток интернов занимающихся одновременно по одной дисциплине, нехватка кабинетов, недостаточное количество пациентов привело к поиску других клинических баз. Была проведена организационная работа по расширению клинических баз для работы интернов в рамках г. Алматы. В настоящее время кафедра имеет несколько клинических баз: приемный покой ГКБ №5, стоматологическое отделение НИИОиР (хирургическая стоматология), ГП № 9 (терапевтическая и ортопедическая стоматология), поликлиника для участников и инвалидов ВОВ (ортопедическая стоматология), детское челюстно-лицевое отделение ГКБ №5 (детская хирургическая стоматология), школа-гимназия № 130, школа-интернат «Жануя» (детская терапевтическая стоматология), ТОО «Стоминвест» (хирургическая стоматология, ортодонтия). Основной базой остается Институт стоматологии КазНМУ. Полноценная обеспеченность рабочими местами интернов способствовало повышению качества учебного процесса и совершенствованию практических навыков. Данный опыт работы будет дальше продолжаться и внедряться в учебный процесс кафедры.

В настоящее время  проводится организационная работа по вопросам прохождения интернатуры с выездом в областные стоматологические центры с последующим трудоустройством молодых специалистов. Однако, трудоустройство молодого специалиста, имеющего сертификат «Врач-стоматолог общей практики», несёт некоторые проблемы. Не всегда работодатель готов и имеет возможность  предоставить рабочее место, соответствующее сертификату молодого специалиста. Поэтому необходимо совместно с МЗ РК разработать и принять к действию  ряд нормативных документов, определяющих роль и место врача-стоматолога общей практики в системе оказания стоматологической помощи населению Казахстана.

Следующая важная проблема обучения в интернатуре связана с материально-техническим оснащением учебного процесса: отсутствие диагностических аппаратов, материалов и инновационных технологий. Только теоретическое освоение учебного материала без совершенствования практических навыков с использованием современных и инновационных технологий не соответствуют международным требованиям подготовки квалифицированных стоматологов. Решение этой проблемы, на наш взгляд, возможно путем организации выездной практики в клиники как государственного, так и частного уровня, имеющие высокотехнологическую базу.

Высокие профессиональные требования к стоматологу общей практики со стороны работодателя поднимают вопрос об увеличении количества учебных часов по профильным дисциплинам на 10-15% с целью освоения и совершенствования практических навыков врачом-интерном  в интернатуре. В настоящее время общее количество часов составляет 1350 часов, что, на наш взгляд, является недостаточным и требует коррекции в ГОСО-2011.

С целью повышения профессионального мастерства на кафедре проводятся мероприятия для интернов по вопросам, наиболее важным для практической стоматологии. Так, были организованы и проведены мастер-классы по дентальной имплантации (проф. Жартыбаев Р.Н.), по нейростоматологии (проф. Ибрагимова Р.С.), по врожденным заболеваниям челюстно-лицевой  области (проф. Шалабаева К.З.), по диагностике и лечению эрозивно-язвенных поражений слизистой оболочки полости рта (доцент Мезгильбаева Д.М., доцент Искакова М.К.), по проведению санации полости рта у детей с психосоматическими заболеваниями (асс. Курмангалиева Г.А.).

При содействии Высшей медицинской школы (директор, профессор Балмуханова А.В.) проведение элективной дисциплины «Неотложная медицинская помощь» организовано в Центре практических навыков КазНМУ, где интерны на манекенах и муляжах осваивают навыки по оказанию неотложной медицинской помощи пациентам стоматологического профиля.

В будущем планируется использование  в учебном процессе современных компьютерных программ, что  позволит обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации, а новые технологии, такие как электронные учебные пособия, мультимедийный контент, сеть Интернет будут способствовать более активному привлечению интернов к процессу обучения. Интерактивные возможности систем доставки информации позволят наладить обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку путем применения дистанционного обучения, способствующего взаимодействию преподавателя и интерна (в случае выездного цикла).

Остается острой проблемой подготовка научных, педагогических кадров для высшего медицинского звена. Одним из путей решения этой проблемы является подготовка кадров в магистратуре по специальности 6М110100 – «Медицина», по направлению «Стоматология». На следующий учебный год кафедра интернатуры по стоматологии будет проводить набор обучающихся в магистратуру по научно-педагогическому направлению (одногодичный курс), которая поможет нам решить вопрос преемственности и кадрового потенциала. Решаются вопросы о подготовке на кафедре  резидентов и докторантов (докторов медицины и докторов философии (PhD) по специальности 6D110100 – «Медицина», направление «Стоматология».

Для реализации перечисленных планов и решению указанных выше проблем необходимы условия, способствующие развитию профессионального образования с использованием методологических принципов деятельностного подхода, компетентностно-ориентированной парадигмы образования, направленной на формирование профессиональной компетентности обучающихся.

 

 

 

Список литературы

1       Программа «ГОСО-2006», утвержденная МОН РК

2       Арутюнов С.Д., Цветкова JI.A., Романенко Н.В., Труфанова Е.И.  Интернатура – путь становления врача-стоматолога общей практики. // Научно-практическая конференция «Пути совершенствования последипломного образования специалистов стоматологического профиля. Актуальные проблемы ортопедической стоматологии и ортодонтии». – М.: 2002. – С. 24-26.

3       Труфанова Е.И. Медико-педагогические условия совершенствования подготовки специалиста в интернатуре по специальности 04.04.01 “Стоматология” – автореф. на соиск.учен.степ.к.м.н.- М.: 2000.- 28 с.

4       Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/mediko-pedagogicheskie-usloviya-sovershenstvovaniya-podgotovki-spetsialista-v-internature-po#ixzz31HbFrHE0

 


 

Р.Н. Жартыбаев, М.К. Искакова, Р.С. Ибрагимова

«Жалпы тәжірбиелі дәрігер-стоматолог» мамандығы бойынша интернатурадағы оқыту мәселелері.

Шешу жолдары

 

Түйін: Мақалада «Жалпы тәжірбиелі дәрігер-стоматолог» мамандығы бойыншадәрігер-стоматологты дайындаудағы үйлесімді шешімдері көрсетілген.

 

 

 

 

R. N. Zhartybayev, M.K. Iskakova, R.S. Ibragimova

Teaching problems in internship as “A dentist of the general practice”. Solutions

 

Resume: when training the dentist there are key moments described in the article according to the specialty “A dentist of the general practice”, optimum solutions are presented.

 

News

All


Video


Gallery

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Useful databases

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


About the journal

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Indexed by

Asfendiyarov Kazakh National Medical University

© 2021 KazNMU